Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме; quot; Литература как искусство слова; quot, 5 класс | Социальная сеть работников образования — литература как искусство слова

06.07.2020

9. Домашнее задание: стр.3-4 – условные обозначения; стр.6 – вопросы.

«Литература как искусство слова», 5 класс
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

«Литература как искусство слова» Урок №1, презентация (Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина)

Скачать:

Вложение Размер
скелет урока 22.5 КБ
презентация к уроку 579 КБ

Предварительный просмотр:

Литература как искусство слова

Цель урока: ввести понятие литература, литературное произведение, развивать коммуникативную компетенцию.

Материалы и оборудование: презентация, учебник.

  1. Знакомство с учебником, его целью.
  2. Чтение стр.3 вслух обучающимися:
  1. Прочитать вопросы — поставить цели, тему урока.
  2. Работа со стр.5. На прочтение текста 3 минуты, ответы записать в тетрадь.
  3. Литературное произведение – форма существования литературы как искусства слова. «Искусство есть воспроизведение действительности, повторённый, как бы вновь созданный мир» В.Г.Белинский.

Чтобы «повторить»неповторимый в своём развитии и постоянном самообновлении мир, его надо « как бы вновь создать», воспроизвести такое индивидуальное явление, которое, не будучи тождественным реальной действительности, в то же время с полнотой выразит её глубинную сущность и ценность жизни. Произведение, чтобы реально существовать, должно быть создано автором и воспринято читателем.

  1. Картинка. Задание: опишите ситуацию. Что произошло, что происходит, что будет происходить. ( 10 мин)
  2. Чтение вслух 3-х работ:

8. Обобщение и выводы.

9. Домашнее задание: стр.3-4 – условные обозначения; стр.6 – вопросы.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Литература 5 класс Дельдюжова Ирина Николаевна, Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Литература как искусство слова

Литература 5 класс Г.В.Москвин Н.Н.Пуряева Е.А.Ерохина

Литература – это вид искусства. Литература – это искусство слова. Художественное слово –слово, создающее мир вымысла.

Виссарион Григорьевич Белинский «Искусство есть воспроизведение действительности, повторённый, как бы вновь созданный мир»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к вводному уроку по литературе в 5 классе.

Дать понятие литературы как вида искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наб.

Определение роли художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства, обзорная характеристика литературных направлений и краткий обзор курса литератур.

Цели урока:-выявить уровень литературного развития учащихся;-познакомить учащихся с учебной программой и задачами курса литературы в 9 классе.-углубить представления учащихся о литературе как искусств.

Презентация к первому уроку литературы в 5 классе по программе В.Ф. Чертова.

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой.

laquo;9 класс Урок №1. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека»Периоды развития русской литературы в ее жанровом и стилевом многообразии.Ознакомительный урок.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/08/10/literatura-kak-iskusstvo-slova-5-klass

Разработка урока на тему «Литература как искусство слова»

Описание разработки

Цели урока:

освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений

Задачи урока:

— Познакомить учащихся с понятиями тропы, эпитеты, метафоры, сравнения;

— Научить находить их в тексте;

— Способствовать развитию творческой деятельности самого ученика.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя. (Слайд № 3)

Хорошая художественная книга никого из нас не оставит равнодушным. Почему? Потому что она интересна своими событиями и героями и написана образно и эмоционально. Написать книгу интересно, образно и эмоционально – это искусство. Овладеть искусством художественного слова может каждый, если захочет этого.

Но сначала нам нужно знать, а с помощью чего можно сделать нашу речь – устную и письменную – красивой и образной. (Слайд № 4)

Сегодня нас ждет работа над словом, потому что это главный инструмент писателей и поэтов, чьими произведениями мы восхищаемся. Русский писатель Максим Горький говорил: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». А поэтесса Анна Ахматова называла русское слово царственным.

Как же использовать лексическое богатство русского языка, чтобы слова стали «царственными», а наша речь — живая, наглядная и красочная? (Слайд № 5)

II. Основная часть урока. (Слайд № 6)

1. Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении (вспомнить, что такое переносное значение слова: это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то сходства. Например: работа кипит (т.е. проявляется в сильной степени, как кипящая вода))

Слова, которые использует писатель в переносном значении, называются тропами (это греческое слово в переводе – «образ, поворот, оборот»). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или иных предметов. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)

Задание учащимся: в предложенном тексте найти тропы, т.е слова и выражения в переносном значении. (Слайд № 7)

Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени. (К. Паустовский)

2. Среди тропов наиболее часто встречаются и используются (Слайд № 8):

литература как искусство слова

3. Эпитеты – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. . (Учащиеся записывают понятие в тетрадь) (Слайд № 9)

Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев)

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов) (Слайд № 10)

Иметь в виду: в качестве эпитетов могут выступать не только полные и краткие прилагательные, но и наречия. Они образно характеризуют не предметы, а действия. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льетпечально свет она (А.Пушкин). Кроме того, существительные тоже могут быть эпитетами. Например: Жила в высоком тереме девица-красавица.

Задание учащимся: в предложенном четверостишии М.Лермонтова найти эпитеты и сказать, какой частью речи они выражены.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

4. Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь) (Слайд № 11)

Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский)

Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К. Чуковский)

Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак) (Слайд № 12)

Вопрос учащимся: И эпитеты, и сравнения придают речи образность – но какая между ними разница? (эпитет не содержит прямого сопоставления в тексте с предметом или явлением, а при сравнении приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается)

Задание учащимся: в предложенных примерах найти образные сравнения.

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит. (А. Пушкин)

Источник: http://videouroki.net/razrabotki/razrabotka-uroka-na-temu-literatura-kak-iskusstvo-slova.html

Презентация к уроку литературы в 9 классе «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека»

Литература — это все произведения письменности, которые имеют определенное общественное значение. Литература может быть научной, художественной, эпистолярной. В очень упрощенном, обывательском понимании, литература – это книги. Чаще всего мы говорим все-таки о художественной письменной продукции. Литература в этом смысле – явление культуры, вид искусства. Изучает литературу отрасль науки филологии, которая называется литературоведение.

Искусство — это творческое отражение действительности, воспроизведение ее в художественных образах. Произведением искусства называют далеко не все творения, это должно быть нечто очень качественное, наиболее интересное и способное изменить сознание зрителя (слушателя). Искусство воспринимается человеком всеми органами чувств.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 9 классе «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека» »

литература как искусство слова

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека

Урок литературы в 9 классе

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга

литература как искусство слова

Кроме литературы, чем и дышать, опускаясь на дно морское…

литература как искусство слова

это все произведения письменности, которые имеют определенное общественное значение. Литература может быть научной, художественной, эпистолярной.

В очень упрощенном, обывательском понимании, литература – это книги. Чаще всего мы говорим все-таки о художественной письменной продукции. Литература в этом смысле – явление культуры, вид искусства.

Изучает литературу отрасль науки филологии,

которая называется литературоведение.

литература как искусство слова

это творческое отражение действительности, воспроизведение ее в художественных образах.

Произведением искусства называют далеко не все творения, это должно быть нечто очень качественное, наиболее интересное и способное изменить сознание зрителя (слушателя). Искусство воспринимается человеком всеми органами чувств.

литература как искусство слова

литература как искусство слова

литература как искусство слова

литература как искусство слова

литература как искусство слова

Домашнее задание

ОТВЕТИТЬ ПИСЬМЕННО НА ОДИН ИЗ ВОПРОСОВ:

Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина?

Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Что «дурное в России» высмеивают Н.В.Гоголь в пьесе «Ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках?

Источник: http://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/priezientatsiia-k-uroku-litieratury-v-9-klassie-litieratura-kak-iskusstvo-slova-i-ieio-rol-v-dukhovnoi-zhizni-chielovieka

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *