Как сделать анализ стихотворения? — как делать анализ стихотворения по литературе
03.07.2020Вот так делается краткий анализ стихотворения.
Как сделать анализ стихотворения?
Данная статья даст примерный план анализа стихотворения (восприятие, тема, жанр, композиция, средства художественной выразительности и т.д.). Вы научитесь делать сравнительный анализ стихотворений одного автора либо нескольких. Итак, перед вами своеобразная памятка по разбору стихотворения − небольшого по объему художественного произведения, написанного в поэтической форме и организованного по законам стихосложения.
План анализа стихотворения
- Восприятие стихотворения (опишите впечатление, которое произвело на вас стихотворение, какие в вашем воображении возникли картины, каким настроением проникнуто данное произведение, меняется ли настроение в какой-то момент и почему, если это так).
- Тема стихотворения, которая зачастую тождественна его названию: «Весенняя гроза», «Незнакомка». К темам можно отнести следующие: дружба, любовь, жизнь и смерть, природа, поэзия и ее роль в жизни человека, родина, народ, судьба поколения, герой и толпа. Более локальная тема (микротема, поэтический сюжет): прошлое, разлука, странствие, свидание и т. д. Следует определить тип лирики: любовная, пейзажная, философская, религиозная, патриотическая. Бывает так, что в рамках одного стихотворения видны черты разных типов (произведение Ф.И. Тютчева «Что ты клонишь над водами…» относится и к пейзажной лирике, и к философской).
- Жанр (лирическое стихотворение, элегия, послание, сонет, ода, фрагмент и др.). Определения жанров вы найдете в «Словаре литературоведческих терминов». Обычно жанр связан с литературным направлением (в школе изучаются классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм, символизм, футуризм, акмеизм). Традиционные для определенного направления формы (жанры): классицистическая ода, романтическая элегия, сентименталистская элегия и т. д.
- Композиция — построение стихотворения. Это понятие включает в себя последовательность строк и строф, композицию рифмы, строфику, повторение выражений и звуковые повторы, повторы строк или строф, антитезы (контрасты).
- Средства художественной выразительности. Тропы: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и т. д. Фигуры — синтаксические построения, обороты речи, которые используются для усиления выразительности: инверсия, анафора, повтор, бессоюзие, градация, оксюморон и др. Важно не только найти тропы и фигуры в тексте, но и определить их роль в воплощении темы, идеи и образа.
- Звукопись (аллитерация и ассонанс). Следует охарактеризовать, как звуки помогают созданию образа. Аллитерация — это повторение однородных либо одинаковых согласных в стихотворении, что придает ему особую звуковую выразительность. Ассонанс — повторение гласных звуков с той же целью.
- Ритм, размер, рифма. Размеры стихотворения: двусложные и трехсложные. Двусложные размеры: хорей (плавный), ямб (энергичный, сильный). Трехсложные размеры: дактиль (однообразный мерный ритм), анапест (очень гибкий, способный передавать различные настроения), амфибрахий (близок к интонациям разговорной речи).
- Лексика. При разборе необходимо объяснить значение всех сложных для понимания слов, особенно архаизмов, историзмов. То или иное слово, которое кажется вполне понятным, в контексте может приобретать новое значение.
- Оценка. Опишите, как раскрывается лирический герой в этом произведении, каковы его внутренний мир, чувства, переживания. Расскажите, как на вас повлияло данное стихотворение.
Вот так делается краткий анализ стихотворения.
Сравнительный анализ стихотворений
Знать, как сделать сравнительный анализ стихотворений, также важно для школьников и студентов, изучающих русскую литературу.
- время создания стихотворений, жизнь поэта (поэтов) в этот период, если это важно в вашем конкретном случае;
- жанр;
- темы произведений;
- сравнение образов лирических героев;
- сравнение эмоционального настроя стихотворений (с помощью каких средств создается определенное настроение: тропы, звукопись и т.д.);
- композиция произведений;
- основная мысль стихотворений;
- размер, рифма.
Теперь вы знаете, как сделать анализ стихотворения. Приведенные примеры планов не являются твердо установленными, но в них присутствуют наиболее важные пункты для анализа стихотворных текстов.
Источник: http://elhow.ru/ucheba/literatura/analiz-proizvedenij/kak-sdelat-analiz-stihotvorenija
Как делать анализ стихотворения по литературе
Анализ стихотворения сделать всегда более сложно, чем анализ текста, разговорной речи, научного дискурса и т.д. Любое стихотворное произведение имеет свои, присущие только ему особенности — это небольшой объем, различного рода коннотации, структурные приемы, значительное количество стилистических фигур речи, особенно тех, в которых используется перенос значения, типа всевозможных метафор, метонимий и т.д. Все это заставляет обдумывать стихотворение довольно продолжительное время, по сравнению с любым прозаическим произведением, которое более понятно читателю, хотя бы в том плане, что в нем четко прослеживается тема, сюжет, идея и другие признаки, необходимые для анализа.
Следовательно, для того, чтобы делать анализ стихотворения необходимо разделить работу на несколько этапов. Это существенно облегчит рассмотрение всех нюансов произведения.
Для начала нужно определить тему. Стихотворное произведение может носить лирический характер. В таком случае оно будет отражать любовные чувства и ощущения, связанные с ним. Нередко поэтический текст также посвящают описанию природы или пейзажей, философии и категориям, связанным с размышлениями о смысле жизни. Часто в стихотворениях отражаются и проблемы социального значения.
Следующим этапом анализа является сюжет. Единственная оговорка состоит в том, что если стихотворение относится к любовной лирике, сюжета может и не быть. То есть, может прослеживаться описание чувств, переживаний и ощущений, но при этом, будут отсутствовать, какие бы то ни было события. Таким образом, если сюжет в стихотворении особо не прослеживается, то и акцентировать внимание на нем не стоит.
Одним из самых трудных моментов в анализе стихотворения выступает определение размера. Это особенно затруднительно для тех, кто не знаком с теорией литературы. Самые распространенные размеры – это ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Различаются между собой стихотворные размеры количеством слогов в строке и размещением ударения, посредством которого определяется и ритмика стиха.
Стихотворные тексты отличаются также периодичностью рифмы. Об этом обязательно нужно упомянуть при анализе. Рифма может быть парной. В этом случае строки рифмуются подряд, друг за другом. Кольцевая рифма – это когда рифмуются первая и четвертая строки и, соответственно, третья и четвертая. В перекрестном варианте рифмуются четные и нечетные строки.
Обязательным моментом в анализе стихотворения является указание на художественные образы, использованные в произведении и способы их отражения. К таковым относятся стилистические фигуры речи или, по-другому, тропы, усиливающие эффект воздействия на читателя. Существует много разновидностей тропов. Это разного рода метафоры, аллегории, эпитеты, гиперболы и т.д. Для акцентирования внимания читающего, авторы зачастую используют повторы или рефрены.
Немаловажна в анализе стихотворения и его общая стилистическая направленность. То есть, нужно будет указать, к какому литературному течению относится произведение. Это может быть и романтизм, и модернизм, и футуризм и многие другие направления.
Источник: http://domznaniy.ru/33-kak-delat-analiz-stihotvoreniya.html
Как делать анализ стихотворения
Как делать анализ стиха?
Чтобы объемно и точно проанализировать стихотворение необходимо составить план, в котором по пунктам будут разбираться особенности произведения. Примерный план стихотворения может быть следующим:
- История создания стихотворного текста, описание событий, которые привели к его созданию. В этой части можно дать немного информации о жизни автора. Также следует указать, насколько это произведение значимо для поэта.
- Необходимо определить жанр, предмет и тематику произведения. Предметом изображения в лирическом произведении является внутренний мир человека, его мысли, чувства в их движении и развитии.
- Рассматриваются сюжет и композиция стихотворения. Сюжет в лирическом произведении очень часто отсутствует. Это обусловлено в основном тем, что лирика – это выразительный род, а не повествовательный, она выражает, а не повествует.
- Описание лирического героя и передача общего настроения стихотворения. Жизнь в поэтическом тексте представляется через переживания лирического героя. Понятие лирического героя – ключевое для этого вида литературы. Лирический герой – это носитель эмоции, чувства, переживания, определенного состояния, от лица которого создается стихотворение.
Лирический герой часто совпадает с автором, но не всегда. Например, поэт может написать стихотворение от лица бродяги, разбойника или преступника – но ведь это не будет означать того, что сам поэт является бродягой или разбойником.
- Разбор лексики стихотворения и выразительных средств. Выразительные средства делают стих ярче и богаче. К ним относятся эпитеты, метафоры, аллегории, олицетворение, гипербола и т.д. Также следует обратить внимание на стихотворный метр, которым написано стихотворение.
Существуют следующие стихотворные размеры: ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий
Рис. 1. Стихотворные размеры определения
- В конце анализа необходимо выразить свое собственное мнение к прочитанному, рассказать, какие чувства вызвало данное произведение.
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам научиться, как делать анализ стиха, для которого необходимо не только выделить основную тему и специфику стиха, но и обратить внимание на стихотворные размер и художественно-выразительные средства.
Источник: http://obrazovaka.ru/literatura/kak-delat-analiz-stihotvoreniya.html
План анализа стихотворения по литературе
Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.
Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении
План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.
- Автор и название стихотворения.
- История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
- Жанр стихотворения.
- Тема, идея, основная мысль стихотворения.
- Композиция стихотворения, его деление на строфы.
- Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
- С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
- Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
- Моё восприятие стихотворения.
- Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
Пример анализа стихотворения по плану
1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».
2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.
Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.
Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.
3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.
4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.
Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.
Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.
Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.
5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.
Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.
Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.
6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.
Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.
7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:
- метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
- эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
- сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
- инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».
В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».
8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.
Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.
9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.
10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.
Источник: http://bingoschool.ru/blog/205/
Материал по литературе «План анализа стихотворения»
Описание разработки
1) Место стихотворения в творчестве поэта (историко-биографический комментарий)
2) Жанровые особенности стихотворения (элегия, послание, ода, эпиграмма…)
3) Смысл названия стихотворения.
4) Тематика, основные мотивы.
5) Настроение, преобладающее в стихотворении.
6) Композиционное своеобразие.
(Возможно выделить кульминационную часть, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции или, напротив, содержащие прямое высказывание. Стихотворение может иметь кольцевую композицию. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений – противоположности, на антитезе – на противопоставлении)
7) Особенности строфики.
(Строфа – группа строк, которая обозначена графически – межстрочным пробелом.
Различаются строфы по количеству строк: терцет – 3 строки, катрен – 4, пятистишие – 5, секстин – 6, октава – 8, нона – 9, рондо — 13, сонет – 14: 4+4+4+2 или 4+4+3+3 и другие)
8) Характеристика образов:
— образ лирического героя (лирический герой – тот, переживания которого отражены в произведении; в повествовательной и описательной лирике это герой, который именно так увидел событие и картину; лирического героя не следует отождествлять с автором) ;
— аллегорические образы (под непосредственно изображаемым подразумеваются другие лица, явления, предметы);
— символические образы (дождь – символ печали, берёза – символ России…)
9) Лексические строй языка (слова возвышенного стиля, разговорные, просторечные, диалектные слова, архаизмы, неологизмы, фразеологизмы, синонимы, омонимы…)
10) Изобразительные средства – тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, гипербола… (см. в таблице).
11) Особенности поэтического синтаксиса, стилистические фигуры: анафора, эпифора, риторический вопрос, градация…(см. в таблице).
12) Звукопись – повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных).
Аллитерация – повторение согласных звуков.
Ассонанс – повторение гласных звуков.
Звукопись помогает не только представить изображённый поэтом образ, но и услышать его, имитирует звуки окружающего мира, она создаёт определенное настроение (грусти, восторга…), выделяет наиболее значимое слово.
13) Стихотворный размер:
— хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге (‘- -)
— ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге (- ‘-)
— дактиль – трёхсложный размер с ударением на первом слоге (‘- — -)
— амфибрахий – трёхсложный размер с ударением на втором слоге (- ‘- -)
— анапест – трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге (- — ‘-)
14) Рифма (перекрёстная, парная, кольцевая).
15) Моё отношение к стихотворению.
Весь материал — в документе.
Содержимое разработки
План анализа стихотворения.
1) Место стихотворения в творчестве поэта (историко-биографический комментарий)
2) Жанровые особенности стихотворения (элегия, послание, ода, эпиграмма…)
3) Смысл названия стихотворения.
4) Тематика, основные мотивы.
5) Настроение, преобладающее в стихотворении.
6) Композиционное своеобразие.
( Возможно выделить кульминационную часть, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции или, напротив, содержащие прямое высказывание. Стихотворение может иметь кольцевую композицию. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений – противоположности, на антитезе – на противопоставлении)
7) Особенности строфики.
( Строфа – группа строк, которая обозначена графически – межстрочным пробелом.
Различаются строфы по количеству строк: терцет – 3 строки, катрен – 4, пятистишие – 5,
секстин – 6, октава – 8, нона – 9, рондо — 13, сонет – 14 : 4+4+4+2 или 4+4+3+3 и другие)
8) Характеристика образов:
— образ лирического героя (лирический герой – тот, переживания которого отражены в произведении; в повествовательной и описательной лирике это герой, который именно так увидел событие и картину; лирического героя не следует отождествлять с автором);
— аллегорические образы (под непосредственно изображаемым подразумеваются другие лица, явления, предметы);
— символические образы (дождь – символ печали, берёза – символ России…)
— предметный мир…
9) Лексические строй языка (слова возвышенного стиля, разговорные, просторечные, диалектные слова, архаизмы, неологизмы, фразеологизмы, синонимы, омонимы…)
10) Изобразительные средства – тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, гипербола… (см. в таблице).
11) Особенности поэтического синтаксиса, стилистические фигуры: анафора, эпифора, риторический вопрос, градация…(см. в таблице).
12) Звукопись – повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных).
Аллитерация – повторение согласных звуков.
«Били копыта, пели будто./Гриб. Граб. Гроб. Груб».
Ассонанс – повторение гласных звуков.
« Люблю берёзу русскую, то светлую, то грустную…»
Звукопись помогает не только представить изображённый поэтом образ, но и услышать его, имитирует звуки окружающего мира, она создаёт определенное настроение (грусти, восторга…), выделяет наиболее значимое слово.
13) Стихотворный размер:
— хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге ( ‘- — )
«Мчат/ся/ ту/чи/, вьют/ся/ ту/чи/…»
— ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге ( — ‘- )
«Люб/ви/, на/деж/ды/, ти/хой/ сла/вы/. »
— дактиль – трёхсложный размер с ударением на первом слоге ( ‘- — — )
«В пол/ном/ раз/га/ре/ стра/да/ де/ре/вен/ска/я…»
— амфибрахий – трёхсложный размер с ударением на втором слоге (- ‘- — )
«Од/наж/ды/ в сту/дё/ну/ю/ зим/ню/ю/ по/ру…»
— анапест – трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге ( — — ‘- )
«Что/ ты/ жад/но/ гля/дишь/ на/ до/ро/гу…»
14) Рифма (перекрёстная, парная, кольцевая).
Источник: http://videouroki.net/razrabotki/material-po-literature-plan-analiza-stikhotvoreniya.html
- Как Николай Оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы, обществознание - как н оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы
- Один из основных жанров древнерусской литературы; сообщение, описание событий; погодная, литература - как называется один из основных жанров древнерусской литературы который
- Как писать итоговое сочинение Как общество влияет на человека? - сочинение по литературе на тему как общество влияет на человека
- Как писать сочинение ЕГЭ по литературе: план и примеры - как писать сочинение по литературе егэ 2017 шаблон с примером
- Как оформить список литературы в реферате? - список литературы как оформить
- Серебряный век» русской литературы - как оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы
- Литературное эссе - как писать эссе по литературе
- Как написать сочинение 11 класс по литературе 2015 - 2016; Время; (см темы)? - как написать сочинение по егэ по литературе 2016
- Презентация на тему; Как писать сочинение - анализ стихотворения; по литературе для 5 класса - как писать анализ стихотворения по литературе
- Программа ЕГЭ по литературе - материалы для подготовки к ЕГЭ по Литературе - егэ художественная литература как искусство слова
Добавить комментарий