Литература — искусство слова — художественная литература как искусство слова

27.07.2020

Немного истории

Художественная литература как искусство слова

художественная литература как искусство слова

Литература!

Литература (лат. lit(t)eratura, буквально — написанное, от lit(t)era — буква) — в широком смысле это совокупность любых письменных текстов.

Материальным воплощением литературных произведений является совокупность различных образов и понятий, зафиксированных автором словами и словосочетаниями. Литература принадлежит к числу предметных искусств, в котором слово является основным средством образного отражения жизни и фантазии. При помощи образов художественная литература воссоздает целые эпохи.

При помощи созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным».

Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне».

Именно наше восприятие и переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература – это искусство, искусство слова.

художественная литература как искусство слова

Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песен, сказок, героического эпоса и др.

Художественную литературу можно считать самым разносторонним видом искусства: например, картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» нуждается в историческом комментарии, а роман А. Толстого «Петр I» – нет: он доносит дыхание эпохи во всех деталях. Важнейшая особенность литературы как вида искусства: способность запечатлевать «иное» и невидимое.

Немного истории

Литература существует с древнейших времен. Начиналось все с Античной литературы (литературы древних греков и римлян). Её письменные памятники, относятся аж к I тысячелетию до н. э. В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе.

художественная литература как искусство слова

В поздней античности (4-5 век) зарождается Средневековая литература, которая просуществовала до 15 века. Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.

С 14 по 16 век — это время литературы эпохи Возрождения, в которой писатели обращались к литературе античности, и подражали ее идеалам.

Значимыми для русской литературы были 19 и 20 века. — Золотой (Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Фет, Тютчев и др.) и Серебряный (Блок, Ахматова, Маяковский и др.). Они стали для России временем взлета и расцвета. По богатству литературы (да и других видов искусства) эти века несравнимы ни с каким другим периодом истории не только русской, но и мировой культуры. Россия громко заявила всему миру о своем существовании и буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых почетных мест.

художественная литература как искусство слова

Основные литературные направления, постепенно сменяющие друг друга и отражающие русскую литературу — это классицизм (17-19 в.), романтизм (18-19 в.) и реализм (19 в.).

Как реакция на реализм в 20 веке возникает литература модернизма и постмодернизма. Они уходят от внешней реальности к исследованию внутренних состояний.

Литература в наши дни, роль литературы

художественная литература как искусство слова

В 21 веке появляется много массовой литературы. Современные направления в литературе растекаются по двум направлениям: классические и модные. Классические — все то, что было перечислено ранее. А к модным можно отнести постмодернизм, концептуализм, интеллектуальную литературу, магический реализм, киберпанк, фэнтези и многочисленные книжные сериалы. Сюда же относятся графические романы (комиксы), электронный эпистолярный жанр, и новые формы фольклора в виде песен, анекдотов, скетчей и т. д.

художественная литература как искусство слова

В наши дни выбор литературы на полках книжных магазинов просто огромен и каждый может выбрать что-то по своему вкусу. Самое главное — не переставать читать, ведь книги оказывают огромное влияние на нас, на наши ценности и понимание мира в целом.

художественная литература как искусство слова

Художественная литература тесно связана с обществом, с его движением к идеалу. Литература является сосредоточением опыта всего народа и отдельной личности в освоении окружающего мира. Она помогает устанавливать связь между поколениями, формировать, развивать и укреплять шкалу ценностей.

художественная литература как искусство слова

Благодаря литературе мы изучаем окружающий мир, воспитываем в себе чувство прекрасного и развиваемся. Литература — это одно из самых ценных достояний человечества за все его существование.

художественная литература как искусство слова

Литература — искусство слова. История и роль литературы.

Источник: http://www.i-kiss.ru/rubrika/literatura

Художественная литература как искусство слова

10 класс Урок 1 Русская литература

Тема:Художественная литература как искусство слова

Цели:1. Формировать у учащихся понятие о видах искусства вообще и в

частности об искусстве слова.

2. Развивать интерес к художественной литературе.

3. Воспитывать желание изучать произведения классической и

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок – лекция

Методы: словесные – рассказ, беседа, опорная схема

Наглядные пособия и литература: портрет Н.Г. Чернышевского и его цитата о главной цели ученых сочинений, иллюстрации к произведениям: А.С. Пушкин «Дубровский», И.С. Тургенев «Муму», А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала

театр, кино, живопись, графика, музыка, хореография, художественная литература

служат человеку, обогащая его эмоциональный мир и расширяя кругозор

Художественная литература

Человек-личность

(психические особенности, речевая характеристика, социальная, бытовая, интимная и природная обстановка)– становление и развитие.(составление диаграммы Венна опираясь на цитату Н.Г. Чернышевского, стр,5

Запись в тетрадь: Картина жизни , нарисованная писателем и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями, называется художественным обзором.Художественный образ – форма отражения жизни искусством, это плод фантазии художника, созданный его вымыслом. Художественная литература обогащает наши знания о жизни. Она воспитывает людей, прививает человеку высокие и благородные понятия, чувства, любовь к Родине, развивает в человеке чувство прекрасного. Художественная литература тесна связана с жизнью общества и с историей

3.Итог урока

4. Домашнее задание

стр, 5-6, пересказать

Просмотр содержимого документа
«художественная литература как искусство слова »

10 класс Урок 1 Русская литература

Тема:Художественная литература как искусство слова

Цели:1. Формировать у учащихся понятие о видах искусства вообще и в

частности об искусстве слова.

2. Развивать интерес к художественной литературе.

3. Воспитывать желание изучать произведения классической и

современной литературы.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок – лекция

Методы: словесные – рассказ, беседа, опорная схема

Наглядные пособия и литература: портрет Н.Г. Чернышевского и его цитата о главной цели ученых сочинений, иллюстрации к произведениям: А.С. Пушкин «Дубровский», И.С. Тургенев «Муму», А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала

театр, кино, живопись, графика, музыка, хореография, художественная литература

служат человеку, обогащая его эмоциональный мир и расширяя кругозор

Художественная литература

Человек-личность

(психические особенности, речевая характеристика, социальная, бытовая, интимная и природная обстановка)– становление и развитие.(составление диаграммы Венна опираясь на цитату Н.Г. Чернышевского, стр,5

Запись в тетрадь: Картина жизни , нарисованная писателем и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями, называется художественным обзором.Художественный образ – форма отражения жизни искусством, это плод фантазии художника, созданный его вымыслом. Художественная литература обогащает наши знания о жизни. Она воспитывает людей, прививает человеку высокие и благородные понятия, чувства, любовь к Родине, развивает в человеке чувство прекрасного. Художественная литература тесна связана с жизнью общества и с историей

Источник: http://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/khudozhiestviennaia-litieratura-kak-iskusstvo-slova

mozok.click

Художественная литература как искусство слова

Вы уже знаете, что художественная литература является одним из видов искусства. От архитектуры, живописи, танца, музыки она отличается средством образного отражения жизни. В качестве такого средства в художественной литературе выступает слово. Отсюда другие ее названия: искусство слова, словесное искусство, словесность.

Художественная литература по праву считается важнейшим видом искусства. Ведь сила воздействия слова на человека очень велика. Именно литература способна повлиять на формирование мировоззрения людей, и начинается этот процесс в раннем детстве, когда мать читает ребенку сказку или поет колыбельную. Мастера слова, писатели и поэты, призваны пробуждать «чувства добрые», развивать человека как гармоничную, разностороннюю личность.

Литературный процесс. История литературы

Подобно остальным видам искусства, художественная литература постоянно развивается, ее творцы овладевают новыми формами отображения действительности. Развитие литературы называют литературным процессом.

Литературный процесс — историческое движение национальных и мировой литератур, их развитие во взаимодействии и сложных связях, приводящее к значимым изменениям.

Значимые изменения происходят далеко не каждый год и даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с важными социально-историческими событиями, влиянием предшествующих литературных традиций и усвоением художественного опыта других народов.

Народы создают самобытные национальные литературы, каждая из которых движется собственным путем.

художественная литература как искусство слова

Однако исследователи заметили, что в этом движении есть нечто общее, что все литературы проходят похожие этапы развития. В европейском литературном процессе можно выделить такие основные этапы, как Античность, Средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века. Литературный процесс изучает история литературы.

История литературы — литературоведческая дисциплина, в рамках которой исследуют творческие биографии писателей, историю литературных направлений и жанров, национальных и всемирной литератур.

Соотношение мировой, русской и украинской литератур

Литературы разных народов влияют друг на друга, что приводит к новым художественным открытиям. Например, словесное творчество древних греков и римлян считалось образцом совершенства для представителей молодых национальных литератур Европы, способствовало их становлению. Английские, французские, испанские писатели и поэты использовали сюжеты, образы, жанры, созданные в Древней Греции и Древнем Риме.

художественная литература как искусство слова

Не счесть примеров диалога русской, украинской и мировой литератур. Так, в XVII в. во Франции возникло литературное направление — классицизм, а в XVIII в. под влиянием французского классицизма зародился русский. Творчество европейских поэтов и писателей вдохновляло А. Пушкина и М. Лермонтова. Украинские писатели и поэты неоднократно обращались к мировой классике: по-своему раскрывали традиционные темы, наполняли новым содержанием заимствованные сюжеты, переосмысливали «вечные образы». Например, в драме «Камш-ний господар» Леся Украинка использовала популярный европейский сюжет о Дон Жуане.

Можно проследить и обратное влияние восточнославянских литератур на мировую. Многие выдающиеся зарубежные авторы ХХ в. активно использовали художественные открытия Ф. Достоевского. Понимание этим русским классиком человека как носителя сложного, многомерного сознания отразилось в произведениях француза А. Камю, немца Т. Манна, австрийца Ф. Кафки, японца Акутагавы Рюноскэ. Творчество А. Чехова оказало серьезное влияние на формирование современной мировой драмы.

Литература как средство познания мира и себя

Изучение литературы, умение вдумчиво читать произведения позволяет расширить знания о мире и о самих себе.

Читая произведения Гомера и У. Шекспира, Мольера, А. Пушкина, Н. Гоголя и других авторов, мы знакомимся с судьбами разных людей, их нравами, ценностями. С каждой новой книгой кругозор читателя расширяется. Литература может подтолкнуть к пересмотру взглядов и устоявшихся предпочтений, вызвать желание «примерить» описанную автором ситуацию на себя, заставить задуматься о собственном поведении, возможном моральном выборе в подобной ситуации. Литература

сродни науке — обе помогают познать окружающую реальность и свое «Я», но разными способами.

Диалог с литературным текстом становится особенно увлекательным, если произведение создано на родном языке читателя, когда он и автор принадлежат к единому культурному пространству. Однако это не значит, что невозможен творческий диалог с художественным произведением, написанным на другом языке, относящемся к иной культуре и далекой эпохе. Произведения зарубежной литературы становятся доступны читателям благодаря нелегкому труду переводчиков. В 9-м классе вы познакомитесь не только с шедеврами русской литературы, но также с прекрасными образцами переводов мировой классики.

1. Чем художественная литература отличается от других видов искусства? Какова ее роль?

2. Что такое литературный процесс?

3. Что изучает история литературы?

4. Как взаимодействуют друг с другом мировая, русская и украинская литературы?

5. Вспомните, что называют оригиналом и переводом. На ваш взгляд, какую роль играет деятельность переводчиков в диалоге национальных литератур?

6. Назовите известных вам русских и украинских писателей-перевод-чиков.

7. Как художественная литература может помочь человеку познать окружающий мир и себя?

8. Образ книги и тема чтения привлекали многих художников. Рассмотрите картину Н. Рериха «Голубиная книга» (с. 5), посвященную восточнославянскому сборнику духовных стихов XV—XVI вв., в котором содержатся сведения о происхождении мира и людей. На ваш взгляд, какую идею хотел передать художник своим полотном?

9. Литература — не только средство познать себя, но и великая школа нравственности. Запишите высокие моральные принципы, которые утверждают прочитанные вами произведения литературы. Например: «Капитанская дочка» А. Пушкина — верность долгу и любви.

Приглашаем к дискуссии

10. По вашему мнению, зачем нужно изучать литературу в школе?

Источник: http://mozok.click/340-hudozhestvennaya-literatura-kak-iskusstvo-slova.html

Литература как искусство слова?

Литература как искусство слова?

В категории Литература Спросил Sharpkiller

2 Ответов 6312 Просмотров 1 месяц назад

Для добавления вопроса на сайт, блог или форум просто скопируйте и вставьте в html код:

Художественная литература является одним из видов искусства такими же, как и музыка, живопись, танцы . Слово «искусство» имеет много значений, в нашем случае им принято называть художествен­ную деятельность, а также то, что получается в конечном результате (произведение). Все виды искусства подчинены одному закону, а именно, любой не содержащий в себе ничего материал преобразуется художником в форму подобную жизненной. Эта форма выражает некое содержание идейно-эстетического характера. Для этого каждый вид искусства применяет «свой» материал. Для музыки это звуки, для живописи — краски, архитекту­ра использует камень, дерево либо металл. Особенность художественной литературы лежит в том, что это — вид искусства который использует слова и конструкции человеческого языка. На основании этого можно сделать вывод, что литература это искусство слова .

Невозможно недооценить роль литературы в формирование личности. Литература уже давно стала неотъемлемой частью нашей социальной и культурной среды, в которой формируется любой индивид. Литература хранит и передает из поколения в поколение общепринятые людьми духовные ценности, направляя свое воздействие непосредственно к сознанию человека, потому как материальным хранителем в литературе есть слово. Связь речи и мышления подвергается анализу давно и не подлежит сомнений, слово является следствием мышления и ее инструментом. С помощью слов мы можем выразить то, о чем думаем. И если слово создает мысль, значит, искусство слова может оказать влияние на наше мышление. История литературы приводит большое количество примеров, подтверждающих это. Неоднократно искусство слова непосредственно использовалось как сильное идейное оружие, литератур­ные произведения приобретали форму агитации и пропаганды . Безусловно, это является крайней формой проявления, но и в таком случае, когда лите­ратура непосредственно не рассчитывает на роль агитатора, она доносит до человека понимание определенных нормах, правилах и даёт ему некий способ мировоззрения, способствует формированию его отношение к информации, которую человек воспринимает каждый день.

Источник: http://qalib.ru/a/literatura-kak-iskusstvo-slova

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *