Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы — слово о полку игореве как выдающийся памятник древнерусской литературы

08.06.2020

Литературно-историческое произведение «Слово о полку Игореве», дошедшее до нашего современного поколения, оставило огромный след в культуре времен Древней Руси. Оно является ценной памяткой древнерусской литературы. Неизвестный автор — очевидец тех далеких событий, сумел мастерски описать историческое событие времен XII века. Перед читателем разворачивается реальная картина великого похода на половцев князя Игоря Святославича, полководца Новгород-северской земли. События происходят в 1185 году, когда Игорево войско терпит поражение, он теряет свое войско, а самого его берут в плен.

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы

Литературно-историческое произведение «Слово о полку Игореве», дошедшее до нашего современного поколения, оставило огромный след в культуре времен Древней Руси. Оно является ценной памяткой древнерусской литературы. Неизвестный автор — очевидец тех далеких событий, сумел мастерски описать историческое событие времен XII века. Перед читателем разворачивается реальная картина великого похода на половцев князя Игоря Святославича, полководца Новгород-северской земли. События происходят в 1185 году, когда Игорево войско терпит поражение, он теряет свое войско, а самого его берут в плен.

«Слово о полку Игореве» — это одна из самых больших побед в истории литературы. Это показательный пример того великого патриотизма русского народа, который готов в любой момент защищать и отстаивать свои родные земли. Об этом не только повествует сам автор, к этому стремятся мудрые полководцы-князья, их поддерживают верные русские жены, которые сильны духом и верой своей. Да и сама природа подчеркивает настроение и душевное состояние тех нелегких, разрушительных времен.

«Слово…» стоит на страже высоких народных идеалов и стремлений, покоряет своей силой любви к Родине, наполняет сердца гордостью за великую Русскую землю! Именно она, вместе с красивыми реками и плодородными землями, есть одним из главных образов произведения, которая противопоставляется пустынной половецкой степи. Поэтому ее и стремились разрушить враги, посеять хаос и привести к расколу. И они могли с легкостью сделать это именно тогда, когда пришло время воин, когда между правителями одного государства возникали конфликты и ссоры. А ведь сила страны — в единении всего народа, а не в его раздробленности. В этом упрекает автор своих героев-правителей, ставя в пример им киевского князя Святослава Всеволодовича.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Подлинность событий, воспета в «Слове…» вызывала интерес многих историков, культурологов, поэтов и писателей. Исторические события переплетаются с народнопоэтическими приемами: народная поэзия, фольклорные сравнения и образы, «славы», плачи… эта книга воплотила в себе главную, тщательно продуманную, авторскую идею — идею объединения Руси. Эта идея — послание, обращение в будущее, предостережение о том, как нужно беречь, отстаивать свои родные земли.

Сложно переоценить роль поэмы «Слово о полку Игореве», как величайшего памятника древнерусской литературы и культуры.

Источник: http://sochinyalka.ru/2015/04/slovo-velichaishiy-pamyatnik-drevnerusskoy-literatury.html

«Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы

Скачать сочинение

Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание “великого князя”. Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах XII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь попал в плен. После этого события половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь, сам того не желая, открыл путь половцам на родную землю.

“Слово о полку Игореве” — исторический памятник древнерусской литературы. Это величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью передан образ Древней Руси. Главным чувством, волновавшим автора “Слова о полку Игореве” была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он — великий русский мыслитель — рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет смелость, доблесть и трудолюбие простых русских людей стремлению князей к обособлению. Дружинники, куряне, им описаны как “опытные воины”, а воины-богатыри черниговцы “без щитов, с засапожными ножами кликом полки побеждают, звоня в продедовскую славу”. В “Слове о полку Игореве” описаны также страдания простого народа от набегов половцев.

В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения выступить против половцев.

В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В “Слове о полку Игореве” он описывается как великий воин: “Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы”.

С объединенными силами своего войска и войска Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.

В первый раз, “на рассвете, в пятницу, в туманах”, русское войско побеждает половцев, захватив в качестве добычи много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой на их месте отступил бы, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.

Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку:

Ночь прошла, и кровяные зори

Возвещают бедствие с утра.

Туча надвигается от моря

На четыре княжеских шатра.

Столкнулись две огромные силы в битве, подобной которой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражалось русское войско. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: “. стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”. Половцы стали собирать дань с городов “по белке со двора”.

Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Автор описывает его как умного, рассудительного правителя и полководца. Он не одобряет необдуманных поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что безрассудность сыновей может привести к учащению набегов половцев на Русь.

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава, отправившись на половцев, с небольшим войском потерпели неудачу.

Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Остромыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.

Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев. И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке: “О Донец! Немало тебе величья. ”. Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. “Слово. ” заканчивается ликованием по случаю возвращения князя Игоря.

Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

140138 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00095301184864020308/

Записки историка

Только самое интересное

Древнерусский памятник – «Слово о полку Игореве»

слово о полку игореве как выдающийся памятник древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве» – прекрасный памятник древнерусской литературы, написанный неизвестным автором, основываясь на событиях 1185 года. Именно в этом году удельный князь Игорь Святославич пошел в поход против половцев, чтобы покончить с их опустошительными набегами на русскую землю.

В поход князь новгород-северский выступил плечом к плечу со своим младшим братом, курским князем Всеволодом Святославичем. Игорь был настроен очень решительно, он мечтал о подвигах и славе, хотел проявить свой полководческий талант и после победы над кочевниками зачерпнуть шлемом воды из Дона.

Многочисленная дружина была под стать князьям: ратники были буквально вскормлены с наконечников копий, оснащены колчанами со стрелами, защищены червлеными щитами, преисполнены боевым духом.

Весна 1185 года была выбрана для похода не случайно: в это время основные половецкие силы осаждали Константинополь. Дружина князя двинулась в путь 23 апреля, а 1 мая достигла границы половецких степей. В этот день произошло солнечное затмение, и черная тень накрыла княжеское войско. Но это природное мрачное предзнаменование не помешало храброму князю вдеть ногу в золотое стремя и двинуться навстречу врагу.

С пятницы по воскресенье длилась битва с половецкими ордами, которая, вопреки надеждам Игоря на победу, завершилась его сокрушительным поражением. Сам князь был ранен и взят в плен. Половецкие степи пропитались кровью погибших русских воинов.

Стальные мечи, каленые сабли, мужество и бесстрашие воинов не помогли Игорю одержать победу, хотя первоначально перевес сил был на стороне русских войск. Они совершили стратегическую ошибку, своевременно не покинув половецкие земли после одержанной победы и дав возможность несметным половецким полчищам окружить себя. Кроме того, на помощь половцам подоспели два сильнейших хана – Гзак и Кончак. Участь княжеской дружины была предрешена – на третий день битвы на реке Каяле стяги Игоря пали.

Через год Игорю удалось бежать, а со временем возвратился на родную землю и старший сын, женившийся в плену на дочери половецкого хана Кончака. Брак Владимира Игоревича со Свободой Кончаковной (в православном крещении Настасьей) положил начало союзу Кончака с новгород-северским князем.

Язык произведения богат и красочен, чудно описана природа, много аллегорий. Так, во время побега из плена князь Игорь предстает то горностаем, то волком, то соколом, летящим высоко под небесами. Самым поэтическим и пронзительным моментом является плач его жены, княгини Ярославны, на городской стене Путивля по попавшему в плен мужу. Ярославна в поэме предстает как верная и любящая жена, свято надеющаяся на возвращение мужа и сына из плена. В ее обращении к ветру-ветрилу, Днепру Славутичу, светлому солнцу отражается непобедимая сила любви к Игорю.

Именно ее любовь помогла князю, которого она в своем плаче называет ладой, решиться бежать из половецкого плена, хотя он мог спокойно ждать обмена или выкупа. Тем более, что кочевники относились к пленнику с неизменным уважением, в его распоряжении даже было несколько слуг, рядом находился старший сын. Помощь в побеге Игорю оказал половец Овлур, который предоставил князю коня и сопровождал по пути к дому, помогая уйти от преследования Гзака и Кончака.

На момент битвы Игорю было 34 года. Но он готов был рискнуть своей жизнью, жизнью брата Всеволода и старшего сына Владимира для защиты русской земли от кочевников-варваров.

Произведение, повествующее о походе князя Игоря против половцев, написано столь талантливо и таким одаренным автором, что ученые до сих пор спорят о времени его создания. Альтернативой XII столетию выступает XVIII век. По мнению А.С.Пушкина, в XVIII веке не было столь талантливой личности, способной создать подобную поэму. Сам рукописный первоисточник сгорел во время московских пожаров 1812 года. Впервые это произведение было опубликовано в 1800 году обер-прокурором Синода графом Алексеем Мусиным-Пушкиным, в руки которого документ попал из стен древнего монастыря.

Написанная девять столетий назад старорусским языком поэма пронизана патриотическим духом, выступает против междоусобных княжеских войн за единство земли русской.

«Слово о полку Игореве» нашло художественное воплощение в картине известного художника В. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». На ней запечатлен исход кровопролитного сражения князя Игоря со степными кочевниками. Полотно пробуждает патриотические чувства у зрителей.

Композитор Александр Порфирьевич Бородин, также впечатленный древнерусской рукописью, создал чарующую оперу «Князь Игорь», которую он писал на протяжении восемнадцати лет. Получилось, что один шедевр XII века породил два шедевра XIX столетия.

Новые поколения черпают в этом древнерусском памятнике новые духовные силы.

Источник: http://histnote.ru/drevnerusskij-pamyatnik-slovo-o-polku-igoreve/

Сочинение «Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы»

Работа Юлии выполнена в ходе конкурса, посвященного созданию «Слова о полку Игореве» и является победительницей в муниципальном конкурсе. Она направлена на конкурс региональный. Работа отличается простотой, творческим подходом, проникновенным отношением автора к историческому литературному памятнику.

Скачать:

Вложение Размер
slovo_o_polku_igoreve-velichayshiy_pamyatnik_drevnerusskoy_literatury.docx 17.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ-

МБОУ №7 г. Сальска

Учитель Капустян Г.

Совсем недавно мне посчастливилось побывать в публичной библиотеке города Ростова – на — Дону, где особое внимание привлекли стеллажи с древними книгами. Эти памятники старины донесли до нас правду далёких времён. Мне тогда вспомнилась прочитанная недавно книга «Слово о полку Игореве». Ёе сохранившаяся копия тоже находится в одной из библиотек и вызывает к себе огромный интерес, ведь это наша история. Она дорога нам, русичам, интересна своим величием, бессмертна. Чем же книга привлекла меня?

Открываю первую страницу: передо мной словно оживает старина. Вещий Боян ведёт неторопливый сказ, перебирая струны; льётся напевная речь о походе Игоря, его дружине.

Вот Игорь — князь, решительный, мужественный, готовый на подвиг, а вот его дружина:

А куряне славные-

Родились под трубами,

Росли под шеломами,

Выросли как воины,

С конца копья вскормлены,

Все пути им ведомы,

Все яруги знаемы…

Столько гордости за защитников земли русской в этих строках!

Смятение и тревогу чувствую я, читая описание неудач, преследующих князя:

Уж с утра до вечера и снова

С вечера до самого утра

Бьётся войско князя удалого,

И растёт кровавых тел гора…

И взошёл великими скорбями

На Руси кровавый тот посев.

Поражение дружины, пленение Игоря автор описывает с чувством горечи, разочарования:

Не воскреснуть Игоря дружине,

Не подняться после грозной сечи!

Стонет, братья, Киев под горою,

Тяжела Чернигова напасть.

И гордость, и смятение, и тревогу, и боль, и разочарование пережил неизвестный нам доселе, к сожалению, автор «Слова о полку Игореве», мои чувства созвучны авторским. Я понимаю, что главная мысль поэмы – мысль о родине, русской земле. С самого начала повествования читаю: «О Русская земля! Ты уже за холмом». Далее: «Поглотила русичей чужбина», «А враги на Русь несутся тучей», «И закрылось небо, и погас белый свет над Русскою землёю». Горе русской земли автор воспринимает как своё собственное, что говорит об истинном патриотизме оставшегося неизвестным свидетеля тех событий. Он сторонник процветания Руси, что возможно лишь при условии объединения разрозненных княжеств. Вот почему так горьки слова о последствиях Игорева поход:

И, как барсы лютые, на нас

Кинулись поганые с войною,

И воздвиглась на Хвалу Хула,

И на волю вырвалось насилье.

Прянул Див на землю, и была

Ночь кругом и горя изобилие.

Не случайно центром поэмы является «златое слово» мудрого Святослава, вспомнившего о былой славе отцов и дедов, укорявшего князей – единоличников:

Но не вместе их знамёна плещут,

Врозь поют из копия и блещут.

Опытный князь знает секрет, как освободить Русь:

Встаньте, государи, в злат — стремень

За обиду в этот чёрный день,

За Русскую землю… — призывает он.

Не услышали князья предупреждение мудреца – правителя, не осознали грозившей опасности и обрекли Русь на трёхсотлетнее татаро – монгольское иго. А ведь могло все быть иначе. Процветала бы земля славян, была бы сильной, тогда ни одно государство не осмелилось бы напасть.

Не знаю, почему, но при чтении поэмы я испытала какое – то щемящее чувство, ведь всё происходящее в ней относится к моей родине, моим предкам. А главное – я солидарна с автором, призывающим к миру, единению. Эту мысль он подчеркивает по – разному: с помощью изображения природы, которая слово сама участвует в происходящем, с помощью усиления постигших Русь бед, путем введения образов плачущих страдающих жен и замечательного образа Ярославны, призывающей все силы природы помочь воинам её лады.

Удивительная книга! По праву она названа В. Г. Белинским «прекрасным благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойным внимания и уважения». Сегодня, спустя восемь столетий, сказанное в поэме интересно, поучительно. Думаю, призыв автора:

Ярослава все внуки и Всеслава,

Стяните стяги свои,

Вложите в ножны мечи свои повреждённые,

Ибо лишились вы славы дедов, –

обращён к его современникам и к нам, далёким потомкам. Он словно чувствовал, что раздробленность, разрозненность так долго будут существовать в отношениях людей, имеющих общие корни: украинцев, белорусов, русских. Менялась история, менялось отношение между славянами. Сегодня обособленность, недоверие отдаляют наши народы. Думаю, нужно время, чтобы изменить ситуацию. Нужны сильные правители, способные творить для родины и созидать, сохранять спокойствие и мир на своей земле, умеющие донести до простых людей смысл единства, общности.

Хочется верить, что настоящие будущие поколения поймут, прочитав « Слово о полку Игореве», что лучшее счастье – мир и свобода, в основе которых один идеал – единство.

Источник: http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/05/06/sochinenie-slovo-o-polku-igoreve-velichayshiy-pamyatnik

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *