Миф это | Путь к осознанности — почему мифы называют одним из источников литературы как искусства слова

15.06.2020

Миф это древнейшее сказание, являющееся неосознанно-художественным повествованием о важных, часто загадочных для древнего человека природных, физиологических и социальных явлениях, происхождении мира, загадке рождения человека и происхождении человечества, подвигах богов, царей и героев, об их сражениях и трагедиях. Миф был порождением определенной фазы в развитии человеческого сознания, пытавшегося художественно, в виде персонификации, отразить действительность и объяснить ее посредством конкретно-чувственных образов и ассоциаций, перцепций, носящих своеобразно логический характер.

Почему мифы называют одним из источников литературы как искусства слова

почему мифы называют одним из источников литературы как искусства слова

Миф это древнейшее сказание, являющееся неосознанно-художественным повествованием о важных, часто загадочных для древнего человека природных, физиологических и социальных явлениях, происхождении мира, загадке рождения человека и происхождении человечества, подвигах богов, царей и героев, об их сражениях и трагедиях. Миф был порождением определенной фазы в развитии человеческого сознания, пытавшегося художественно, в виде персонификации, отразить действительность и объяснить ее посредством конкретно-чувственных образов и ассоциаций, перцепций, носящих своеобразно логический характер.

Особенность мифа

Принципиальной особенностью мифа является его синкретизм — слитность, нерасчлененность различных элементов — художественного и аналитического, повествовательного и ритуального. Мифологическое авторство характеризуется неосознанностью творческого процесса, поэтому мифы предстают в качестве созданий коллективного и бессознательного народного творчества. Осознание индивидуального авторства, творческого процесса, развитие критического отношения к содержанию повествования — признаки новой ступени в развитии сознания, для которой характерно вырождение мифов, распад их синкретизма. Наиболее устойчивым проявил себя повествовательно-художественный аспект, сохранивший свое непосредственное влияние до настоящего времени и послуживший основой для развития сначала аллегории, а затем и других форм сознательного творчества. Утратив сакральность, лишившись «объясняющих» функций, миф не утратил художественной силы, сохранился в качестве простого, но необычайно живого, свежего, детскинаивного повествования.

Существует несколько десятков различных определений мифа, поэтому литературоведческое использование термина «миф» многообразно и противоречиво. Ряд литературоведов определяет миф как один из литературных жанров или модусов (Р.Чейс, Н.Фрай). Другие специалисты отвергают определение мифа как жанра словесности, понимая его как цельную систему первобытной «духовной культуры» или «науки», в терминах которой воспринимается весь мир (С.Аверинцев), а также в качестве первобытной «идеологии» (А.Лосев), незрелой древней философии (Б.Фонтенель). К.Юнг видит в мифе хранилище человеческого опыта, ценного для всех времен, тогда как З.Фрейд понимает миф как одну из форм суррогативного исполнения желаний. К оценке мифов со стороны его психопрагматической функции склонны и сторонники антропологической школы (Э.Тейлор, Дж.Фрезер и их последователи), тогда как представители «мифологической школы». (Я.Гримм, М.Мюллер) акцентировали внимание на творческой художественной стороне мифов. Специфика мифа часто связывается исключительно с характером его общественной функции — одно и то же повествование может функционировать или как развлекательное (сказка), или как серьезное, сакральное, т.е. миф. Многозначность термина «миф» усиливается введением в литературоведческий обиход понятия «современный миф», размывающего представление о границах древней мифологии. К мифотворческим временам причисляются эпоха Возрождения (Л.Баткин) и период романтизма (У.Трой), в качестве «современных мифов» рассматриваются произведения модернистов (Р.Барт, Фрай, Д.Затонский). Первые попытки создать «новую мифологию» были предприняты Ф.Шеллингом и йенскими романтиками. Вырастающая якобы из «глубин духа», эта мифология с натурфилософией Шеллинга, исходящей из идеи тождества материального и духовного в основе, должна была стать объединяющим центром духовных, культурных, научных, художественных проявлений человека. Хотя искусственный синкретизм и синтез различных элементов в новую мифологию не состоялся, ее поиски и попытки создания энергично продолжаются.

«Современное мифотворчество» связывается обычно с научными теориями, философско-идеологическими доктринами и художественным творчеством — т.е. стремя основными областями, получившими самостоятельное развитие после распада мифологического синкретизма. В резко отрицательном значении термин «миф» употребляется для обозначения некоторых идеологических, политических, философских учений. Р.Барт называет миф все проявления буржуазной идеологии, а А.Гулыга в качестве «современного мифа» называет фашистскую доктрину. Томас Манн, наоборот, следуя немецкой традиции с ее высокой положительной оценкой миф, относил к последним не только выдающиеся философские системы (Ф.Ницше), но и творчество наиболее глубоких писателей (И.В.Гёте), хотя и отмечал возможность дегуманизации мифа.

В литературе 19-20 веков не только широко используются древние мифы (Т.Манн, А.Камю, Ж.П.Сартр), но и предпринимаются попытки создания произведений, структурно и по содержанию сознательно на них ориентированных (Г.Мелвилл, Т.С.Элиот, Дж.Джойс). Подобные произведения часто определяются литературоведами и критиками как миф. Однако даже «Моби Дик» (1851) Мелвилла, не говоря уже об откровенно «сконструированных» высокоинтеллектуальных — «Улиссе» (1922) Джойса или «Бесплодной земле» (1922) Элиота, не является мифом ни по характеру восприятия читателями, ни по своей функции. Они представляют собой не более чем мифо-центрические или мифо-поэтические произведения. Трансисторическое понимание мифа ведет к отрицанию его исторических границ и к терминологической путанице. Проблема связи мифа и современной литературы наиболее последовательно может быть решена, если учитывать, что, развиваясь из мифа как из своего естественного источника и сохраняя видовую связь с ним, литература вместе с тем преодолевала миф, прямо отрекаясь от него (Вольтер) или используя его иронически (А.П.Чехов).

Слово миф произошло от греческого mythos, что в переводе означает — предание.

Источник: http://www.litdic.ru/mif/

Какие произведения русских писателей легли в основу известных опер

почему мифы называют одним из источников литературы как искусства слова

А.С. Пушкин в музыке

Пожалуй, произведения Александра Сергеевича чаще всего привлекали внимание русских композиторов. Роман в стихах «Евгений Онегин» вдохновил гениального композитора П.И. Чайковского на создание одноименной оперы. Либретто, которое лишь в общих чертах напоминает первоисточник, написал Константин Шиловский. От романа осталась только любовная линия 2 пар – Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны. Душевные метания Онегина, из-за которых он попал в перечень «лишних людей», исключены из сюжета. Опера впервые была поставлена в 1879 году и с тех пор включена в репертуар практически каждого российского оперного театра.

Нельзя не вспомнить о повести «Пиковая дама» и об опере, созданной П.И. Чайковским по ее мотивам в 1890 г. Либретто было написано братом композитора, М.И.Чайковским. Петр Ильич лично написал слова для арий Елецкого во II акте и Лизы в III.

Повесть «Пиковая дама» была переведена на французский язык Проспером Мериме и стала основой оперы, написанной композитором Ф.Галеви.

Драма Пушкина «Борис Годунов» легла в основу великой оперы, написанной Модестом Петровичем Мусоргским в 1869 г. Премьера спектакля состоялась из-за препонов цензуры лишь 5 лет спустя. Горячий восторг публики не помог – оперу несколько раз снимали с репертуара по цензурным соображениям. Очевидно, гений обоих авторов слишком ярко высветил проблему отношения самодержца и народа, а также цену, которую приходится платить за власть.

Вот еще несколько произведений А.С. Пушкина, ставших литературной основой опер: «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» (Н.А. Римский-Корсаков), «Мазепа» (П.И. Чайковский), «Русалочка» (А.С. Даргомыжский), «Руслан и Людмила» (М.И. Глинка), «Дубровский» (Э.Ф. Направник).

М.Ю. Лермонтов в музыке

На основе поэмы Лермонтова «Демон» известный литературовед и исследователь его творчества П.А. Висковатов написал либретто для оперы знаменитого композитора А.Г. Рубинштейна. Опера была написана в 1871 г. и поставлена в Мариинском театре Санкт-Петербурга в 1875 г.

А.Г. Рубинштейн написал музыку еще к одному произведению Лермонтова: «Песня про купца Калашникова». Опера под названием «Купец Калашников» была поставлена в 1880 г. В Мариинском театре. Автором либретто стал Н.Куликов.

Драма Михаила Юрьевича «Маскарад» стала основой либретто балета «Маскарад» А.И. Хачатуряна.

Другие русские писатели в музыке

Драма «Царская невеста» известного русского поэта Л.А. Мея легла в основу оперы Римского-Корсакова, написанной в конце XIX века. Действие происходит при дворе Ивана Грозного и носит ярко выраженные черты той эпохи.

Теме царского произвола и бесправия подданных, борьбе вольного города Пскова против завоевания Иваном Грозным посвящена и опера Римского-Корсакова «Псковитянка», либретто для которой композитор написал сам по драме Л.А. Мея.

Римский-Корсаков также написал музыку для оперы «Снегурочка» по сказке великого русского драматурга А.Н. Островского.

Опера по мотивам сказки Н.В. Гоголя «Майская ночь» написана Римским-Корсаковым на основе собственного либретто композитора. Другое произведение великого писателя, «Ночь перед Рождеством», стало литературной основой оперы П.И. Чайковского «Черевички».

В 1930 г. советский композитор Д.Д. Шостакович написал оперу «Катерина Измайлова» по мотивам повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Новаторская музыка Шостаковича вызвала шквал резкой политически мотивированной критики. Опера была снята с репертуара и восстановлена только в 1962 г.

Источник: http://www.kakprosto.ru/kak-828299-kakie-proizvedeniya-russkih-pisateley-legli-v-osnovu-izvestnyh-oper

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *