Как сосредоточиться?
09.04.2019
Вот же беда, целей много, задач много, все надо бы успеть, а не получается ничего. Рассеянность. Или то, что называется «без царя в голове». То есть нет в ней того деспота, которому все должно подчиняться, иначе нарвется на такое самодурство, что страшно станет не на шутку. |
Но как сосредоточиться, если царя-таки нет и надо переходить к самоуправлению? Беру старую тетрадь, которая специально посвящалась укрощению воли, внимания, памяти. Сами по себе они хорошо работают, но вне заданного. Попытки договориться с ними неизменно заканчивались провалом: после краткого периода послушания они переходили в автономный режим, и подключить к некоему общему смыслу деятельности не представлялось возможным. Возможно, они защищали от закрепощения надуманными целями. Спасибо, конечно, но может быть, нужно было иначе?
В любом случае тетрадь есть, и в ней много-много пунктов полезных советов. Советов от кого-то или кому-то. Как известно, лучше всего помогаешь себе советом, когда советуешь кому-то со сходной проблемой. Другим наши советы, в общем-то, не нужны, нужно общение, которое ведет в нужном направлении под требовательным взглядом собеседника. Нужны идеи, которые уже созрели в инкубаторе собственного ума, но не спешат вылупляться. Потому так востребована помощь коуча, который не дает советов, а лишь спрашивает, спрашивает и спрашивает.
Постарайтесь привязать свои занятия к смыслу жизни
Так что же там насчет сосредоточения? Главное — привязать свои занятия к смыслу своей жизни. Трудноватенько. Это вызовет мысли о смысле, который в идеале оказывается бесконечно далек от реальных возможностей. Или просто вне зоны комфорта. Но попробуй пойми, что есть просто дискомфорт, а что опасность для жизни, которой рисковать не надо бы. Она еще пригодится.
Жизнь должна быть долгой, очень долгой, чтобы успеть все увидеть, познать, прочувствовать. Зачем? На случай, если за чертой смерти очень нужен наш опыт. Или если ушедшие предки ощущают нами. Или для того, чтобы в цепи предков и потомков не быть хлипким звеном.
А ведь это неплохой способ сосредотачиваться: чуть мысли побежали по не стоящим внимания маршрутам, тотчас возвращаем их к вопросу о смысле. Занимаемся делом, пытаясь глубоко чувствовать связь этого дела со смыслом, или, как вариант, шагнуть ну хоть чуточку дальше по направлению к смыслу. Пусть он не виден, но нечто, ощущаемое как смысл, точно ведь есть, и к нему можно пытаться продвигаться. Понемногу, не спеша.
Многим помогает отчет и ведение ежедневника
Хорошая связанность дела со смыслом — это очень и очень важно, но даже при хорошей связанности может быть необъяснимая слабость воли. На этот случай есть тьма советов от диетологов и фитотерапевтов: к примеру, «таблетки для ума» знаменитого травоведа Владимира Федоровича Корсуна, содержащие корни шлемника байкальского, имбиря, родиолы розовой, левзеи сафлоровидной, траву шизонепеты надрезанной, змееголовника молдавского, арники горной, донника лекарственного, астрагала перепончатого, вздутоплодника мохнатого, бакопы Моньери и гриб чаги.
Многим помогает отчет. Можно распечатать таблицы из Интернета или приобрести ежедневник по методу Стивена Кови. Но гораздо лучше изобретать собственные формы, лишь отталкиваясь от чужих находок. Каждый раз, когда прежний метод отказывается работать, это означает, что пора активировать изобретательскую жилку и создать нечто новое. Для этого формулируем проблему, пытаясь в словах выразить помехи.
К примеру, когда в моей проблемой стало «отсутствие основополагающей идеи», я распечатала ежедневник, вставив афоризмы про волю и прочие нужные качества. Эти фразы помогают при регулярном употреблении. Потому мало их однажды прочитать, надо еще и поместить перед глазами. Но позднее оказалось, что мало фраз. И на те же страницы попали и анекдоты в тему, и притчи, и тексты песен. Целая книга, а не ежедневник, но книга исключительно полезная.
Можно приобрести готовый ежедневник, а можно сделать свой шаблон
Хорошая подсказка была в книге «Художник внутри вас» Бэтти Эдвардс. Она предлагает начинать день с выписывания всех-всех мыслей страницы на три. Это правда помогает почувствовать стержень дня.
Но, быть может, лучше пользоваться методом Геннадия Шичко. Это вечерний дневник, позитивный, правильный, с верными настроями, которые будут работать в голове всю ночь. Метод серьезный, помогает излечиваться от зависимостей, подчинять тело, характер и разум. Для того же существует аутотренинг. И не будем забывать про молитву, которая не равна аутотренингу, но для неверующих очень похожа на него.
С ребятишками очень хорошо работает запись достигашек, плюсиков. Если ребенок еще не умеет писать, он может сообщать диктофону, что хорошее у него было. «Рассмотрел снежинку» — это пустяк для взрослого, но событие для ребенка, а позднее, через годы, доступ к изумительно чистому воспоминанию. Весьма успешен был юный пианист, который после каждого исполнения пьесы проговаривал, что надо сделать лучше при повторе. Да и нам, взрослым, можно не стыдиться говорить с собой. Можно вести диалог между своими образами, имеющими разные имена. Это не раздвоение личности, это всего лишь игра, позволяющая каждой части характера и воли пользоваться правом голоса.
Научите ребенка отмечать достижения
Станиславскому спасибо за метод «Если бы». Представляем себе ситуацию, в которой сегодняшнее дело окажется критически важно. К примеру, экзамен не через полгода, а через 10 минут, и надо срочно заложить в голову хоть что-то.
Много идей из трансерфинга Вадима Зеланда, хорошая у него серия книг, вдохновляющая. Но не пересказывать же их здесь.
Люблю свой конспект идей насчет воли. Очень полезное занятие такое конспектирование. В отличие от копирования целых статей из Интернета, выписывание ручкой на бумагу позволяет сосредоточиться на найденной идее самоорганизации на то время, пока выводишь буковки. Если конкретная мысль не включит поток энергии, то можно выписать следующую. Есть опасность случайно увлечься и превратиться в коллекцию полезных мыслей, так и не научившись сосредотачиваться ни на чем ином.
После многих лет привыкания к письму и отвыкания от практических дел в школе очень легко не заметить, как конспектирование превратится в самоцель. Но это по-любому лучше застревания в компьютерных игрушках или в просмотрах бесконечных видео, что стало бедствием нашего времени и развалило волю огромного числа людей. Развалило настолько, что ни родные, ни специалисты помочь не могут. Ах, да, метод Шичко неплохо помогает. Если удастся сосредоточиться на нем.
- Зачем малышам иностранный язык?
- Как выучить английский язык с нуля? Пять первых шагов к цели
- Так ли уж обязательно изучать грамматику английского языка? 3. Полезные советы для неначинающих
- Так ли уж обязательно изучать грамматику английского языка? 1. Английский язык для тех, кому «за»
- Так ли уж обязательно изучать грамматику английского языка? 2. Вредные советы для неначинающих
- Как визуально расширить пространство ванной комнаты?
- Как быстро и просто научиться разговаривать на иностранном языке?
- Как вырастить полиглота? Пять причин учить иностранный язык до школы
- Риторика. Что такое средства выразительности?
- Риторика. Почему важно преодолеть эгоцентризм?
Добавить комментарий