Стихосложение-4. Зачем нужна рифма?

07.02.2020

Рифма звучная подруга
Вдохновенного досуга,
Вдохновенного труда,
Ты умолкла, онемела;
Ах, ужель ты улетела,
Изменила навсегда!
А. Пушкин

После ритма важнейшее качество стихотворения — его фонетика — звучание, мелодика. К эвфонии (благозвучию) стремились все древнегреческие поэты. Благозвучие усиливает выразительность стиха, придает ему определенную интонацию, а иногда даже напрямую связывается со смыслом и настроением.

Стихосложение-4. Зачем нужна рифма?

Феликс Бюо, «Поэт и море», XIX век

Наиболее распространены в поэзии звуковые повторы. Слова как бы перекликаются друг с другом, связываются между собой не только смыслом, но и фонетическим сходством. Резко выделяясь на фоне других слов, перекликающиеся слова становятся более выразительными и значимыми.

Самым эффектным звуковым повтором, безусловно, является рифма — цемент на ритмическом каркасе стихотворения. Рифма прочно связывает строки, увлекая за собой как поэта, так и читателя. Поэт как бы ищет, куда — к какому слову, образу — выведет его ожидаемое созвучие, а читатель уже настроен получить это созвучие от поэта, как финальный эстетический приз.

Стихосложение-4. Зачем нужна рифма?

К. Е. Маковский, «Поэзия. Панно-картина для концертного зала ообняка С.П. фон Дервиза в Петербурге», 1886 г.

Трудно поверить, но рифма — столь привычная для нас черта стихотворения — появилась в мировой поэзии довольно поздно. Древнегреческие «Илиада» и «Одиссея», англосаксонский эпос «Беовульф», финская «Калевала», старофранцузская «Песнь о Роланде» и многое другое написаны безо всякой рифмы. Одними из первых рифму стали использовать арабские поэты (где-то в VII в.). Затем эстафету перехватили провансальские трубадуры, и в их руках рифма зацвела буйным цветом, хотя и не вытеснила нерифмованных стихов.

Классическая русская поэзия вообще началась с рифмовки и расставаться с ней не собирается. В то же время многие западные поэты уже давно воротят нос от рифмы, как от чего-то пошлого и банального. Надо сказать, подобные мысли о стихосложении посещали у нас еще Пушкина.

Думаю, что со временем, мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. «Пламень» неминуемо тащит за собой «камень». Из-за чувства выглядывает искусство. Кому не надоели «любовь и кровь», «трудный и чудный», «верный и лицемерный», и проч.
А.Пушкин «Путешествие из Москвы в Петербург»

Стихосложение-4. Зачем нужна рифма?

В. А. Серов, «А. С. Пушкин на садовой скамье», 1899 г.

Прошло почти сто лет и великий новатор Маяковский, хоть и бросил все силы на борьбу с банальной рифмой, но избавляться от самой рифмовки категорически отказывался.

Вам,
конечно, известно
явление «рифмы».
Скажем,
строчка
окончилась словом
«отца»,
и тогда
через строчку,
слога повторив, мы
ставим
какое-нибудь:
ламцадрица-ца.
Говоря по-вашему,
рифма —
вексель.
Учесть через строчку! —
вот распоряжение.
И ищешь
мелочишку суффиксов и флексий
в пустующей кассе
склонений
и спряжений.

…Говоря по-нашему,
рифма —
бочка.
Бочка с динамитом.
Строчка —
фитиль.
Строка додымит,
взрывается строчка, —
и город
на воздух
строфой летит.
Где найдешь,
на какой тариф,
рифмы,
чтоб враз убивали, нацелясь?
Может,
пяток
небывалых рифм
только и остался
что в Венецуэле…
В. Маяковский

…без рифмы стих рассыплется. Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держать вместе.
В. Маяковский «Как делать стихи»

Стихосложение-4. Зачем нужна рифма?

А. М. Нюренберг, «Маяковский», 1929 г.

Но что же такое эта всем знакомая рифма?

Очень важно, что повторяться и совпадать должны именно созвучия (фонемы), а не буквы. Иначе вы, подобно Незнайке, начнете рифмовать «палка-селедка». Для хорошей рифмы буквенное совпадение неважно: «вериться — деревце», «коршуном — брошенным». В русском языке прежде всего должны совпадать ударные гласные, а уж потом все остальные звуки по мере удаления от ударной гласной. Чем больше этих совпадений, тем точнее рифма.

Стихосложение-4. Зачем нужна рифма?

Например, «высотой — головой». Ударные гласные здесь совпадают, но согласные сочетаются плохо, поэтому рифма выходит неудачной. Гораздо лучше звучат рифмы «высотой — золотой» или «высотой — бородой». Еще лучше звучит «высотой — красотой», где совпадает еще больше звуков.

Важно отметить, что после ударного слога совпадение звуков уже не столь важно: «Неустанно — под мостами», «не нужен вам — жемчужиной». Последние звуки здесь не совпадают, но на слух никакого дискомфорта не ощущается.

Особенно хорошо, если совпадает много звуков до ударного слога — «голову — голому», «присяга — присяду». Прекрасно сочетаются в рифмах шипящие созвучия — «порошею — отброшенный — кожаный». В этом примере нетрудно заметить, что средняя рифма переходная. Она прекрасно рифмуется с обеими другими, в то время как «порошею — кожаный» сочетаются хуже.

Теперь рассмотрим разнообразие рифм и их классификацию.

Различают рифмы и по тому, на каком месте от конца строки стоит ударный слог.

Сочетание в одном стихотворении резкой мужской рифмы с ударением в конце стиха и постепенно «затухающей» рифмой женской придают стихотворению ритмическую выразительность:

Люблю отчизну я, но странною любОвью!
Не победит её рассудок мОй,
Ни слава купленная крОвью,
Ни полный гордого доверия покОй…
М. Лермонтов

Стихосложение-4. Зачем нужна рифма?

М. Ю. Лермонтов, «Сцена из кавказской жизни», 1838 г.

Если же рифма стоит на третьем от конца слоге, ее называют дактилической («дАктили — птеродАктили», «мАрево — зАрево»).

Сейте разумное, доброе, вЕчное,
Сейте, спасибо вам скажет сердЕчное
Русский народ…
Н. Некрасов

Стихосложение-4. Зачем нужна рифма?

А. А. Наумов, «Белинский перед смертью (Некрасов и Панаев у больного Белинского)», 1883 г.

А может ли ударение стоять на четвертом или пятом от конца слоге? — спросите вы. Может, но эта рифма встречается редко и требует при чтении хорошей дикции. Она называется гипердактилической («рАдующий — пАдающий», «поколАчивает — поворАчивает»). Вот пример стихотворения В. Брюсова, где ударный слог — аж пятый от конца.

Холод, тело тайно скОвывающий,
Холод, душу очарОвывающий.
От луны лучи протЯгиваются,
К сердцу иглами притрАгиваются.

Многие из нас привыкли к тому, что рифмы располагаются на концах строк (они так и называются — конечные). Именно благодаря им конец строки подчеркивается не только паузой, но и фонетически. А рифмующиеся слова в конце строк приобретают большую значительность.

Однако могут рифмоваться и начала строк — тогда это рифма начальная. Она нередко попадается в народной поэзии, хотя концы строк при этом не рифмуются.

Наедались они да было досыти,
Напивались они да было допьяна,
Стали тут богатыри отдых держать,
Спали тут богатыри трое сутки.
Улетали все птички за облаки,
Убегали все звери за темные леса.

Еще более изысканы внутренние рифмы, когда слова рифмуются между собой в середине стиха или с концевой рифмой.

… Жизнь пустынна, бездомна, бездонна
А. Блок

Стихосложение-4. Зачем нужна рифма?

Александр Блок

В поте — пишущий, в поте — пашущий!
Нам знакомо иное рвение:
Легкий огнь, над кудрями пляшущий, —
Дуновение вдохновения!
М. Цветаева

А вот отрывок из поэмы А. Блока «12», где в двух строчках зеркально рифмуются все слова:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной…

Запиши поэт эти строчки так:

Нежной
Поступью
Надвьюжной,
Снежной
Россыпью
Жемчужной…

— и внутренние рифмы стали бы концевыми. Как в стихотворении М. Цветаевой:

Рябину
рубили
Зорькою.
Рябина —
Судьбина
Горькая…

или в детском стишке С. Маршака:

Шесть
Котят
Есть
Хотят.

Стихосложение-4. Зачем нужна рифма?

Николай Николаевич Асеев

Блестящий пример рифмовки мы можем наблюдать в поэме Н. Асеева «Чёрный Принц», где поэт удачно рифмует близстоящие слова, и при этом сами рифмы не кажутся надуманными. Вот отрывок:

Белые бивни
бьют
ют.
В шумную пену
бушприт
врыт.
Вы говорите,
шторм —
вздор? —
Некогда длить
спор!

Видите — в пальцы
врос
трос, —
так что и этот
вопрос
прост: —
мало ли видел
матрос
гроз, —
не покидал
пост…

Продолжение следует…

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *