Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых». Почему шарик ребристый?

02.02.2020

У Михаила Шемякина нет ничего случайного, он художник мощных идей. Можно часы потратить на разгадывание смысла деталей его скульптур, найти сто обоснований, но все равно автор сумеет добавить еще несколько неожиданных.

Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых». Почему шарик ребристый?

Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых» на Болотной площади в Москве

Что ж, сделаем нашу половину работы, найдем максимальное количество наших объяснений для начала тому факту, что возле детей лежит ребристый мячик.

Первой назовём ту версию, которая в комментариях, если они будут, повторится много-много раз в силу особенностей современного мышления:

Версия вторая. Мог быть просто шар в роли мяча, но блики мешали бы его фотографировать. И голубям неудобно было бы сидеть, и коррозия была бы заметна.

Версия 3. Когда шар будет вытаивать из-под снега, белая шапочка на нем уподобится цветку. Снятая, она будет похожа на лотос.

Версия 4. При замерзании и разогревании шар может деформироваться. На морозе металл очень хрупок, от пинка мог бы рассыпаться, потому сделаны ребра жёсткости.

Версия 5. Мяч с ребрышками — почему бы нет? Массажные мячи делают и с пупырышками, и с ребрами. Судя по тому, что валяется возле детей, родившие их позаботились и о духовном развитии (чтение сказок Пушкина), и о физическом здоровье (мяч для массажа), и об интересном времяпрепровождении (научили, в частности, игре с завязанными глазами).

Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых». Почему шарик ребристый?

Версия 6. Ребра шара расположены уж очень правильно, мячик бы на бок перекатился, а тут стоит ровнёхонько. А что если это воздушный шар? Помните, как шары перетягивались тросами, на которых висит корзина путешественников? Предположим, эти дети прилетели в наш мир на воздушном шаре. До своего рождения. А потом выросли. Воздушный шар — символ путешествий и осмысления бытия при взгляде на жизнь с большей высоты, чем обычно доступно.

Версия 7. А что если это кактус? Растет ровно, со временем расцветет. Можно спросить, как насчет иголок, их же нет. Но ведь и у шприца фигуры Наркомании нет иглы, однако мы догадываемся. И что мог бы означать кактус? Он мог бы объяснить, почему девочка так осторожно ступает. Он может быть из райского сада, где тоже не без проблем, кактусы-то там нестриженые. Кактус — это еда и питье, которые не так-то просто получить, иголки мешают и хочется другого. Кактус годится в роли символа работы, на которую мы ходим только ради зарплаты, маленькой спасительницы. И что тогда дано детям в этой жизни? Духовная жизнь (ее обозначили книгами) и дающая пропитание работа.

Версия 8. Выжималка сока из лимона. Сходство недостаточное, конечно, но дальнейшая жизнь будет, по сути, соковыжималкой, это вроде как стоящая гипотеза. Да и дети по цвету почти как плоды цитрусовых.

Версия 9. Это, конечно же, не мяч, а земной шар, а ребристость — это разные долготы. Почему без широт? Потому что человечество сильно меняется при движении с Запада на Восток. И это изменение важнее, чем при движении с Севера на Юг.

Версия 10. Кто доставал проволочные массажеры из массажного шарика, раскручивая его, тот понимает, что без ребрышек шарик не раскрыть. Предположим, наша Земля — это полый шар с чем-то очень полезным, как те проволочные колечки для су-джок-терапии. Посыл может быть такой: «Лечение землян в самой Земле, на небеса глядеть не стоит».

Версия 11. Население Земли принципиально и изначально неоднородно, на ней есть доля всего, чего угодно. Это показано дольками, как у мандарина. И очищенный мандарин устойчив, если лежит, как этот шарик, а не на богу. Наш мир с долями всего всякого вполне устойчив.

Версия 12. Был такой шарообразный морской гирокомпас. В нашем случае ребрышки в роли делений, их послание: «Если матчасть учить, можно узнать, куда плыть».

Версия 13. Земля для компаса служит импеллером. Нет, не похоже. И эту неудачную версию помещаю под несчастливым номером.

Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых». Почему шарик ребристый?

Версия 14. У нас не елке висел такой же формы стеклянный шар. Если это стеклянный шар, то им художник говорит о хрупкости Земли. Можно случайно растоптать, и это будет больно наступившему, а для шарика окончится фатально, он лишь прибавит блеска космосу серебряными искорками своих осколков. Заметим заодно, что девочка ступает осторожно, она-то вряд ли шар раздавит. А мальчик невольно пнет его буквально на втором шаге.

Версия 15. Ребрышки — это намеченное деление. Люди делят и делят землю. Что ж, может быть, стоит разделить сразу, по плану, на равные доли. Торты сейчас не только продают разрезанными, но даже каждая доля персонально красиво упакована для более приятного аппетита.

Версия 16. Если говорить о поедании Земли сильными мира сего, то стоит вспомнить и пудинг, он нередко делается в рубчиками. Пудинг может дрожать, как от страха, но все равно его съедят.

Версия 17. Земля — храм Бога. Взгляните на купола в Риме, в Венеции, в Санкт-Петербурге. Довольно много похожих на половину шара Шемякина. А поскольку на Земле все имеет свою противоположность, перевернутую версию, то и куполу, глядящему вверх, должен соответствовать купол, направленный в другую сторону, их единство дает единую сферу. Во всяком случае в сфере мышления да и нет, плюс и минус, верх и низ плавно переходят одно в другое.

Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых». Почему шарик ребристый?

Версия 18. Земля сконструирована, и если с нее слезет кожа биосферы, то обнаружится внутренний скелет, станет видна конструкция, проступят ребра жесткости. Хотя у шара памятника ребра не похожи ни на внутреннюю конструкцию, ни на ребра, обтянутые кожей. Сходство с дольками апельсина гораздо большее. Или с шаром, перетянутым тонкими лесками.

Версия 19. Земной шар пока сморщен. Он может быть раздут, как резиновый воздушный шарик. Он может наполниться духом и стать Великой планетой.

Версия 20. Samsung подготавливает к выпуску или уже выпустил робота, который очень похож на этот шар. Робот катается за хозяином и сам отслеживает, что надо сделать. Мусоринка — вызываем пылесос. Темно — включаем свет. Холодновато — подогрев. Хозяин что-то сказал? Побудем Алисой. С той разницей, что Алису надо держать в руках, а этот дружок бегает сам следом, как щенок. На сегодня робот называется Ballie.

Михаил Шемякин не мог предвидеть его появление. А вдруг мог? И положил на бочок в нерабочее состояние, дескать, на робота надейся, да сам не плошай. Или так: с детей некому снять повязки, потому что ухаживающий за ними Ballie не имеет добрых материнских рук.

Версия 21. А что если эти ребрышки должны напомнить пачку балерины? Земля танцует. Разве то, как она вращается вокруг своей оси, не напоминает фуэте?

Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых». Почему шарик ребристый?

Версия 22. Подобные перетяжки встречаются у яиц Фаберже. Правда, расположены намного реже. Но шар ведь не зря сияет как драгоценность.

Версия 23. Когда у Королева для лунной программы делали топливные баки, сначала им придавали круглую форму. Изготовление было остроумно придумано: сначала делали лепестки в форме лодочек, их складывали друг на друга, перевозили, потом на месте сваривали. В каждой ракете было несколько баков, и трубопроводы к двигателям прокладывали поверх предыдущих баков, а трубопроводов было столько же, сколько двигателей. Если Земля — это топливная часть космического корабля, то можно представить себе, сколько движителей у всей системы, если так много трубопроводов на изображенном Михаилом Шемякиным топливном баке.

Версия 24. Предположим, предки не ошибались, и Земля бывает плоской. И круглой бывает. А что в этом мире бывает то плоским, то круглым, в частности — плоское днем и круглое ночью? Цветок! Земля как цветок, который то распускается, то закрывается, сейчас закрылась.

Богатая идея в дар плоскоземельщикам, Михаил Шемякин прямо в центре Москвы поставил памятник их правоте. Но кто-то станет спорить: бутоны выглядят совсем не так. Так цветы же бывают разные. Взгляните на бутон герберы, когда лепестки дорастают до своей нормальной длины. Очень похоже, не правда ли?

Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых». Почему шарик ребристый?

Михаил Михайлович Шемякин

Версия 25. Предположим, это прорисованы маршруты наших судеб. От полюса к полюсу. Каждый замечал в своей жизни синусоиды. Взять хотя бы биоритмы, каждый из которых начнет в момент рождения движение вверх, но через несколько дней вниз, так и бегают, и бегают. Каждый биоритм пробегает через свои крайние точки, а все вместе складываются в музыку жизни, гармонию жизненных сфер.

Версия 26. Если Землю вращает некая рука, заботясь о том, чтобы у нас была ночь для отдыха, то для удобства поверхность надо бы сделать ребристой. Так удобнее.

Версия 27. Если посмотреть на шар сверху, то он похож на сияющее солнце. И дети рядом солнечные. Возможно, золотой шар — это изначальная чистая энергия, которая лучится во все стороны. Возможно, это свет, который всегда готов разогнать тьму.

Спасение от пороков — просвещение. Как жаль, что наша страна на сегодня не достойна следующей скульптурной композиции: дети высоко поднимают источник света, и нависавшие над ними зловещие фигуры пороков разбегаются, становясь маленькими и ничтожными.

На этой грустной ноте мне захотелось остановиться.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *