Стихосложение-5. Почему одни рифмы — «богатые», а другие — «бедные»?

07.02.2020

Продолжаем наш разговор, посвящённый такому важному поэтическому приёму, как рифма. По степени звукового совпадения рифмы бывают богатые и бедные, точные и приблизительные. Чем больше звуков совпадают, тем рифма богаче («доконала — канала», «матовая — выматывая»). И наоборот: самые бедные рифмы — те, в которых совпадают лишь ударные гласные, а согласные — нет («гора — вода», «зову — иду», «тебе — мне», «вино — лицо»).

Стихосложение-5. Почему одни рифмы — «богатые», а другие — «бедные»?

Поэт Незнайка

Придумать такие рифмы проще простого, и стихотворения начинающих или ленивых поэтов зачастую пересыпаны ими. Вот «творение» поп-группы РУКИ ВВЕРХ:

«Ты целуй меня везде,
Восемнадцать мне уже…»

Ничем, кроме наплевательского отношения к тексту, подобные «шедевры» не объяснишь. Ведь можно было написать что-то вроде «Ты целуй меня нежней…» или, чтобы сохранить смысл, вообще переписать текст. Буквально недавно слышал по телевизору любительское стихотворение с еще одной прелестной рифмовкой «любовь — в нём». Конечно, бедные рифмы можно отыскать и в поэзии классиков, только вряд ли это будут лучшие примеры их поэтического мастерства.

Точными называются те рифмы, где совпадают все звуки после ударного гласного («болтающих — погибающих», «марево — зарево»). Почти точные, и при этом броские, рифмы мы можем встретить у В. Высоцкого:

…Я хвалился косою сажЕнью —
Нате смерьте! —
Я не знал, что подвергнусь суженью
После смерти, —
Но в обычные рамки я всажен —
На спор вбили,
А косую неровную сажень —
Распрямили…

Стихосложение-5. Почему одни рифмы — «богатые», а другие — «бедные»?

Дом музей Высоцкого на Таганке

В старой поэзии считалось хорошим тоном придерживаться именно точных рифм, однако их запас быстро исчерпался, и они приелись.

Впоследствии оказалось, что приблизительные рифмы, или рифмоиды, где звуки после ударного гласного совпадают лишь приблизительно, оказались не менее красивыми и уж точно более оригинальными и эффектными («хуже — простужен», «какие — Киев», «на курсах — из Курска»). Когда-то, обсуждая смешное слово «ренегат», которым Ленин обозвал социал-демократа Каутского, я экспромтом сочинил шуточный стишок:

Не хочу быть мудрым гадом,
Которому незачем каяться.
Лучше я буду ренегатом
Каутским!

Если в приблизительной рифме совпадают только ударные гласные, то рифму называют ассонансной. Надо иметь в виду, у слова «ассонанс» есть и второе значение (повтор ударных гласных внутри стиха), но о нем мы поговорим чуть позже. А пока примеры ассонансных рифм:

Ранг у поэтов сам по себе
издавна,
Не обязательно быть у людей
признанным.

Важно одно — если с неба волна
брошена,
Перечеркни все земные дела
строками,

Всё позабудь, — смело отдайся
бешенству
Дерганых букв, музыке танца
свечного.
С. Аксёненко

Стихосложение-5. Почему одни рифмы — «богатые», а другие — «бедные»?

Камиль Коро, «Поэт и Муза», 1871 г.

Несмотря на то что ассонансные рифмы дают поэту свободу и большие возможности, пользоваться ими надо со вкусом и осторожно. Еще более осторожно надо пользоваться диссонансными рифмами, в которых всё наоборот: послеударные звуки совпадают, а ударные — нет («пишущий — пашущий», «стеная — стеною», «пар — пор», «мячики-пулемётчики»).

Я запретил бы «Продажу овса и сена»…
Ведь это пахнет убийством Отца и Сына?..
Н. Асеев

Вот как эффектно пользовались диссонансами Владимир Маяковский:

Было:
социализм —
восторженное слово!
С флагом,
с песней
становились слева,
и сама
на головы
спускалась слава.
Сквозь огонь прошли,
сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга
горе дола.
Стало:
коммунизм —
обычнейшее дело.

…и Игорь Северянин:

Заберусь на рассвете на серебряный кедр
Любоваться оттуда на маневры эскадр.
Солнце, утро и море! Как я весело-бодр,
Точно воздух — бездумен, точно мумия — мудр.
Кто прославлен орлами — ах, тому не до выдр.

Стихосложение-5. Почему одни рифмы — «богатые», а другие — «бедные»?

Игорь Северянин, конец 1900-х — начало 1910-х гг.

Можно найти удачные и необычные рифмы между словами с похожим набором букв, где сами буквы расставлены по-разному («Карла — крала», «вереск — ксерокс»).

Безусловно, наиболее точными и богатыми являются тавтологические рифмы, где рифмуются одни и те же слова.

Все мое, сказало злато;
Все мое, сказал булат.
Все куплю, сказало злато;
Все возьму, сказал булат.
А. Пушкин

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.
Э. Багрицкий

Стихосложение-5. Почему одни рифмы — «богатые», а другие — «бедные»?

Эдуард Багрицкий

Пользоваться этим приёмом надо очень уместно, иначе он станет лишь свидетельством поэтического бессилия. Особого эффекта тавтологические рифмы достигают, когда повторяющиеся слова каждый раз меняют своё смысловое значение или эмоциональную окраску.

…я с тобою не хочу
делать это не хочу
потому что не хочу.

…я совсем не для тебя
не желаю знать тебя
и плевать хочу в тебя…
Д. Хармс

…Ты, подлец, носящий брюки,
Знай, что мертвый таракан —
Это мученик науки,
А не просто таракан…
Н. Олейников

Я пошёл бы за дождём,
Я ушёл бы по дождю,
Но, застигнутый дождём,
Я опять пою дождю,
Я ушёл бы от дождей,
Я бы спрятался под дождь,
Но мой город — друг дождей,
И я сам похож на дождь.
из песни группы ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ

Частным случаем тавтологических рифм являются рифмы каламбурные. Как и каламбуры вообще, они строятся на фонетической схожести разных по значению слов и словосочетаний. Как в известном стишке Дмитрия Минаева:

Область рифм — моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки,
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.

Или в песенке из м-ф «Бременские музыканты»:

Ох, рано
встает охрана!

В вышеприведенных примерах вы уже, наверное, заметили еще один поэтический прием — когда рифма к какому-то слову состоит из нескольких слов («ох, рано — охрана», «стихия — стихи я»). Такие рифмы называются составными и звучат очень эффектно.

Когда-то, сочиняя слоган для рекламы завода прокатных валков (которым в то время руководил человек по фамилии Будагьянц), я побочно написал такой шуточный стишок:

Ты бери валок Будагьянцевый,
Он блестит, словно Будда глянцевый.
Не придется тебе его прочь нести,
Потому что в нём запас прочности!

Как видите, составные рифмы часто являются палочкой-выручалочкой, когда надо срифмовать очень сложное или необычное слово. Помните, как Незнайка вместе с поэтом Цветиком никак не могли найти рифму к слову «пакля»? На самом деле просто плохо старались.

Нельзя придумать рифму к слову «пакля»?
А я придумал. Вот она. Не так ли?
А возле сакли яблоки набрякли…
И это тоже рифмы к слову «пакля».

Стихосложение-5. Почему одни рифмы — «богатые», а другие — «бедные»?

Сергей Курий

Говоря о забавных рифмах, нельзя обойти вниманием монорим — прием, когда стих строится на однообразной рифме (лягушка-мушка-пушка-раскладушка). Если поэты мусульманского Востока монорим просто обожали (в чем вы убедитесь дальше), то в нашей поэзии этот прием редко встречается в чистом виде. Чаще всего его можно встретить в отдельных строфах, как в стихотворении Марины Цветаевой:

В огромном городе моем — ночь.
Из дома сонного иду — прочь.
И люди думают: жена, дочь, —
А я запомнила одно: ночь…

Слишком длинные моноримы для нашего уха звучат слишком уж утомительно и монотонно. Впрочем, гипнотическое действие этого приема зачастую используется в заговорах и молитвах.

Очень вычурной выглядит и рассеченная рифма, когда слово рассечено концом строки и рифмуется лишь его часть. Читать стихотворения с подобной рифмой надо очень искусно.

Главный академик Иоффе
Доказал: коньяк и кофе
Вам заменит спорта профи-
лактика!
В. Высоцкий

Рассеченная часть слова может даже приобрести самостоятельное значение, как в следующем стихотворении А. Качаляна:

Губами потусторонними
я сглатываю с лица
холодные капли сонного,
льняного миросозерца-

ни я, ни другие головы
в стенах не ложились спать,
стеная, теням просовыва-
я лишь не хочу прервать…

растроганных прядей, смешанных
как уксусный фимиам,
в своих волосах повешенна-
я — слабость… к чужим рукам.

Продолжение следует…

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *