Как Николай Оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы, обществознание — как н оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы

02.07.2020

Нужна написать позицию базарова и павла петровича по поводу нескольких конфликтов,а именно:
1)отношения к аристократам
2)отношения к русским крестьянам
3)отношения к наукам ( естественным и гумманитраным)
Можно своими словами,можно из контекста.Без разницы.
з.ы аплодирую стоя,кто может ответить сразу :))

Как Николай Оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы?

как н оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы

как н оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы

Оцуп установил сходство и различие двух пластов поэти­ ческой культуры. Они были сближены «чувством особен

Другие вопросы из категории

Нужна написать позицию базарова и павла петровича по поводу нескольких конфликтов,а именно:
1)отношения к аристократам
2)отношения к русским крестьянам
3)отношения к наукам ( естественным и гумманитраным)
Можно своими словами,можно из контекста.Без разницы.
з.ы аплодирую стоя,кто может ответить сразу :))

Читайте также

кто сколько сможет ( очень поможите ) это внутренный экзамен по литетаруте 1. В чем трагизм любви Желткова, героя рассказа Куприна «Гранатовый браслет»?
2. Докажите, что для героя рассказа Куприна «Гранатовый браслет» любовь является высшей ценностью мира.
3. Покажите богатство духовного мира героини повести Куприна «Олеся».
4. Докажите, приведя примеры из произведений Куприна, что его любимый герой – молодой человек, мягкий, интеллигентный, совестливый, горячо сочувствующий «меньшому брату» и одновременно безвольный, трагически подчиняющийся силе среды и обстоятельств.
5. Почему эпоху поэтов начала 20 века характеризуют как «серебряный век» русской поэзии? В чём его принципиальные отличия от «золотого века»?
6. Какие три совета дает юному поэту лирический герой стихотворения В.Я. Брюсова «Юному поэту»? Согласны ли вы с его позицией? Каким, на ваш взгляд, должен быть истинный поэт? Прочтите стихотворение наизусть.
7. Расскажите, что вы знаете о Брюсове – переводчике. Назовите его основные переводы. С каких языков они осуществлены?
8. Как в лирике Бальмонта проявляется интерес к древнеславянскому фольклору? Какие образы возникают? Проанализируйте стихотворения «Злые чары» и «Жар-птица».
9. Какую картину Бальмонт рисует в стихотворении «Первая любовь»? Расскажите о своём восприятии этого стихотворения.
10. Охарактеризуйте творчество раннего Маяковского. Каковы его основные специфические особенности? Прочтите одно стихотворение этого периода наизусть.
11. «Свобода – самое прекрасное в жизни, ради неё человек должен быть готов пожертвовать всем, даже жизнью». Подтвердите слова Горького примерами из его рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
12. Докажите, что даже безумный, но неординарный шаг, по мнению Горького, останется в памяти людей. Приведите примеры из «Песни о Соколе», «Песни о буревестнике», «Легенде о Марко».
13. Какое значение имеет смысл названия пьесы «На дне»? Объясните его символическое звучание.
14. Кому посвящен цикл стихотворений Блока «Стихи о Прекрасной Даме»? В связи с чем написан? Проанализируйте 3 стихотворения из этого сборника. Одно прочтите наизусть.
15. Как раскрывается тема Дома в романе Булгакова «Белая гвардия»? Какое символическое значение для Булгакова имеет слово «дом»?
16. Какие философские проблемы поднимаются в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?
17. Покажите неразрывность связи судьбы и творчества Цветаевой с Москвой. Проанализируйте цикл «Стихи о Москве». Прочтите одно стихотворение наизусть.
18. Охарактеризуйте образ лирической героини поэмы «Реквием».
19. Охарактеризуйте казачий быт, изображённый Шолоховым. Покажите особенности речи казаков. Как они помогают писателю передать жизненность обстановки. Как писатель рисует жизнь станицы?
20. Охарактеризуйте семейный уклад Мелеховых, Коршуновых, Астаховых. Составьте сравнительно-сопоставительную характеристику.
21. Как в романе «Тихий Дон» изображена Первая мировая война?
22. Сравните Аксинью и Наталью, объясните чувство Григория к каждой из них. Какое значение имеют имена героинь? Почему обе гибнут?
23. В чём смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека»?
24. Дайте подробную характеристику военной прозы и поэзии. Проанализируйте 2 произведения.
25. Дайте подробную характеристику городской прозе. Проанализируйте 2 произведения.

2)встретили ли вы на страницах произведений русской литературы 20 века совестливых героев? Чем они вам запомнились?
3) Как вы считаете, почему «ныне есть опасность лишиться этой высокой нравственной категорий»? К чему может привести компромисс с совестью?

пример: Ахматову, Блока, Гумилева или Цветаеву
хотя бы кратко

Источник: http://obsestvoznanie.neznaka.ru/answer/1469866_kak-nikolaj-ocup-razlical-zolotoj-i-serebranyj-veka-russkoj-literatury/

—>Decadence —>

Образовательный сайт

Литература в ХХ веке претерпела множество изменений. Некоторые из них стали для будущих поколений уроком, другие – так и остались частью незаписанной истории.

Вопросы и задания

1. Каков смысл определения «Серебряный век»?

Серебряный век – это эпоха развития русской литературы с 1890 по 1910-е годы. Она ознаменовалась трагическими социальными и культурными событиями. Большая часть интеллигенции уехала за границу, а политически настроенные поэты, писатели и художники продолжали работать на родине. Они стремились к творческому и духовному преображению мира.

В это время были написаны одни из лучших произведений великих гениев литературы:

В эпоху серебряного века не произошло серьезных художественных прорывов, однако отчетливо сформировались некоторые философские и политические течения.

как н оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы

2. Как Н. Оцуп различал «золотой» и «серебряный» века русской литературы?

Сперва стоит определиться, что такое золотой век. Это период жизни и творчества великих гениев русского слова, таких как Пушкин, Толстой, Достоевский (19 век). Серебряный век, как уже упоминалось, был «стиснут» всего в 3 десятилетия.

Сходства «золотого» и «серебряного» века:

  1. В произведениях 2 эпох было отчетливо заметно «чувство особой, трагичной ответственности за общую судьбу».

Различия Золотого и Серебряного века:

  1. Если в эпоху золотого века творческие люди были движимы «смелым провидением», то для серебряного характерно сознательное стремление изменить существующие миропорядок, создать гармоничные отношения между человеком и обществом.
  2. Серебряный век стал кризисным периодом не только для литературы и культуры в целом, но также не лучшим образом сказался на нравственном и моральном облике личности русского человека. Все больше господствовали идеи насилия и буржуазного практицизма.
  3. По И. Анненскому «Старые мастера» (деятели культуры Золотого века) были едины с природой, созерцали ее красоту в чистом виде, а его современники (писатели, поэты, художники серебряного века) мучились бессмысленностью собственного существования, были тяготимы собственным одиночеством.
  4. Для золотого века больше характерно творческое возрождение личности, а для серебряного – духовное.

Такие сходства и отличия наглядно демонстрируют суть происходивших событий.

как н оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы

3. Что сближало искания религиозных мыслителей рубежа веков?

Прежде всего, всех религиозных мыслителей сближала болезненная реакция на ожесточенную социальную борьбу. Они проповедовали идеи Добра, Красоты и Любви.

Кроме того, все неохристианские мыслители стремились объединить общество, воссоединиться связи между поколениями.

Общим для литературы рубежа веков стало равнение на творческую способность, которая способна за внешней реальностью найти глубокий внутренний смысл.

*4. Каковы истоки связей и различий между русской литературной классикой и художественной словесностью начала века?

Связь художественной словесности и классической литературы начала века определялась катастрофичным положением общества: основной его массы – крестьян, рабочих. Сторонниками революции поднимались вопросы свободы, тяжелого положения трудящихся масс, разоблачения «хозяев жизни».

В классической литературе в это время также обращается внимание на «измельчение жизни», потерю высоких духовных идеалов. Большинство литераторов и художников понимают необходимость творческого преображения мира. Вместе они: как творцы художественной словесности, так и классики стремились воссоздать утраченную связь между поколениями.

Различия художественной словесности и классической литературы кроются в различных целях этих направлений искусства. Классики стремились найти и воспеть истинную красоту вещей, природы и человека, духовно преобразить личность.

Деятели художественной словесности же пытались поднять на всеобщее обозрение проблемы простого народа, они не стремились открывать новые грани литературного искусства. Также их идеи отличались приобщением к религиозным идеям.

как н оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы

*5. Как сочетались трагические и оптимистические мотивы в литературе начала века?

Трагизм событий начала века для интеллигенции заключался в утрате дворянской культуры, в погружении в однообразное существование, в нравственном упадке общества. Это объяснялось необходимостью проявлять насилие, всеобщими человеческими страданиями.

Некоторые авторы узрели и оптимистичные события, происходивших в начале века. К примеру, Анненский говорит о появлении «тяги к творящему духу», которая появляется в результате страданий и размышлений.

Задание для самостоятельной работы

Прочитайте статьи И. Анненского «Бальмонт-лирик», «Три социальные драмы», подумайте, как в них раскрыта душа человека и своеобразие литературы начала века.

В статье «Бальмонт-лирик» Анненский говорит о .

Источник: http://decadenz.ru/publ/shkolniku/literatura/literatura_nachala_xx_veka_11_klass/8-1-0-167

Разница между серебряным и золотым веком

«Золотой век» упоминали еще античные поэты и философы: Гесиод классифицировал периоды развития человечества, Овидий иронически отзывался о страсти современников к деньгам. Впоследствии с благородным металлом связывали эпоху расцвета римской литературы и культуры, пришедшуюся на I век до н. э.

В новой истории эту метафору первым нашел Петр Александрович Плетнев, говоря о золотом веке русской поэзии, представленной Жуковским, Баратынским, Батюшковым и Пушкиным. В дальнейшем это определение стали использовать по отношению ко всей русской литературе 19 столетия, исключая его последние 10 лет. На них и первую четверть XX в. пришелся «век серебряный».

Чем отличается серебряный век от золотого, помимо хронологии и, соответственно, определяющего творчества разных авторов? Современная культурология стремится привести эти понятия в единую плоскость, но литературоведческая традиция все еще их дифференцирует: серебром маркируется поэзия, золотом – литература эпохи в целом. Поэтому в энциклопедиях и учебных пособиях ранее говорилось о золотом веке русской литературы и серебряном веке русской поэзии. Сегодня можно рассматривать оба периода и через призму культуры в целом, но стоит признать: проза в начале XX века пришла в упадок, поэтому плеяда звезд этого времени – почти исключительно поэтическая.

Сравнение

Для тех, кто освоил школьную программу по литературе, достаточно назвать некоторые фамилии писателей, представляющих одну или другую литературную эпоху:

Авторы золотого века Авторы серебряного века
Пушкин А. С. Цветаева М. И.
Лермонтов М. Ю. Блок А. А.
Крылов И. А. Есенин С. А.
Тургенев И. С. Маяковский В. В.
Достоевский Ф. М. Гумилев Н. С.
Тютчев Ф. И. Ахматова А. А.
Баратынский Е. А. Пастернак Б. Л.
Гоголь Н. В. Набоков В. В.
Толстой Л. Н. Анненский И. Ф.

Это список, конечно, далеко не полный, ибо рассматриваемые определения относятся именно к временным периодам и давно потеряли оценочный характер, так что творчество любого автора пушкинской эпохи принадлежит золотому веку, рубежа XIX-XX вв. – серебряному. Но школьная программа заставляет надеяться, что незнакомых фамилий среди перечисленных не встретится.

как н оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы

Награждение временного отрезка драгоценным металлом – прерогатива наследников. Пушкин и его современники-поэты не знали, что Плетнев назовет их пору «золотым веком», Толстой и Достоевский не представляли, что можно поставить в один ряд столь разное творчество и столь разных авторов. Это благодарные потомки отдали должное.

С «серебряным веком» сложнее: так определил собственную эпоху Иванов-Разумник, причем терминология носила у него явный уничижительный характер – в сравнении с золотым веком он говорил о деградации поэзии и слабости новых авторов. Другие философы, Бердяев, к примеру, считали это время периодом культурного ренессанса, русского литературного возрождения. Сами поэты второе место на пьедестале воспринимали без позитива: стык столетий носил налет модерна, перераставшего классиков и искавшего совершенно новые источники вдохновения и формы выражения себя. Впоследствии эмигрант Николай Оцуп ввел в литературную критику определение «век серебряный», объединив 30 лет русского модернизма.

Золотой век пришелся на время становления литературной традиции, создания и освоения литературного языка и культурного ландшафта. Державинские патетику и пафос, «высокие сферы стихосложения» классицизма сменили пушкинская простота слога и «жизнеписание». В поэзии расцветают сентиментализм и романтизм, к середине столетия бурно развивается реалистическая проза, общественно-философская проблематика занимает авансцену.

как н оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы

Серебряный век отточил мастерство владения словом и создал затейливые узоры: до революции 1917 года течения, направления, стили в литературе лишь множились, как и количество признанных, издаваемых авторов. Акмеизм, символизм, имажинизм, футуризм, авангард выводили к рампе новых персонажей.

Культурные и литературные процессы вне процессов исторических не протекают. В чем разница между серебряным и золотым веком? В первую очередь стоит иметь в виду, что смена столетий – всегда время переломное. Начало XX века сопровождалось становлением и развитием революционного движения, поэтому ощущение близкого краха Российской империи пропорционально усиливалось. Технический прогресс набрал небывалую скорость, развитие науки и промышленности вызвало экономический подъем и кризис веры. В литературе (и искусстве в целом) произошла своего рода переоценка ценностей: поэт-гражданин уступил место поэту-человеку.

Отличие серебряного века от золотого можно найти и в социальной плоскости. Последний, несмотря на народничество, отмену крепостного права, последствия пробуждения Герцена и рост общественного сознания, был веком дворянским. Соответственно, абсолютное большинство авторов той эпохи принадлежали к аристократической верхушке. Серебряный век вытачивался руками интеллигенции из разных социальных слоев, в том числе и «новых крестьян». Образование стало доступнее, культурное движение охватило все сословия и регионы, и провинциальность перестала быть препятствием на пути к славе.

Золотой век завершился прогнозируемым упадком и творческим застоем. Пришло время публицистов: образование требовало качественной информативной периодики, художественная литература временно перестала владеть умами. Серебряный – оказался очень сложным и неоднозначным тридцатилетием, чрезвычайно насыщенным событиями. Его расцвет был сначала грубо надорван революцией 1917 года, а затем прерван первой волной эмиграции. В условиях хаоса становления нового государства искусство и литература претерпели кардинальные изменения.

Источник: http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-serebryanyj-vek-ot-zolotogo/

Серебряный век русской литературы (1892-1921)

Изменилась перспектива. Получалась иная направленность сознания.
Раскрылись глаза на иные миры, на иное измерение бытия.
И за право созерцать иные миры велась страстная борьба.
Н.А. Бердяев

Так сложилось в истории русской литературы, что рубежи столетий оказывались для неё временем взлётов, связанных с социальными и духовными потрясениями. Если рубеж 18-19 веков был временем зарождения Золотого века русской литературы, то рубеж 19-20 столетий получил в истории литературы название «Серебряный век» (термин Николая Оцупа).

Это время проходило под знаком «переоценки ценностей» — как в науке, так и в искусстве. Небывалый подъём во всех сферах духовной жизни России, обострившийся интерес к философским вопросам был обусловлен рядом обстоятельств:
1. социально-экономический кризис требовал поисков оптимального выхода из него;
2. научные открытия и технические изобретения рубежа веков (теория относительности Эйнштейна, открытие клеточного ядра, кино, автомобили, радио, телефон, метро, признание геометрии Лобачевского и т.д.) привели к переосмыслению взглядов на мир;
3. Российская интеллигенция увлекается западноевропейской философией иррационализма: к этому времени страна уже «переболела» имморализмом Ф. Ницше, прославившегося фразой «Бог умер», и учением А. Шопенгауэра — автора работ «Мир как воля и представление» и «Метафизика половой любви». С другой стороны, многие увлекаются марксизмом, учением об историческом и диалектическом материализме.

В свою очередь, в конце 19 века зарождается русская религиозная философия, основателем которой стал национальный гений России Владимир Сергеевич Соловьёв (1856-1900).

как н оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы Владимир Сергеевич Соловьёв

Появляются новые течения и направления

Бурные духовные искания русской интеллигенции, взлет творческих сил, обострение религиозно-мистической чувствительности — всё это были признаки явления, которое русский философ Николай Александрович Бердяев назвал русским духовным ренессансом.

как н оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы Николай Александрович Бердяев

Приметой эпохи стало соединение божественного и человеческого начал в сознании и, как следствие, соединение, слияние философии и литературы благодаря общей цели — поиску высшей истины. Усилившееся ощущение грядущей вселенской катастрофы определило стремление деятелей искусства к творческому преображению мира. Появилась вера в то, что искусство сможет стать силой, перерождающей мир.

Главным достижением эпохи русского духовного ренессанса Н.А. Бердяев считал «освобождение от остатков писаревщины». Лозунг Белинского «Социальность или смерть» уже к началу 1890-х утратил свой смысл. Русская литература начала развиваться полифонично и разнонаправленно:
а) литературный процесс Серебряного века определялся борьбой и взаимовлиянием реализма и модернизма (к модернизму относились все нереалистические течения);
б) в одно и то же время на сценах российских театров ставились психологические пьесы Чехова, социальные драмы Горького и экспрессионистские драмы Андреева;
в) в один и тот же год — 1907 — появляется первый соцреалистический роман «Мать» Максима Горького и первый русский эротический роман «Санин» Михаила Арцыбашева. Развивается символистский роман (две трилогии Дмитрия Мережковского — «Христос и Антихрист» и «Царство Зверя», романы «Тяжёлые сны» и «Мелкий бес» Фёдора Сологуба; «Огненный ангел» Валерия Брюсова; «Серебряный голубь» и «Петербург» Андрея Белого).

Наиболее значительным направлением Серебряного века стал символизм , становление которого проходило под знаменем идей Владимира Соловьева. Распад символизма в 1910 году привел к возникновению новых модернистских течений: акмеизма , эгофутуризма , кубофутуризма , имажинизма , новокрестьянской поэзии , импрессионизма .
Все эти течения просуществовали недолго, зато дали дорогу в «большую литературу» Н.С. Гумилеву, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштаму, В.В. Маяковскому, Б.К. Зайцеву, С.А. Есенину, М.А. Волошину и др.

Благодаря необыкновенному разнообразию литературных течений, направлений и форм самовыражения Серебряный век составил значительный пласт отечественной культуры. Именно в это время была преодолена односторонняя социальность русской литературы. И именно с высоты достижений Серебряного века стало понятным величие классической литературы 19 столетия.

Серебряный век предопределил тенденции развития русской культуры вплоть до конца 20 века.

Развитие русской литературы в 1892-1921 гг. в рамках направлений и течений

Символисты : В.Я. Брюсов, Д.С. Мережковский, Н.М. Минский, З.Н.Гиппиус, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб, И.Ф. Анненский, Эллис, А. Белый, А.А. Блок, В.И. Иванов, М.А.Кузмин

б) Эгофутуристы: И.В. Северянин, И.В. Игнатьев, К.К. Олимпов
в) «Центрифуга»: Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев

Независимые поэты : М.А. Волошин, В.Ф. Ходасевич, М.И. Цветаева

Источник: http://mosliter.ru/ruslit/20vek/razvitie_russkoj_literatury_v_20_veke/serebryanyj_vek_russkoj_literatury_1892-1921/

Вводные уроки по литературе в 11 классе

Вебинар с доктором Александром Мясниковым на тему:

«Здоровое общество. Как простые действия одних людей спасают жизни других»

как н оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы как н оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы

Выбранный для просмотра документ Приложение 2.doc

Выбранный для просмотра документ Приложение 3.doc

Выбранный для просмотра документ Приложение 4.doc

Выбранный для просмотра документ Приложение 5.doc

Выбранный для просмотра документ Приложение.doc

Выбранный для просмотра документ Уроки 1-2 Введение-11кл.doc

как н оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы

как н оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы

как н оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы

Номер материала: ДБ-226816

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

как н оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы как н оцуп различал золотой и серебряный века русской литературы

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник: http://infourok.ru/vvodnie-uroki-po-literature-v-klaase-1648849.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *