Программа ЕГЭ по литературе — материалы для подготовки к ЕГЭ по Литературе — егэ художественная литература как искусство слова

29.06.2020

4. Классицизм в русской литературе XVIII века.
Идеи классицизма в творчестве Ломоносова, Державина и Фонвизина. Понятие «просветительская литература».
Основные понятия теории литературы.
Проза и поэзия. Рифма. Системы стихосложения.
Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Стихотворение Г. Р. Державина «Памятник». Принципы анализа стихотворения.

Программа подготовки к ЕГЭ по литературе.

егэ художественная литература как искусство словаМинимальная Программа курсов подготовки к ЕГЭ по литературе рассчитана на 30 занятий.

Темы занятий соответствуют Кодификатору ЕГЭ по литературе.

Обратите внимание на объем того, что нужно прочитать и освоить. Начинайте готовиться заранее.

1. Требования к выполнению тестов ЕГЭ по литературе: структура, типы заданий, формы бланков. Пособия и учебники.

Общие понятия курса:
Художественная литература как искусство слова;
Устное народное творчество и литература. Жанры устного народного творчества;
Художественный образ. Художественное время и пространство;
Содержание и форма. Поэтика;
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

Проверка знаний учащихся (первичный тест).

2. Основные понятия теории литературы.
Литературные роды: эпос, лирика, драма;
Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика.
Сюжет. Композиция.
Антитеза.
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Лирическое отступление.
Конфликт.
Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.
«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе.
Пафос. Фабула.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.
Сказ.

3. Основные понятия теории литературы.
Деталь. Символ. Подтекст.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория.
Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения (общие сведения).
Активизация знания текстов.

«Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы. Особенности жанра, тематика и проблематика.

4. Классицизм в русской литературе XVIII века.
Идеи классицизма в творчестве Ломоносова, Державина и Фонвизина. Понятие «просветительская литература».
Основные понятия теории литературы.
Проза и поэзия. Рифма. Системы стихосложения.
Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Стихотворение Г. Р. Державина «Памятник». Принципы анализа стихотворения.

5. Русская драма эпохи классицизма.
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Принципы анализа фрагментов эпического / драматического текста.

6. Литературные направления и методы в русской литературе первой половины XIX в.
Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Черты классицизма, романтизма и реализма в пьесе.
Соотношение композиции и сюжета. Углубление понятий «герой», «главный герой», «система персонажей».

7. Анализ фрагментов текста комедии Грибоедова «Горе от ума».
Понятие «Литературная критика».
Статья Гончарова «Мильон терзаний». Задания С1-С2.

8. Контрольная работа №1.
Основные понятия теории литературы.
Древнерусская литература.
Литература эпохи классицизма.

9. Романтизм.
Лирика В. А. Жуковского.
Элегия «Море», баллада «Светлана».
Средства художественной выразительности.
Образы и образное мышление как основа литературного творчества.
Романтизм и реализм.
Стихотворения А. С. Пушкина. «Деревня», «Узник», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд. », «Погасло дневное светило. », «Поэт», «Песнь о вещем Олеге», «К морю».

11. Художественные особенности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Автор и его герои.
Внесюжетные элементы в романе «Евгений Онегин»: письма героев, сон Татьяны, лирические отступления.
Статья Белинского.

12. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Обобщение понятия «эпические жанры».
Поэзия М. Ю. Лермонтова. «Песня … про купца Калашникова».

13. Поэзия М. Ю. Лермонтова.
Стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен. », «Валерик», «Выхожу один я на дорогу. ». Поэма «Мцыри».

14. Композиционные особенности романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Система образов в романе.
Понятие «психологизм».
Роль портрета и пейзажа.

15. Н. В. Гоголь.
Поэма «Мертвые души» – особенности жанра и композиции.
Проблема героя. Эпическое начало и система образов в поэме Гоголя.

16. Н. В. Гоголь.
Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель».

17. Контрольная работа №2.
Литература 1-й половины XIX в.

18. А. Н. Островский.
Драма «Гроза». Особенности жанра драмы.
Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве».
Статья Писарева «Мотивы русской драмы».

19. Лирика А. А. Фета:
«Заря прощается с землею. », «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

Лирика Ф. И. Тютчева:
«Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа. », «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим. », «Нам не дано предугадать…», «К. Б. « («Я встретил вас – и все былое. »), «Природа – сфинкс. И тем она верней. ».

20. Стихотворения Н. А. Некрасова:
«Тройка», «Я не люблю иронии твоей. », «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди. », «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода. »), «О Муза! я у двери гроба…».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Особенности художественного текста: авторский замысел, композиция произведения, изобразительно-выразительные средства.

22. М. Е. Салтыков-Щедрин.
Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». «История одного города» (обзорное изучение).

Н. С. Лесков.
«Левша». «Несмертельный Голован».

23. Ф. М. Достоевский
«Преступление и наказание».
Тематика и проблематика романа. Психологизм Достоевского.
Христианская символика в романе.
Система художественных образов романа: «двойники» героя, роль «снов».

24. Л. Н. Толстой
«Война и мир». Роман-эпопея.
Авторский замысел, тема и идея, проблематика, композиционное строение, система художественных образов романа. Философско-религиозные идеи Толстого. Авторская позиция.

Источник: ege-study.ru

ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию № 9. Тема: «Творчество»

егэ художественная литература как искусство слова

Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Портрет». Художник В.Панов

1.Н.В.Гоголь. «Портрет»

Главный герой повести – Чартков. В начале произведения он бедный художник. Но однажды в купленной картине Чартков нашёл клад — много денег. Герой сменил квартиру на дорогую, у него появились богатые клиенты, которым он рисовал их портреты, но без души и желания, лишь ради денег, угождая желаниям тех, кого рисовал. Творчество, талант легко могут пропасть, если целью жизни становятся деньги. Так произошло и с Чартковым. Как он был поражён картинами своего давнего товарища – В! Тот рисовал талантливо, не растерял способность к творчеству. Чартков пробует писать так же, но уже ничего у него не получается. Сумасшествие и гибель — страшный конец жизни человека, предавшего себя, растратившего свой талант , в сущности, по пустякам, променяв его на низменные желания.

Деятель искусства должен всего себя отдавать творчеству, не увлекаться лёгкими деньгами, не идти на поводу у толпы. Такой вывод делают читатели после прочтения повести.

В поэме много ярких, положительных героев. Среди них — Гриша Добросклонов. Он появляется почти в самом конце поэмы — в главе «Пир на весь мир». Гриша посвятил себя борьбе за счастье народа. Он сочиняет песни, выражает в них свою любовь к родине, народу, веру в светлое будущее. Эти песни знают и любят крестьяне, поют их. Гриша может вести за собой, своими пенями вселяет уверенность в крестьян в необходимости лучшей, справедливой жизни. Так в его песне «Русь» прославляется народ, «золотом» называется сердце народное. Призыв к борьбе, уверенность в победе народа слышится в этой песне.

Сила в ней скажется

Н.А.Некрасов, как истинный поэт, знал, какова сила стихотворного слова. В поэме он показал, как песня может поднять на борьбу, объединить народ, сплотить его. Он создал образ народного поэта, которому верят крестьяне и за которым идут.

Тема творчества, истинного искусства является одной из ведущих в романе М.Булгакова. Автор показал несколько героев, связанных с литературным творчеством. У каждого из них свой путь в литературе.

Сатирически показан Михаил Александрович Берлиоз, председатель МОССОЛИТА. Это ограниченный человек, имеющий неширокий кругозор, а ведь ему доверено руководство литературным объединением Москвы. Да и все члены этой организации недалёкие и бездарные люди. Главное для них — получение привилегий, обеды в элитном ресторане , набивание своих желудков. Такие люди неспособны создать истинные произведения искусства.

Понял это, после знакомства с Мастером, поэт Бездомный. Понял, как далеки от творчества были его произведения.

Мастер — вот истинный писатель, создающий произведение, которому суждено пережить автора. «Рукописи не горят», то есть истинная литература не подвластна ни времени, ни тем более той власти, во времена которой она создаётся. Мастер, не понятый современниками, обрёл покой и свободу с любимой лишь благодаря высшим силам. И, к сожалению, не на земле. Трудно писать и говорить истину, гонения, непонимание ждут такого писателя, как это случилось с Мастером. Но нужно идти до конца по пути Правды, если посвятил себя литературному творчеству.

Все данные произведения объединяет мысль о высоком назначении искусства. Люди, занимающиеся творчеством, должны осознавать свою миссию, понимать, что их произведения переживут время. Истинное искусство не терпит лжи, предательства. Оно далеко от наживы, карьеризма. В основе его должна быть только Правда, тогда такие творения поведут людей за собой, помогут им понять себя, осознать, что происходит вокруг, поднимут на борьбу за свободу и справедливость.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: literatura-ege.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *