Можно ли православным заниматься восточными единоборствами?

Последний пик популярности восточных единоборств пришёлся на 90-е. Занимались ими тогда едва ли не все, и о том, стоит ли и можно ли вообще заниматься подобным, мало кто задумывался. Зато задумываются сейчас. В частности, вопросами допустимости и полезности занятий восточными БИ всерьёз задаются воцерковленные православные.

Можно ли православным заниматься восточными единоборствами?

Наверное, причина сомнений — сам факт занятий чем-то, предназначенным для насилия, для битья ближнего? Эта проблема тоже присутствует. Но как ни странно, она оказывается далеко не самой серьёзной. И вполне разрешимой по принципу: «заповедь» подставить другую щеку «не содержит запрета на изучение приёмов самозащиты»

Нет, это не я придумал! Примерно так объяснялось в статье одного православного автора. Не могу сказать, что так уж согласен с этим, но… Писание вроде бы действительно не запрещает тренировки, в т. ч. в воинских искусствах. Применение же навыков — вопрос конкретной ситуации и совести.

Можно ли православным заниматься восточными единоборствами?

А православные люди тем временем нашли препятствие посерьёзнее. Речь о распространенных в восточных боевых искусствах (ВБИ) ритуалах, а именно — о поклонах. Как известно, в ВБИ (в частности, в японских видах) принято поклониться наставнику, партнёру по залу, сопернику перед поединком. Из элементарных вежливости и уважения. Это нормально и особых вопросов не вызывает. Но этим дело не всегда ограничивается.

С чего начинается карате? Как ни странно, с поклона. Во всяком случае, такое утверждение приписывается Гитину Фунакоси, основателю стиля Сетокан — человеку, стоявшему у истоков современного карате. В котором даже теперь поклон — значимая часть традиции.

Для православного же человека поклон ассоциируется с религиозным действом. Или выражением уважения к другому человеку. Именно так: есть поклон Богу или олицетворяющей Бога святыне; есть поклон уважаемому человеку. Живому человеку!

Что происходит на тренировке?

  • Поклон инструктору; поклон партнеру или сопернику… И это нормально. А ещё поклон перед входом в зал; поклон собственно залу; поклон портрету основателя школы; иногда поклон имеющемуся в зале буддийскому алтарю со святыней школы.

Можно ли православным заниматься восточными единоборствами?

Поклон — знак уважения к сопернику

Что делает человек, падкий на всякую экзотику или просто увлеченный восточной философией?

  • Выполняет все эти ритуалы с чувством, проникаясь торжественностью момента.

Что делает атеист или безбожник, или попросту человек, о тонких материях не задумывающийся?

  • Формально выполняет положенный ритуал и идет заниматься.

Что делает всерьез верующий христианин?

  • В лучшем случае символически, для вида, выполняет поклон и больше не приходит. В худшем — разворачивается и уходит сразу. Или уводит ребенка, если это детская секция.

И после делится с единоверцами впечатлениями и выводами: мол, «все это карате — сплошь восточная философия и язычество». На что убежденные поклонники восточных боевых искусств крутят пальцем у виска, посмеиваясь над «мракобесами».

Можно ли православным заниматься восточными единоборствами?

Отагай ни рэй — поклон друг другу, товарищу или сопернику

Тем не менее проблема существует и требует разрешения. Попробуем разобраться. Вкратце, ибо глубоко чтобы прочувствовать тонкости — на мой взгляд, нужно родиться японцем…

Итак, в общих чертах. В тех же японских видах бывают:

  • Сихан ни рэй — поклон мастеру от 4−5-го дана.
  • Сэнсэй ни рэй — поклон наставнику.
  • Сэмпай ни рэй — поклон старшему.
  • Отагай ни рэй — поклон друг другу, товарищу или сопернику.

Здесь вроде бы понятно: традиции вежливости, выражение уважения к старшим и товарищам.

Только это не все. Еще есть…

  • Додзё-ни рэй — входя в зал для занятий боевыми искусствами и выходя из оного.

Уже настораживает… С чего бы это кланяться помещению? Как это обычно объясняют, «из уважения к месту занятий». Не для всех убедительно, но пускай…

Правда, в некоторых (и в довольно многих) залах есть еще т.н.

  • камидза-ни рэй или синдзэн-ни рэй — в простейшем виде, поклон в направлении фронтальной (в традиции — северной) части зала.

Еще один поклон залу? Не совсем. В более традиционных клубах на фронтальной стене висит портрет основателя данной школы/направления. Портрету и адресуется поклон.

Вот здесь сомнения превращаются почти в уверенность: что-то здесь нечисто! В общем-то, обоснованно… Поскольку первоначально, а в совсем традиционных школах и теперь, в этой — сакральной — части зала располагается алтарь…

И камидза-ни рэй — поклон синтоистским святыням и сущностям; синдзэн-ни рэй — поклон буддистскому алтарю. Которые могут заменяться додзё-ни рэй — «просто» поклону залу, месту для тренировок.

Можно ли православным заниматься восточными единоборствами?

Современные люди, в большинстве своем религиозный контекст игнорируют, не воспринимая всерьез

Впрочем, додзё-ни рэй по-любому выполняется при входе в зал и выходе из него. Даже если ни о каком алтаре и речи нет.

Конечно, современные люди, особенно европейцы, в большинстве своем этот религиозный контекст попросту игнорируют, не воспринимая его всерьез. Ну потому, что иное подразумевает веру в ками вообще, что означало бы, что европеец стал убежденным синтоистом. Или буддистом, что иногда все же случается, правда, далеко не всегда это связано с увлечением единоборствами.

Большинство же современных европейцев воспринимают все эти поклоны как ненужный, но неизбежный ритуал. И никто, кроме воцерковленных православных, не видит тут особой проблемы.

Но проблема, тем не менее, существует. Разрешима ли она?

Иногда вполне. Многие клубы ВБИ — совершенно светские. Прежде всего, это касается все того же карате. Да и «светские» айкидо или дзюдзюцу не исключение. «Светские» в данном случае — без каких бы то ни было намеков на религиозные аспекты. Обычно из ритуалов здесь сохраняется поклон инструктору и товарищам (нормально воспринимаемый как знак уважения). И обязательный поклон при входе в зал.

Как мы все понимаем, ритуал в данном случае совершенно светский, но… сомнения в недушеспасительности все равно остаются. Проще всего, конечно, просто уйти. А что, если увидеть в поклоне своего рода памятку, сигнал самому себе, команду собраться и настроиться на тренировку? Попросту психологический «якорь», означающий, что начинается серьезная работа, требующая собранности, и поклон на выходе — сигнал, что можно расслабиться. Элементарная психология и никакой религии!

Можно ли православным заниматься восточными единоборствами?

Все равно страшно? В крайнем случае, можно попросту поговорить с инструктором, спокойно изложив ему свои сомнения. Вполне возможно, что в порядке исключения вам разрешат заниматься, не выполняя ритуальной части. Если понадобится, так же спокойно объясните свои резоны товарищам.

Но! Не факт, что такое пройдет в школах ВБИ, четко следующих всем традициям. А таких немало.

Проблема может оказаться трудноразрешимой, и если вы привели заниматься ребенка. Это для взрослого можно сделать исключение. В крайнем случае, объясните свои резоны и товарищам по залу. Тоже взрослым. А детям?.. У которых наверняка возникнут вопросы типа: «Почему ему можно, а нам нет?»

Не забывайте также, что «рэй», поклон — элемент поддержания дисциплины. Нет, если отменять что-то, то для всех.

И уж точно не стоит задаваться вопросами наподобие: «Зачем это вообще нужно?» Ибо бесполезно. Соблюдение ритуала поддерживает какую-то связь с традицией. К тому же сколько-то серьезные секции ВБИ являются частью более крупных, в т. ч. международных, организаций. И несоблюдение столь элементарных правил попросту помешает, например, аттестовываться или участвовать в соревнованиях.

В конце концов, ВБИ — это пресловутый «чужой монастырь» со своими правилами и традициями. И занимаются ими в светском государстве, и занимаются добровольно.

Ну, а если заниматься очень хочется? Особенно ребенку?

Можно ли православным заниматься восточными единоборствами?

Во-первых, сейчас существуют своего рода исключения — секции ВБИ при православных спортивных клубах. И сколь бы странным это ни казалось, иногда их возглавляют священники, имеющие и опыт, и степени в единоборствах. Как они решают вопрос с ритуальной частью — не знаю. Возможно, попросту отменяют или вкладывают в поклон иные смысл и значение. А может быть, вообще называют это не карате или айкидо, а рукопашным боем. В любом случае, такие секции существуют.

Ну, а во-вторых, на восточных единоборствах свет клином не сошелся. И если вам или вашему ребенку хочется именно единоборств, есть большой выбор и прикладных (всевозможные направления рукопашного боя), и спортивных видов — от бокса и различных видов борьбы до спортивного, исторического, сценического фехтования, от спортивного ушу до арнис…



Сохрани статью себе в соцсеть!





Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *