Как люди читают в Интернете?
29.03.2018
Они не читают. Даже обидно как-то. Растекаешься мыслями по гипертексту, а читатель просканирует страницу по диагонали и закрывает вкладку. Ещё и показатель отказов на сайте повышает, негодяй! |
Не читают люди в Интернете с 1997 года. Именно в тот год компания Nielsen Norman Group провела первое исследование по теме чтения онлайн-страниц пользователями Интернета. Тогда была открыта F-схема сканирования текста на сайтах (или F-паттерн, если совсем по-умному).
С тех пор исследования повторяли, а последнее сделали в 2017 году. F-схема по-прежнему главенствует при восприятии информации в больших текстах.
F-схема чтения
Как читатели сканируют страницу
Правда, исследователи уточняют: речь идёт об информации с отсутствием структуры текста, где абзац просто идёт за абзацем. В примере выше схему «поломает» фотография, подпись к ней, а также выделенная цитата из Википедии. Соответственно, авторам следует использовать в тексте:
- Нумерованные и ненумерованные списки.
- Подзаголовки.
- Цитаты.
- Картинки с подписями.
- Примечания.
- Выделение размером и толщиной шрифта.
Такие элементы «ломают» схему сканирования, притягивая к себе внимание. Читатель перестаёт скролить, уделяет материалу больше времени и повышает ценность веб-страницы в глазах поисковых систем. Разумеется, если информация в статье представляет интерес.
Кстати, у арабов, читающих справа налево, F-схема тоже главенствует, но она отзеркалена.
Другие схемы чтения
За 20 лет, помимо F-схемы, обнаружили ещё несколько, но они встречаются редко (кроме Z-схемы, о чём подробнее скажу в конце статьи).
«Слоёный пирог» — так читает человек, которому заголовки и подзаголовки важнее самого текста.
«Пятнистый паттерн» возникает, когда в тексте читатель ищет конкретную информацию: ссылку, цифры и числа, адрес, имя, названия.
«Разметка» — это способ чтения в основном на мобильных устройствах. Пользователь смотрит в одну точку страницы, а перемещает текст движениями пальцев (свайпами). То есть глаза в данном случае практически не двигаются, а текст сам «вползает» в зону видимости.
«Пропуск повторов» проще всего показать на примере:
- Люди в Интернете не читают.
- Люди сканируют текст.
- Люди читают подписи под картинкой.
Читатели фильтруют повторяющиеся первые слова в списках, то есть слово «люди» будет отброшено. Поэтому избегайте ставить в начале строк списка одинаковые слова.
Схема «Фиксация» — самая редкая. Она возникает, когда содержание страницы действительно интересно и актуально, а читателю действительно важно прочитать статью. «Фиксация» наблюдается так редко, что можно считать её статистической погрешностью.
Как читают блоги
В январе 2018 года Nielsen Norman Group изучила, как люди читают короткие тексты, включая посты в блогах:
- 97% читают заголовок статьи.
- 98% бегло прочитывают подзаголовок.
- 91% прочитывает подпись к картинке.
- 60% дочитывают до конца, при этом читают бегло.
Также подтвердилось исследование 2008 года о том, что из статьи в 500−600 слов читатель запомнит максимум треть информации, а из текста объёмом 111 слов — 50%.
Выходит, что после заголовка нужно ставить ёмкий вводный абзац, затем изображение и подпись к нему. Всё остальное читатель уже будет «сканировать», так что уложить суть публикации нужно в 60−150 слов в зависимости от общего количества слов в статье.
Методы изучения
Здесь всё просто. Применяли программы, следящие за действиями пользователя на странице. Такой инструмент есть, например, в Яндекс.Метрике. Он называется ВебВизор, когда вы что-то покупаете в интернет-магазине или читаете статью на сайте, сервис записывает видео ваших действий.
Дополнительно Nielsen Norman Group формировали фокус-группы, куда входили люди от 18 до 60 лет. Здесь уже применялся eyetracking — метод, когда человек смотрит на экран монитора через специальное устройство или очки, которые фиксируют:
- куда смотрят глаза;
- на что они реагируют;
- как долго взгляд удерживается на объекте.
Вот так из года в год компания изучала, как люди читают в Интернете.
В заключение полезная информация о Z-схеме. Она встречается достаточно часто, но не в просмотре текстов, а в изображениях, рекламных объявлениях или баннерах. Сначала зритель смотрит в левый верхний угол, затем в правый верхний угол, по диагонали взгляд скользит в нижний левый угол, а нижний правый угол называется «зоной выхода».
Сам по себе приём давно известен, но если есть сомнения, как расположить элементы для лучшего считывания взглядом, используйте Z-схему. А текст грамотно структурируйте, чтобы сломать F-схему.
- Как справиться со своими страхами и сомнениями перед сдачей ЕГЭ?
- Как быстро выучить названия продуктов на английском?
- Как создавать упражнения для беглости пальцев?
- Что ждет школьников и их родителей после ЕГЭ?
- Может ли читать незрячий? Луи Брайль и его азбука
- Как быстро выучить части тела на английском?
- Что надо знать о развитии речи первого полугодия жизни младенца?
- Что надо знать о развитии речи на втором году жизни ребенка? Часть 1
- Как написать смешную историю, которую будут обсуждать? Сторителлинг на реальном примере, часть 2
- Как организовать занятия с малышом?
Добавить комментарий