Что ждет школьников и их родителей после ЕГЭ?

19.03.2018

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? — А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот. — Мне все равно… — сказала Алиса. — Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес».

«Наука умеет много гитик». В эту мантру, кроме названия известного карточного фокуса, люди стали заключать более глубокий смысл. Все, что странно и непонятно — сюда. А непонятны многие моменты, имеющие место быть в высшей школе.

Что ждет школьников и их родителей после ЕГЭ?

Уильям Холбрук Берд, «Школьные правила», 1887 г.

Ввиду скорого начала первого, досрочного, этапа (в конце марта) ЕГЭ и его аналога ВНЗ (Внешнего Независимого Оценивания), советую и родителям, и детям хорошо задуматься, прежде чем выбирать вуз, куда отдавать будущего студента.

Что ждет школьников и их родителей после ЕГЭ?

Вчера

Во времена Советского Союза, по которым я лично не ностальгирую, высшее образование было хорошим или очень хорошим, да к тому же чуть ли не обязательным. Дипломы некоторых вузов, не обязательно широкопрофильных университетов, ценились на Западе и Востоке. Инженерам, окончившим факультет, например, «Мостов и тоннелей», как мои родители, дороги были открыты везде и всегда.

Наши первые программисты и специалисты по ЭВМ из 70-х тоже ценились, как и сегодняшние IT-шники. Они легко обучались тем языкам программирования, которые были нужны работодателю. Высоко, в отличие от наших стран, ценились электрики, биологи, даже медики с немедленным переучиванием. То есть шансы имели в первую очередь технари и технологи, в отличие от их гуманитарных коллег.

Что ждет школьников и их родителей после ЕГЭ?

В. Говорков, «Молодой инженер, в цех!», 1956 г.

И действительно, о чем мог писать журналист, если изучение иностранного языка начиналось только в пятом классе, а репетиторов нанимали поближе к сдаче выпускных и вступительных экзаменов, в 10 или 11 классе. Я потом только смогла оценить подвиг родителей, которые отдали меня в единственную в городе англо-русскую школу, располагающуюся в другом районе. Сами они языка не знали, поэтому в 1−2 классе писали домашние задания (для них, родителей, как «э рулэ», «э пэнсл», и т. д.). Даже наша англичанка, которая знала грамматику и учила ей нас истово, …не воспринимала речь на слух, да и говорила с ошибками.

Сегодня

Сегодня с качеством образования все обстоит по-другому. Где-то лучше, как с теми же языками, где-то хуже. Но в основном — хуже. Появилось образование на коммерческой основе и в корне изменило отношение вчерашних учеников к институту (университету, академии). Родители заплатят и «решат» мои оценки. Как преподаватель, я ох как не люблю это «порешают». Решить можно задачу, пример, головоломку, но не предмет.

Особенно досталось математике. Есть много специализированных школ, или, как их еще называют, «с уклоном». Вот эти уклонисты обучены, чаще всего, не лучше своих ровесников. Подготовка учеников в этих школах не может быть одинаковой, все эти Знайки находятся на очень разных уровнях, поэтому преподаватель может быть:

1) нацелен на середнячка, а продвинутым скучно, они мешают уроку;

2) нацелен на продвинутых — 5% получают то, что надо, плюс повышенное внимание, остальные занимаются бог знает чем;

3) обращает внимание на худших и тормозит — это самый ужасный вариант, все продвинутые и середнячки перестают посещать уроки.

Завтра: выбор «своего» технического вуза

После этого вчерашние школьники идут к нам, в вуз, и выясняется, что будущим технарям, независимо от специализации, придется начитывать не высшую математику, а простую.

Начинаем с дробей. Tabula rasa. К процентам уже переходить страшно, а к логарифмам и тригонометрии вообще не стоит. Формула sinx/cosx трактуется по-разному. То ли этот синус умножен на х, тогда эту переменную надо просто сократить. А чем s хуже? Получается si/co, и это никого, кроме преподавателя, не смущает.

Что ждет школьников и их родителей после ЕГЭ?

Этим со мной делятся «сокамерники», то есть коллеги, сидящие в одной преподавательской. У меня предмет «Информационные технологии», начинаем с азов. Я надеюсь на школу и то, что компьютеры сегодня есть у всех, но выясняется, что в одной школе на информатике только блок-схемы рисовали на доске, в другой вместо уроков информатики бегали бесконечный кросс — главным учителем современных информационных технологий был физрук. Боже, и это в конце второго десятилетия новой эры!

Об оснащении университетов, в частности, своего, когда-нибудь напишу роман, но после этого надо сразу увольняться. Это не страшно, потому что на зарплату преподавателя высшей школы прожить нельзя. Однозначно, как любит говорить известный политик. А только начнешь брать халтурку (у каждого она своя), выясняется, что завтра заседание кафедры. Посвящено оно чаще всего тому, как нас пора сокращать, потому что набор студентов с каждым годом уменьшается, более толковые и одаренные родителями ребята учатся где-нибудь в западных колледжах и вузах.

А я каждое 1 сентября боюсь первого курса, так как старшие уже привыкли, что на кафедре вычислительной техники ПК — мастодонты 99-го года пол-ленты разогреваются, вторую половину виснут и отрубаются. Вот час и двадцать минут пролетели. В конце рассказываю прибаутки из своей студенческой жизни или анекдоты по теме. Спасительный звонок.

Зимой студенты натягивают куртки потуже и сидят даже в шапочках. Я забыла сказать, что температура в помещении около 14 градусов? По Цельсию, по Фаренгейту целых 57,2 будет. При переходе в ректорский корпус я начинаю стриптиз — снимаю и вешаю на руку шубу, потом шарф, потом хочется снять лишнюю кофту и остаться в майке I Love Miami. Там настоящий Ташкент.

И наоборот, если в июне ударит жара, компьютеры без кондиционеров перегреваются и говорят «sorry», после чего бедные потные студенты начинают проситься домой к больной бабушке. Или в парк. Им можно не отпрашиваться, а просто исчезнуть, не прийти в класс. Мне же — нет. Я — препод.

Кафедра

Я бы много могла еще написать на эту тему, но, как уже говорила, пора писать вторую «Кафедру». Это рабочее название, working title. Первая «Кафедра» была написана под литературным псевдонимом И. Грекова, а автором книги была Елена Сергеевна Вентцель. По ее учебнику «Теория вероятностей» толщиной около 600 страниц училось не одно поколение мехматовцев (механико-математический факультет). Википедия называет ее сначала русским прозаиком, а потом уже доктором технических наук и профессором.

Что ждет школьников и их родителей после ЕГЭ?

Дорогие родители, обращаюсь к вам. Если ваше чадо четко нацелено на какую-то специальность и соответствующий вуз — пусть идет, пробуется сначала на бюджетное отделение, свои деньги вы сумеете заплатить всегда, даже в октябре не поздно. В крайнем случае и из четырех студентов поток сделают или объединят с кем-то. Например, ИС («Интеллектуальную собственность») — с металлургами, экологами, теплотехниками, список можно продолжить.

Не доверяйте картинкам в Яндексе и Гугле, далеким от реальности, и Дням открытых дверей. Сначала пройдитесь сами по аудиториям нецентрального корпуса. Там, где не ректор с проректорами сидят, а где будут заниматься пять лет ваши дети. Если интерьер не тот, что покажут вам на общем собрании — как правило, это презентация, как в популярном анекдоте о рае и аде.

Если вас все вас устраивает: компьютеры, парты, страшные доски с тряпками прошлого века, преподавательские, лаборатории — поступайте. Преподаватели (по крайней мере, многие) учились еще при СССР, грамотные и с хорошо поставленной речью. И вашего ребенка сумеют научить, если он не будет сильно противиться.

Анекдот в тему

Что ждет школьников и их родителей после ЕГЭ?

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *