Что надо знать о развитии речи первого полугодия жизни младенца?
08.03.2018
В предродовой палате слушала разговоры соседок. Они подшучивали над молодыми мамами, которые что-то тихо рассказывали своим новорождённым малышам. Через несколько дней мы вновь оказались вместе, но уже в палате мам. Каково же было моё удивление, когда я услышала лепет моих соседок. |
Постоянный диалог мамы и малыша с первых дней жизни — очень важное условие для развития младенца. Голоса близких людей дают новорождённому ощущение защищённости, комфорта, возможность познания мира. Недостаток общения с малышом в первый год жизни может привести к задержке его развития.
Уже в 3−4 месяца ребёнок различает голоса матери и других членов семьи, пытается подражать звукам. В этом возрасте можно проследить его звуковые предпочтения. Он слушает музыку, обращает внимание на звучание погремушек. От 1,5 до 3 месяцев ребёнок начинает гулить, произнося отдельные звуки или звуковые сочетания (ма, ба, гу, к, г и т. д.). Дети, лишённые постоянного речевого общения со взрослыми, начинают этот процесс гораздо позже.
4−5 месяцев — время первого подобия слов. Малыш многократно повторяет одинаковые звуки: ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба…
В полгода в речи малыша появляются лепетные слова, в основном состоящие из одинаковых слогов (мама, папа, дядя, баба, би-би). В этом возрасте малыш выполняет простые просьбы. К году ребёнок произносит около 10 слов. Он понимает значение множества слов.
От года до полутора лет — этап стремительного речевого развития ребенка. Малыш произносит новые слова и словосочетания, различает предметы на картинках, произнося первый слог. В 1,5 года словарный запас составляет уже около 40 слов, к 2 годам — 300.
Это время первых предложений из 2−3 слов. Теперь малыш различает качественные и количественные признаки предмета, но испытывает трудности при их сопоставлении. Например, ребёнок легко отличит большое ведёрко от маленького, но может спутать маленькое и синее. Его речь состоит из существительных, прилагательных и глаголов.
К 3 годам ребёнок свободно использует около 1200 слов. Это время оформления грамматической речи и работы над правильным произнесением звуков.
К сожалению, в последнее время участились случаи неврологических заболеваний детей, которые ведут к задержке речевого развития. Если ваш малыш молчит, его словарный запас не соответствует возрасту, то вам лучше обратиться к специалисту.
0−3 месяцев
В раннем периоде трудно вычленить развитие речи из общего развития ребёнка. Это время интенсивного узнавания мира. Малыш ещё мало двигается, у него ограничен угол обзора. Именно поэтому речь родителей, демонстрация игрушек, прикосновения играют определяющую роль.
Чаще всего разговор с ребёнком строится как беседа, как диалог, когда взрослый задаёт вопросы и сам отвечает на них. Диалоговое общение даёт возможность малышу узнавать различать интонационную наполненность речи. Очень важно следить за реакцией младенца.
Полезно подвесить погремушку в зоне, доступной для малыша. Задевая игрушку, ребёнок фокусирует взгляд, развивая внимание. В этот период особенно важны тактильные ощущения. Делайте малышу массаж, поглаживайте его, предложите потрогать мягкую игрушку, а затем гладкую.
3−6 месяцев
Подвижность малыша увеличилась. Теперь он легко лежит на животике, делает попытку сидеть, а это значит, что и мир вокруг него стал более наполненным, несущим большую информацию. Это время первых игр.
Прятки
Родители прячут своё лицо ладонями, приговаривая: «Где мама?» Затем открывают: «Вот она». Прятать можно и малыша, и игрушки, но не забывать проговаривать свои действия.
Игры обычно сопровождают потешками или пестушками, стишками для детей этого возраста, которые обладают определённым ритмом, в лёгкой форме знакомят малыша с миром, который его окружает. Кроме того, чтение стишков обычно сопровождается движениями, что развивает моторику ребёнка.
Сорока-ворона
Эта игра с ладошкой и пальчиками. Мама водит по ладошке, приговаривая:
Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
— загибая пальчики:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому — не дала.
Ты дров не рубил,
Ты воды не носил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Тебе — нет ничего!
Ладушки
Игра сопровождается хлопаньем в ладошки и движениями, имитирующими взмах крыльев.
Ладушки-ладушки,
Где были?
— У бабушки.
Что вы ели?
— Кашку.
— Пили?
— Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели,
На головку сели,
Сели-посидели,
Прочь улетели!
Игры с массажем
Поглаживая ребёнка:
Потягушки-потянушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся?
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!
Это кто у нас проснулся?
Кто так сладко потянулся?
Потягуни-потягушечки!
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся:
Вот так, вот так, мы растём!
Вот так ножками пойдём!
Мы проснулись,
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись.
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
Ротик мой умеет кушать, (касаемся каждой части тела)
Нос дышать, а ушки слушать.
Глазоньки моргать-моргать!
Ручки — все хватать-хватать!
Купания
Здесь водичка холодненька, здесь — тёпленька,
Здесь — горяченька, а здесь — кипяток, кипяток!
Кто тут будет куп-куп, (потрогали рукой водичку, похлопали ладошкой по воде)
По водичке — хлюп-хлюп?
В ванну быстро — прыг, прыг,
В ванне ножкой — дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться, и грязь куда-то денется.
Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!
Развлечения
Это потешки, которые можно сочетать с движениями и имитацией звуков (шуршание, поскрёбывание), а можно, используя игрушки, устроить театрализованное действие.
Ах ты, котенька, ты мой серенький,
Хвостик беленький! Как тебя не любить!
Мышка, мышка, что не спишь, что соломою шуршишь?
Я боюсь уснуть, сестрица, кот усатый мне приснится.
Как у наших у ворот, муха песенку поёт.
Ай, люли, вот поёт. Ай, люли, вот поёт!
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день:
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Поди, догоняй-ка!
Похвалялись ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!
— Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
— Цыпляточек поить.
— Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
— Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!
- Что надо знать о развитии речи на втором году жизни ребенка? Часть 1
- Как написать смешную историю, которую будут обсуждать? Сторителлинг на реальном примере, часть 2
- Как организовать занятия с малышом?
- Что надо знать о развитии речи на втором году жизни ребенка? Часть 2
- Как совместить Новый год и сессию?
- Как отбить у ребенка любовь к чтению?
- Кто и когда придумал игру в солдатиков?
- Как родилась буква Е?
- Как организовать самостоятельную работу ученика на занятиях по фортепиано?
- Как учиться эффективно?
Добавить комментарий