Как организовать занятия с малышом?
08.03.2018
Ребёнок должен развиваться гармонично. Трудно представить малыша 2−3 лет, терпеливо сидящего за столом. Для физического развития ему необходимы движения, поэтому от привычной модели занятий надо отказаться. Все занятия проводятся в привычной для ребёнка обстановке и никоим образом, не ограничивают его подвижность. В связи с этим отпадает вопрос о специально отведённом под этот процесс времени. |
Общаясь с некоторыми мамами, жалующимися на занятость и загруженность, я вспоминаю, как мы с пятилетней дочкой, гуляя зимой, рисовали на снегу геометрические фигуры. Эти кружочки и квадратики, поделённые на равные части, дали моему ребёнку элементарное представление о дроби.
Занимаясь приготовлением обеда, я разрезала яблоко на части, и мы с дочкой решали простейшие задачи с дробями, не отрываясь от приготовления пищи. На прогулке мы считали деревья, разучивали стишки, проводили игры на развитие внимания, памяти. Главное — желание мамы видеть своего ребёнка успешным.
Итак, начиная занятия, мы стараемся не ограничивать подвижность ребёнка, скорее наоборот — организовываем его день таким образом, чтобы физическая нагрузка удачно сочеталась с развивающими упражнениями.
Доминирующий вид деятельности у детей этого возраста — игра. Именно через игру они познают этот мир, овладевают навыками общения, получают необходимые знания. Значит, все наши занятия мы строим в игровой форме. Для ребёнка — мы не обучаем, мы играем с ним.
На подготовку к занятиям маме не стоит жалеть времени. Сейчас множество различных пособий от развивающих ковриков, столиков до различных конструкторов, пазлов. Но стоит помнить, что эти игрушки вовсе не для того, чтобы развлекать малыша, освобождая собственное время. Обучение малыша происходит, когда вы играете вместе с ним. И для обучающих игр не обязательно приобретать новые игрушки. Можно легко изготовить пособия своими руками, использовать подручный материал.
Перед началом занятий лучше набросать определённый план, конечно, если идея научить чему-нибудь, не пришла в голову спонтанно, во время прогулки, например. А вообще, приучите себя к планомерному обдумыванию какой-либо проблемы, и вы убедитесь, что множество игр возникают в голове, казалось бы, ниоткуда.
Общение с малышом имеет свою специфику. Представьте, что вы оказались в мире, где все значительно выше ростом. Вы пробуете заглянуть им в глаза, но это плохо получается. А если ещё великаны разговаривают с вами покровительственно? Есть у вас желание сотрудничать с ними?
Примерно то же ощущает ваш ребёнок, и именно поэтому, желая донести до него какую-либо информацию, чаще присаживайтесь. Очень важный в психологии контакт глаза в глаза должен проходить строго по горизонтальной линии. Именно так рождается доверие, вы подаёте ребёнку сигнал: «Я — друг, я хочу услышать и твою оценку происходящего, я уважаю в тебе личность».
Итак, позитивный доброжелательный настрой, контакт глаза в глаза.
В психологии есть понятие вербальных и невербальных средств общения. К вербальным средствам общения относится речь, а невербальные — это мимика, жесты, пространство общения. Если говорить о речи, то надо помнить, что изъясняться с ребёнком надо доступным, но правильным языком. При общении уместны многократные повторения слов, желательно в разных контекстах.
Поговорим подробнее о невербальном общении. Вы попали в страну, где разговаривают на неизвестном языке. Вы понимаете всего несколько слов. Попробуйте объяснить местному жителю, что хочется пить. Конечно же, вы активно включите в процесс объяснения, мимику и жесты. Ребёнок, с весьма ограниченным словарным запасом, находится в таком же положении, поэтому, общаясь, сами активно включайте жестикуляцию, иллюстрируя понятийную основу слова.
О мимике хочется сказать особо. Понаблюдайте за вашим малышом. Какое количество информации он передаёт мимически? Общение — двусторонний процесс. Если при произношении нового слова ваше лицо не бесстрастно, то ребёнку гораздо легче понять смысл этого слова.
О пространстве. Нас интересуют два вида пространства. Первое — интимное, от 0 до 0,5 м. Именно на таком расстоянии проходит доверительный контакт. В это пространство мы допускаем только самых близких людей. Второе — межличностное. Его параметры — 0,5-1,2 м. Чем меньше расстояние между вами, тем легче установить двустороннюю связь. На расстоянии более 1,2 м процесс общения с малышом сильно затруднён.
Секрет любого продуктивного общения — способность ощущать себя одновременно собой и своим собеседником.
- Что надо знать о развитии речи на втором году жизни ребенка? Часть 2
- Как совместить Новый год и сессию?
- Как отбить у ребенка любовь к чтению?
- Кто и когда придумал игру в солдатиков?
- Как родилась буква Е?
- Как организовать самостоятельную работу ученика на занятиях по фортепиано?
- Как учиться эффективно?
- Родители - учителя: война, которая не кончается?
- Как добиться модельной походки?
- Как выучить иностранный язык онлайн
Добавить комментарий