Эпос как род литературы; Студопедия — что такое эпос как род литературы героический эпос богатырская сказка

18.07.2020

«Несостоявшиеся». «Предположительные» — монологи, с пояснением о том, что герой так мог бы думать, если бы облекал мысли в слова. Пример – в Поспелове, стр. 224.

Что такое эпос как род литературы героический эпос богатырская сказка

В эпическом роде литры организующим началом произведения является повествование о персонажах, их действиях, судьбах и т.д. для повествующего характерна позиция человека, вспоминающего о былом. Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы, так и эпопеи и романы. В эпических произведениях важна роль повествователя. Он выступает посредником между читателем и изображаемыми событиями. Наиболее распространенная форма эпического повествования – это рассказ от третьего лица. Но повествующий может выступать в произведении и как некое «я». Рассказчик нередко является и персонажем произведения.

Эпос – род лит-ры, выделяемый наравне с лирикой и драмой.В эпическом роде лит-ры организующим началом является повествование о персонажах, их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет (событийность и конфликты характерны для эпоса). Повествованию присуща временная дистанция между ведением речи и предметом словесных обозначений. (Аристотель: рассказывает «о событии, как о чем-то отдельном от себя») оно ведется со стороны и, как правило, имеет грамматическую форму прошедшего времени. Временная дистанция – одна из самых существенных черт эпической формы.

Повествование: 1)развернутое обозначение словами того, что произошло однажды и имело временную протяженность. 2)в более широком значении включает в себя описания (воссоздание посредством слов чего-то устойчивого, стабильного, вовсе неподвижного или периодически повторяющегося) и рассуждения.

В эпическом произведении художественный текст является своего рода сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей, являющихся их поступками.

Эпические произведения используют весь арсенал художественных средств, доступных лит-ре, свободно осваивают реальность во времени и пространстве, не знают ограничений в объеме. (Только эпос может вобрать в себя такое кол-во персонажей, обстоятельств, судеб и т.п.)

В эпосе важно присутствие повествователя. Это – весьма специфическая форма художественного воспроизведения человека. Он является посредником между изображаемым и читателем, нередко являясь свидетелем и истолкователем показанных лиц и событий. Текст эпического произведения далеко не всегда содержит сведения о судьбе повествующего, об обстоятельствах ведения рассказа, об его мыслях и чувствах (дух повествования «невесом, бесплотен», Т. Манн). Изобразительная и выразительная значимости речи: она характеризует объект высказывания и самого говорящего (манера воспринимать, видение мира, способ мышления). В этом смысле правомерно говорить об образе повествователя (Эйхенбаум, Виноградов, Бахтин). Гуковский: «Всякое изображение в искусстве образует представление не только об изображаемом, но и об изображенном. Повествователь – не только более или менее конкретный образ, некая образная идея, некая точка зрения на излагаемое, т. зр. психологическая, идеологическая и географическая. Облик повествователя обнаруживается в своеобразном повествовательном монологе, выразительные функции этого монолога вторичны, но очень важны. Точка зрения: идеологическая, пространственная, фразеологическая.

Разные способы повествования:

— Абсолютная дистанция между повествователем и персонажами→ невозмутимое спокойствие повествователя, дар «всеведения», колорит максимальной объективности (Пример – наш любимый Гомер) Рассказчик чужд действующим лицам→ Эпическое миросозерцание (Шеллинг, Манн). Подобные представления о содержательных основах эпической формы неполны и односторонни (ср. античный роман).

— Субъективно окрашенное повествование. Повествователь смотрит на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его мыслями и впечатлениями. ( Бородинская битва в «Войне и мире»)

— Рассказ от третьего лица. Повествующий выступает как некое «я», таких персонифицированных повествователей называют рассказчиками (Максим Максимыч в «Беле») Фактами жизни и умонастроениями рассказчики близки самим писателям, но его судьба, жизненные позиции заметно отличаются от того, что присуще автору.

В эпосе изображаются прежде всего поступки персонажей. Основу повествования составляет характеристика действий героев. На ранних стадиях становления искусства не уделялось внимание обстановке действия, чертам характера персонажа, не важным для понимания хода событий. Такое словесно-художественное освоение жизни схематично и примитивно, но просто и привлекательно. (Используется в «Повестях Белкина»). Тенденция к отходу от скупых, суммарных обозначений. Тщательная детализация действий приводит к возрастанию роли драматических эпизодов в эпосе (драматизация эпического рода лит-ры).

В эпических произведениях присутствуют диалоги и монологи, произнесенные вслух и внутренние монологи.

Диалоги и монологи – это выразительно значимые высказывания, демонстрирующие свою «авторскую» принадлежность. Диалог – двустороннее общение, устная форма. Монолог – протекает независимо от реакции окружающих, не прерываемое чужой речью говорение. Могут быть уединенными и обращенными (Бахтин все рассматривает как диалог, т.к. монолог в чистом виде не существует.)

Одноголосие и разноголосие. Одноголосие – персонажи высказываются в той речевой манере, которой требовала жанровая традиция. Разноречие – освоение индивидуальной характерности речи персонажей, которые обрели собственные голоса.

Внутренние монологи. Становление – в творчестве писателя-сентименталиста Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», писателей-романтиков, стало неотъемлемо важным в реалистической литературе. Художественная условность: размышляя наедине с собой человек не облекает мысли в слова.

«Несостоявшиеся». «Предположительные» — монологи, с пояснением о том, что герой так мог бы думать, если бы облекал мысли в слова. Пример – в Поспелове, стр. 224.

Высказывания персонажей эпических произведений часто взаимодействует с поясняющими их высказываниями повествователя. Если они сливаются, — это несобственно-прямая речь. Это речь повествователя, пронизанная лексикой, семантикой, синтаксическими конструкциями речи персонажа. Также см. вопр. 18 (в связи с. освоением пространства и времени), 26.

Разделение литературы на роды и виды. Белинский – Хрестоматия стр. 140.

Эпос представлен такими жанрами, как сказка, эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, некоторые виды очерка.

Сказка – вид фольк. Прозы, изв. У всех народов, в отличие от несказочной прозы, воспр. Как нарочитая и поэтическая фикция. Фольклорные эпические жанры мы учили к 06.01.05

Эпопея – наиб крупная и монументальная форма эпич лит-ры, различают героические, древние и эпопеи нового времени. В основе древней – поэтическая стихия героики и мифологическое сознание, то в основе Э. Нового времени- реалистическое сознание мира.

Повесть – средний эпический жанр

Рассказ – малый эпический жанр, 1-2 эпизода, характера.

Новелла отличается от рассказа неожиданной развязкой (point)

Роман – большая форма эпического жанра литературы, Наиболее общие черты: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц., многоголосие..

Источник: http://studopedia.ru/10_255156_epos-kak-rod-literaturi.html

Что такое эпос?

что такое эпос как род литературы героический эпос богатырская сказка

Эпос — это понятие, которое определяет и литературный жанр (синоним — былина), и один из трех литературных родов (эпос, лирика и драма). Отличие родов литературы и жанров в том, что роды объединяют в себе разные жанры, понятие «род» гораздо шире понятия «жанр». Поэтому имеется два ответа на вопрос о том, что такое эпос.

Эпос как род литературы включает в себя жанры:

Эпос очень содержателен, он рассказывает об особенностях общества (традиции, обычаи, отношения, уклад, ценности, чувства) той или иной эпохи.

А в отличие от лирики и драмы, эпос представляет нам реалистичные картины, которые пишутся «голосом за сценой», то есть, автор сам никак не участвует в происходящем, он лишь повествует. Но, оставаясь «за кулисами», он формирует отношение к повествователю, и мы смотрим на происходящее его глазами.

Эпос как жанр возник в далеком прошлом и в разных народах для воспевания храбрости героев, их достижений и завоеваний.

На Руси эпические песни называли «старинами», в современном же русском языке фольклорист И. Сахаров стал называть их былинами. Взял он это названия из эпоса «Слово о полку Игореве». Это говорит еще об одной особенности эпоса (былины) как жанра — о достоверности. Конечно, о полной достоверности изложенного в былинах говорить нельзя, но для тех, в чьи времена эти былины рождались, они были правдивы. Они воспевали героизм и силу своих героев, их доблесть и завоевания. Вот что такое героический эпос.

Русские эпосы

Одним из самых знаменитых эпосов на Руси является вышеупомянутое «Слово о полку Игореве». Это произведение рассказывает нам не только о быте народов Руси и отношениях между племенами, городами, князьями, но и представляет нам важные исторические факты, реально произошедшие. Оно свидетельствует о религиозном состоянии Руси в 12 веке, показывает во всем колорите переломный период.

Известно еще много былин: «Повесть о Сухане», «Гистория о киевском богатыре Михаиле Даниловиче двенадцати лет», «Сказание о князе Ставре Годиновиче», «Сказание об Илье Муромце, Соловье-разбойнике и Идолище», «Повесть о князе Владимире Киевском, о богатырях киевских, и о Михайле Потоке Ивановиче, и о царе Кащее Залатой Арды» и прочие, которые сейчас мы наблюдаем в виде мультфильмов о богатырях (об Алеше Поповиче и Тугарине).

Отличие от других жаров

Как было сказано выше, главное отличие — относительная достоверность. Второе отличие — структура (они состоят из строф в 8 строк, и в них применяются формулы). Эпические формулы — это те словосочетания или целые строфы, которые являются «площадкой» для выстраивания сюжетной линии произведения. Примеры формул:

Источник: http://elhow.ru/ucheba/literatura/literaturnye-ponjatija/chto-takoe-epos

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *