Обобщающий урок по; Слову о полку Игореве — как изменилась литература с появлением слово о полку игореве

17.07.2020

Не нашли то что искали?

Обобщающий урок по «Слову о полку Игореве»

как изменилась литература с появлением слово о полку игореве

как изменилась литература с появлением слово о полку игореве

как изменилась литература с появлением слово о полку игореве

Номер материала: ДБ-044338

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

как изменилась литература с появлением слово о полку игореве как изменилась литература с появлением слово о полку игореве

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник: http://infourok.ru/obobschayuschiy-urok-po-slovu-o-polku-igoreve-1466441.html

Особенности композиции «Слова о полку Игореве…»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

«Слово о полку Игореве» является одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы. Оно обладает удивительной историей. Это произведение было открыто в конце 80-ых – начале 90-ых годов 18 века и долгое время входило в коллекцию графа Мусина-Пушкина. В 1812 году, во время нашествия на Россию Наполеона, библиотека графа сгорела и сборник с рукописью «Слова» был утрачен.
Именно поэтому на протяжении нескольких веков ведутся дискуссии о происхождении и подлинности этого произведения литературы. Но одно, безусловно, бесспорно – «Слово о полку Игореве» обладает рядом художественных достоинств, которые позволяют причислить его к шедеврам древнерусской литературы.
Одним из таких достоинств является, на мой взгляд, композиция произведения. «Слово» построено по принципу «триад»: оно состоит из трех частей — вступления, основной (повествовательной) части и эпилога. Основная часть также состоит из трех частей.
Во вступлении автор размышляет о том, как ему рассказать о печальном походе князя Игоря Новгород-Северского. Он мог бы пойти традиционным путем – прославлять князей и дружину, как это его делал его великий предшественник Боян. Но автор выбирает свой, новаторский, путь— он рассказывает обо всем «по былинам нашего времени», то есть достоверно, так, как было на самом деле:
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не по вымыслам Бояновым.
Кроме того, во вступлении «Слова» определяются хронологические границы повествования («от старого Владимира до нынешнего Игоря») и очень кратко сообщается о решении князя Игоря:
Ратным духом исполнился
И навел храбрые полки свои
На землю Половецкую за землю Русскую.
Первая часть произведения начинается с описания выступления новгород-северского князя в поход. Это составляет завязку сюжета. Все в природе предвещает несчастье намерениям Игоря: «солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал. ». Но князь не хочет прислушаться к знакам природы – он одержим жаждой славы, честолюбием и самоуверенностью.
Кульминацией действия в этой части становится вторая битва с половцами, в которой русские войска терпят поражение:
Половцы идут от Дона, и от моря, и от всех сторон.
Русские полки отступили.
Бесовы дети кликом поля прегородили,
А храбрые русские щитами червлеными.
Тут же за этим описанием в «Слове» следует первое историко-публицистическое отступление. В нем автор вспоминает о времени Олега Гориславича, черниговского деда Игоря, который «мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял». Кроме того, в этой же части автор сообщает о поражении Игоря и последствиях этого для всей русской земли. На этом первая часть «Слова» заканчивается.
Во второй части действие переносится в Киев, где великий киевский князь Святослав видит «мутный» сон, предвещающий несчастье. Бояре объясняют ему значение этого сна, рассказывая о поражении Игоря и Всеволода.
Кульминацией второй части является «золотое слово» Святослава, «со слезами смешанное». В нем он призывает всех русских князей к объединению. Только так, воедино, можно, по мнению киевского князя, победить врага. Святослав, как истинный патриарх, как «старший», ратует за прекращение междоусобиц и вражды, за единство русских правителей и русских земель. В этом «золотом слове» слышатся мысли самого автора.
Вторая часть произведения содержит еще одно лирико-публицистическое отступление, в котором автор вспоминает о судьбе родоначальника полоцких князей. Как ни «горазд» был Всеслав, его неприкаянная жизнь была судом и возмездием за его усобицы. Заканчивается вторая часть горестными восклицаниями автора:
О, стонать тебе, земля Русская,
Вспоминая времена первые и первых князей!
Третья часть «Слова» начинается плачем Ярославны – жены Игоря. Юная княгиня обращается к самым могущественным силам природы — солнцу, ветру и воде (Днепру, Славутичу) — с просьбой о помощи.
Кульминацией третьей части и, одновременно, развязкой «Слова», несомненно, является побег Игоря из плена:
Солнце светит на небе —
Игорь-князь в Русской земле!
Девы поют на Дунае,
Голоса долетают через море до Киева,
Игорь едет по Боричеву
Ко святой богородице Пирогощей.
Радостны земли,
Веселы грады! —
В эпилоге «Слова» автор прославляет князей и дружину: «Слава князьям, а дружине аминь!»
Таким образом, композиция «Слова» проста и строга. Но, в то же время, она мастерски продумана неизвестным автором, потому что позволяет раскрыть и донести до читателя главную, патриотическую, идею «Слова» — о необходимости прекращения кровавых междоусобиц и объединения русских земель.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Древнерусская литература / Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Олегова / Особенности композиции «Слова о полку Игореве…»

Смотрите также по произведению «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Олегова»:

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00676981220267857456/

Кто написал «Слово о полку игореве»

как изменилась литература с появлением слово о полку игореве

«Слово о полку Игореве» как памятник литературы

Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?

На сегодняшний день рукопись «Слова» сохранилась только в одном списке, в 90-е годы восемнадцатого столетия приобретенном графом Мусиным-Пушкиным. Единственный известный науке средневековый список погиб во время пожара в Москве в 1812 году, что до сих пор ставит под сомнение подлинность и всех сохранившихся версий. А полных версий сохранилось две (по рукописи Мусина-Пушкина). Первая была написана и издана самим графом в 1800 году. Вторая копия «Слова о полку Игореве» была снята в 1795 году для Екатерины Великой. Кроме того, выписки делались Н.М. Карамзиным и А.Ф. Малиновским, а также известны фальсификации «Слова», изготовленные неким Антоном Бардиным в первой половине 19 века.

Автор «Слова» как личность

Ярославна рано плачетъ
въ Путивле <на забрале>, аркучи:
«О вѣтрѣ, вѣтрило!
Чему, господине, насильно вѣеши?
Чему мычеши хиновьскыя стрѣлкы
<на своею нетрудною крилцю>
на моея лады вои? (Д.С.Лихачев)

Учитывая сказанное – что оригинал «Слова» был утерян для истории, необходимо привести предположения исследователей, изучающих данные литературный памятник. Так, автор «Слова» предположительно хорошо знал литературу и культуру своего времени, владел информацией об основном историческом памятнике Древней Руси – «Повести временных лет» («Повесть» написана Нестором в начале 12 века). Автор использует народную поэтику и фольклорные элементы, предания и факты; упоминает языческих богов, что дало повод предполагать, что он язычник, но, возможно, и христианин, использующий дошедшие до него верования для поэтизации своего дела. Он не историк и не летописец, хотя и довольно историчен. Он ориентируется в политической обстановке и реалиях похода, что может говорить о его участии в этом событии. Его знания и умения позволяют отнести его к верхушке тогдашнего феодального общества, что не помешало отразить и интересы широких слоев населения. Возможно, он даже стоял на иерархической лестнице так высоко, что был вхож к князьям, причем относился к ним с теплотой и уважением.

Некоторые из ученых, занимающихся изучением «Слова», выдвигают теории, что автором, точнее авторами могли быть несколько человек, и само оно было написано в разное время. Однако, в связи с утратой оригинального свитка, и отсутствием каких-либо однозначных доказательств, дающих возможность назвать одного реального человека в качестве автора «Слова о полку Игореве» не представляется возможным.

Источник: http://www.kakprosto.ru/kak-846790-kto-napisal-slovo-o-polku-igoreve

В каком году написано «Слово о полку Игореве»? (год написания, дата создания)

как изменилась литература с появлением слово о полку игореве
«Слово о полку Игореве».
Художник Н. Гончарова

«Слово о полку Игореве» — выдающий памятник древнерусской литературы, созданный неизвестным автором на рубеже XII-XIII веков.

В каком году было написано «Слово о полку Игореве»?

Мнение Д. С. Лихачева:

«„Слово о полку Игореве“ написано вскоре после событий похода Игоря. Действительно, события, случившиеся в конце или после 1187 г., не отразились в „Слове“. В частности, „Слово“ в числе живых „князей наших“ называет умершего в 1187 г. Ярослава Осмомысла.

Но „Слово“ не могло быть написано и ранее 1187 г., так как оно заключается „славой“ „молодым“ князьям — в том числе и Владимиру Игоревичу, только в 1187 г. вернувшемуся из плена. Таким образом „Слово“ написано в 1187 г.«

(Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве»: (Историко-литературный очерк) // Слово о полку Игореве / АН СССР; Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — С. 229—290.)

Мнение А. А. Горского:

«Величайшее произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» — не донесло до нас ни имени своего создателя, ни даты своего появления. В настоящее время не вызывает сомнений, что поэма была создана вскоре после описанных в ней событий. Всякий поиск более точной датировки в силу отсутствия прямых данных остается гипотетичным.

В советской науке сейчас можно выделить 4 точки зрения относительно даты создания «Слова», изложенные с развернутой аргументацией: 1) 1185 г.; 2) 1187 г.; 3) 1194—1196 гг.; 4) 1198—1199 гг.

. существующие точки зрения на время написания «Слова» не представляются достаточно убедительно обоснованными. Нижней датой написания поэмы (в дошедшем до нас виде) можно считать время возвращения из плена Владимира Игоревича (август — сентябрь 1188 г.). Верхней датой представляется смерть Всеволода Святославича, которому в поэме провозглашается слава (май 1196 г.).

Дату эту можно снизить, исходя из того, что половцы во время написания «Слова» должны представлять значительную опасность, — нельзя не считаться с искренностью призыва автора к защите от них Русской земли. За 1194—1196 гг. сведений о военных действиях против половцев нет. Следовательно, «Слово» было, скорее всего, написано между 1188—1193 гг.

Таким образом, вряд ли есть основания видеть в дошедшем до нас тексте «Слова о полку Игореве» намеки на какие-либо события, происшедшие позже середины 1188 г., и относительно времени создания поэмы могут быть высказаны два предположения:
1) «Слово» было создано целиком осенью 1188 г.;
2) «Слово» было создано в 1185 г., а в 1188 г., после возвращения из плена Владимира Игоревича и Всеволода Святославича, в него были включены диалог Кончака и Гзака и провозглашение «славы» молодым князьям.»

(Горский А. А. Проблема даты создания «Слова о полку Игореве» // Исследования «Слова о полку Игореве» / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. — С. 29—37.)

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/07/v-kakom-godu-napisano-slovo-o-polku-igoreve.html

«Слово о полку Игореве» читательский дневник

«Слово о полку Игореве» – выдающееся произведение древнерусской литературы, повествующее о неудачном походе князя Игоря на половцев и разгроме русского войска.

как изменилась литература с появлением слово о полку игореве

Краткое содержание «Слово о полку Игореве» для читательского дневника

ФИО автора: Неизвестен

Название: Слово о полку Игореве

Число страниц: 24. «Слово о полку Игореве». Издательство «Эксмо». 2017 год

Жанр: Поэма

Год написания: Конец XII века (примерно 1185-1188 гг.)

Время и место сюжета

Действие поэмы основано на реальных событиях и происходит в 1185 году, когда новгород-северский князь Игорь организовал поход на половцев.

Главные герои

Игорь – новгород-северский князь, храбрый, решительный, но при этом излишне самоуверенный и честолюбивый.

Всеволод – брат князя Игоря, отважный, бесстрашный воин, который искренне любит свою родину.

Святослав – киевский князь, мудрый правитель, который видел величие земли русской в прекращении междоусобиц и объединении княжеств.

Ярославна – жена князя Игоря, любящая, верная, преданная своему мужу.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Князь Игорь и его брат Всеволод, собрав могучую дружину, отправились в поход на половцев. По пути их сопровождали дурные знамения: солнечное затмение, издавна считавшееся предвестником страшной беды, тревожные крики птиц, гроза, волчий вой. Однако князья не обращали на них никакого внимания.

Прибыв на место, русичи напали на половцев и разгромили их, взяв богатую добычу: золото, драгоценные камни, меха, половецких девушек. Пока уставшее войско Игоря набиралось сил, на место сражения поспешили бесстрашные половецкие ханы Гзак и Кончак со своими многочисленными воинами. Началась страшная битва, которая длилась больше двух дней. На третий дней русское войско потерпело поражение, и раненый князь Игорь оказался в плену.

Для Руси наступили трудные времена. Мелкие князья перестали бороться против общего врага, разъединились. Пользуясь их междоусобицами, половцы вновь стали совершать дерзкие набеги, грабя и убивая простой народ.

Тем временем киевскому князю Святославу приснился дурной сон. Он видел себя на кровати в черных одеяниях, и на грудь ему сыпался из пустых колчан крупный белый жемчуг, и все время слышалось карканье ворон. Святослав рассказ свой сон боярам и те поведали ему о поражении князя Игоря. Узнав об этом, киевский князь осудил Всеволода и Игоря в их необдуманном и тщеславном решении самостоятельно справиться с могучим половецким войском.

Святослав не намеревался без боя отдавать врагам родную землю. Но вот беда – князья были заняты борьбой за власть, и даже не помышляли о том, какая страшная беда нависла над Русью. Святослав призвал всех князей прекратить вражду и объединиться в борьбе с общим врагом.

Тем временем в Путивле Ярославна оплакивала своего любимого мужа, оказавшегося в половецком плену. Ее скорбь и моление о помощи были услышаны небесами, и князю Игорю удалось сбежать из плена и благополучно добраться домой. Помог ему в этом простой половец Овлур, который проникся к князю большим уважением. Сын Игоря, юный Владимир, отказался бежать с отцом – он был влюблен в прекрасную половчанку, и не захотел покидать ее.

Неожиданное возвращение князя Игоря было сродни появлению солнца на хмуром небе. Он приехал в Киев, и посетил храм Пирогощей Богородицы, где вознес благодарность за свое избавление. Вся Русь ликовала, искренне радуясь спасению князя Игоря.

Вывод и свое мнение

Несмотря на солидный возраст произведения, оно доносит до читателей понятные и доступные истины – мелкая вражда не приводит ни к чему хорошему, и настоящая сила, благоденствие и процветание заключается в объединении народа. Произведение учит всем сердцем любить свою родину, которую, при необходимости, нужно защищать от врагов.

Главная мысль

Призыв к единству и укреплению государства.

Авторские афоризмы

«…Братия и дружина! Лучше нам быть порубленным, чем даться в полон…»

«…Русские поле великое червлеными щитами прегородили, Ища себе чести, а князю славы…»

«…Тяжко голове без плеч, беда и телу без головы…»

«…Во крамолах княжеских век человеческий сокращался…»

«…Не с честию вы победили, С нечестием пролили кровь неверную!»

Толкование непонятных слов

Братия – монашеская община одного монастыря.

Брань – война, битва, сражение.

Рать – вооруженные силы в целом или его составные формирования (войско, ополчение, воинство, армия).

Дружина – княжеское войско.

Вещий – умный, мудрый, знающий, сведущий.

Новые слова

Былины – древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей.

Князь – вождь племени или союза племен у восточных славян, правитель государства или государственного образования.

Клекот – прерывистые звуки, издаваемые орлами и другими крупными птицами.

Хоругвь – религиозное знамя с образом Иисуса Христа, Богородицы или святых.

Источник: http://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/slovo-o-polku-igoreve.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *