Смольный институт благородных девиц: как воспитывали барышень в царской России?

Честь быть первым образовательным учреждением для девушек в Российской империи выпала Смольному институту благородных девиц, открытому благодаря распоряжению императрицы Екатерины II. Попечителем этого заведения был Иван Бецкой.

Смольный институт благородных девиц: как воспитывали барышень в царской России?

С. Ф. Галактионов, «Смольный институт», литография

Он приложил максимум усилий для создания в 1764 году этого заведения, имевшего целью воспитание девушек, принадлежавших к дворянскому сословию. Создано это учреждение было с целью

«обеспечения государства образованными женщинами, хорошими матерями, полезными для общества членами».

Смольный институт благородных девиц: как воспитывали барышень в царской России?

И. И. Бецкой

Именно эти слова можно было прочесть в указе государыни. Заведение мало чем отличалось от обычных современных школ. Девочек, принадлежавших к дворянскому сословию, брали на учебу, начиная с шестилетнего возраста. Всего обучение длилось на протяжении 12 лет. Девочек разделяли по четырем возрастам.

Воспитанницам, проходившим здесь учебу, полагалось носить форму. Это были платья разных цветов, в зависимости от возраста институтки. Младшие воспитанницы ходили в коричневых платьях, от 9 до 12 лет — в синих, от 12 до 15 — в голубых, старшие девицы (до 18 лет) — в белых.

Смольный институт благородных девиц: как воспитывали барышень в царской России?

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев, 1889 г.

Лучших учениц удостаивали чести носить на форме золотой вензель с инициалами государыни. Институт был рассчитан на 200 воспитанниц. Со временем при заведении открылось отделение для девушек, принадлежащих к другим сословиям. Там они могли освоить упрощенную общеобразовательную программу. Особое внимание уделялось азам, связанным с ведением домашнего хозяйства.

Учебное заведение гарантировало трудоустройство своим выпускницам. Благородных девиц по его окончании брали на придворную службу. Многие из них удостаивались чести стать фрейлиной. Для этого девушек обучали всему, что могло им пригодиться на этом поприще.

Смольный институт благородных девиц: как воспитывали барышень в царской России?

Вензель — шифр, которым удостаивались лучшие выпускницы института

Институток учили многим наукам. Они должны были освоить иностранные языки (не менее трех), арифметику, рисование, историю, географию, словесность, основы Закона Божьего. Помимо этого девиц учили танцевать и музицировать, светским манерам, рукоделию. Особое внимание уделялось воспитанию христианской морали. Выпускницы должны были являть собой образец благонравия, воспитанности, светскости и учтивости.

В учебном заведении работало 29 преподавателей для обучения воспитанниц перечисленным выше наукам.

Смольный институт благородных девиц: как воспитывали барышень в царской России?

Софья Ивановна де Лафон, начальница Смольного института благородных девиц в 1764-1797 гг., статс-дама российского императорского двора

Институтки жили, строго придерживаясь Устава заведения. У них был четкий распорядок дня. Свидания с родными допускались лишь по выходным и по большим праздникам, причем происходить они должны были в присутствии начальницы. По достижению девушкой восемнадцатилетнего возраста ей полагалось покинуть стены института. До этого сделать так воспитанница не имела права, даже по требованию своей семьи.

По окончании учебы многим выпускницам предоставлялась работа. Они могли быть классными дамами института. Для девушек, окончивших мещанское отделение, была возможность найти работу гувернантки.

Смольный институт благородных девиц: как воспитывали барышень в царской России?

Глафи́ра Ива́новна Алы́мова, первая выпускница института, фрейлина Екатерины II, одна из первых русских арфисток. Закончила институт с шифром

После того как не стало Екатерины Великой, в учебном заведении для барышень благородного происхождения стали происходить значительные изменения, касавшиеся в первую очередь Устава заведения. Управление им теперь осуществлялось Марией Федоровной, приходившейся супругой императору Павлу I. В ведении ее находилась деятельность всех государственных учреждений, занимавшихся женским обучением и делами благотворительности. Государыня была попечительницей и управительницей заведения для благородных барышень на протяжении 32 лет российской истории.

За эти годы произошло много перемен. Было введено расписание занятий по часам, отведенным каждому предмету учебной программы. Само обучение в заведении сократилось с 12 до 9 лет. Произошли перемены и касающиеся разделения девиц по «возрастам»: вместо четырех их стало три. В каждом «возрасте» существовало разделение по группам: девиц делили на отличниц, середнячков и неуспевающих. Два раза в году происходила сдача промежуточных экзаменов, а по завершении учебного года девицам предстояло сдать итоговый экзамен.

Теперь девочек на обучение принимали не с шести, а с восьми лет. Мещаночек и того позже — с одиннадцати, ведь им предстояло пройти шестигодичный курс обучения. При Марии Федоровне девиц готовили не к придворной службе, а к замужеству. Большее внимание уделялось изучению «Отеческих советов моей дочери». Книга «О должностях человека и гражданина», которую воспитанницы заведения изучали в екатерининские времена, при новой попечительнице ушла в небытие.

Смольный институт благородных девиц: как воспитывали барышень в царской России?

Ф. В. Перро, «Вид Смольного монастыря», бумага, литография, акварель, 1841 г.

Существование Смольного института благородных девиц имело своей целью не только дать образование девушкам благородного происхождения, но и научить их правилам общения, нормам поведения в обществе. Это касалось не только воспитанниц, но и преподавательского состава. В заведении было не принято наказывать учениц телесно. Служащим института было положено не только давать воспитанницам знания в разных областях, но и служить примером, на который девушки должны были во всем походить, равняться.

Согласно Уставу этого образовательного заведения, воспитанницам полагалось выглядеть бодрыми, веселыми, довольными. Они имели право на проявление «вольных действий души». Не одобрялось, когда науку преподавали скучно, так, чтобы она вызывала у воспитанниц отвращение. Учителям следовало искать индивидуальный подход к каждой своей подопечной, учитывать уровень ее развития и способности, чтобы содействовать усваиванию знаний, даваемых учебным заведением.



Сохрани статью себе в соцсеть!





Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *