О нашей несвободе, или Почему человек — вечный раб?

Цивилизация и технический прогресс вовсе не означают свободу личности и личное счастье. Скорее, напротив: за технический комфорт и блага цивилизации нам больше чем когда-либо приходится расплачиваться собственной свободой.

О нашей несвободе, или Почему человек — вечный раб?

…О как бы мне хотелось подняться под самый синий купол неба и по-над, туда, где острые лучи яркого солнца сильнее прежнего пронзали бы внизу клубящиеся облака, где миллиарды звезд стали бы ближе и миллионы дальних галактик проносились бы мимо, а сама Вселенная ужасающе обнимала бы своей непостижимой чернотой и Земля была всего лишь песчинкой в безбрежном океане Вселенной.

Как хотелось бы оттуда, в полном одиночестве и звенящей мертвой тишине взглянуть на маленький муравейник под названием «человечество». Взглянуть с жалостью и состраданием, презрением и любовью. Нет покоя людям. Все бегут, все суетятся по своим муравьиным делам, все, как и прежде, ничего не успевают. И по-прежнему все, как и раньше, рабы. Рабы своей жизни и своей непреодолимой глупости…

Современная цивилизация по западному образцу представляет собой систему зависимостей и созависимостей отдельных лиц и сообществ, взаимозависящих друг от друга и от государства, а государства — от своих граждан. Современный человек с его набором и бременем зависимостей и обязательств ab ovo при всей внешней видимости комфорта и свободы представляет собой весьма плачевное зрелище, напоминающее древнего раба с его колодками и цепями. Только колодки и цепи эти — уже не физические, а юридические, культурологические, ментальные в голове каждого отдельного гражданина.

Уже с раннего возраста гражданин этот попадает в эту систему зависимостей и обязательств и в большинстве случаев остается в ней до конца своей жизни, не выпускающей из своих цепких цивилизационных когтей свою жертву, которая так и не поймет до конца, что значит быть по-настоящему свободным, и часто будучи уверенным, что только так и должно быть. Как собака, с щенячьих когтей просидевшая всю жизнь на цепи, не знает, что такое свобода, и находящая свое положение естественным и единственно возможным, так и большинство людей не понимают, что значит быть действительно свободным, свободным от уз государства, общества, культуры, религии и т. п.

Детский сад, школа, служба в армии, обязательная официальная работа преимущественно по найму, налоги, пенсия, культура и социум с их бесконечным набором ограничений и запретов, правил и табу, как у примитивных племен, религия, языческие традиции, которые вполне успешно уживаются с верой — все это является обязательными атрибутами современного человека, которые связывают его по рукам и ногам, заставляя постоянно бороться и делая из него практически современного раба при всей видимости свободы.

Если раньше человек боролся с голодом, холодом и своим соседом по пещере, врагами внешними и естественными, то сегодня ему приходится еще бороться с врагами внутренними, внутри вида. Бороться в рамках своей культуры, государства, социума. А думающим людям приходится еще и противостоять самой культуре, социуму и государству. И чем больше у него прав, тем больше и обязанностей. Чем больше равноправия, тем больше он вынужден конкурировать.

Человек не свободен от тысячи искусственных несвобод, и, что хуже для него, сам создает их, сопротивляется, настаивает, чтобы оставаться несвободным и дальше. Освободится от ярма религии, этого «опиума для народа», учившего, что человек — не что иное, как раб, раб божий, сотворенный для страдания и покорности, с «занозой во плоти», как вместо нее на помощь приходят социум и культура, которые начинают воспитывать из него послушного гражданина и показательного индивида. К ним подключится государство со своим обязательным набором контролирующих фикций, вроде налогов, службы в армии, любви к Родине, досуга и т. п.

Современный человек — все так же по-прежнему пленник, узник в хорошо оснащенной, оборудованной по последнему слову техники, современной, с пятиразовым питанием и разнообразным, как правило, необременительным для ума досугом, тюрьме. В тюрьме с множеством камер — как лучших по комфорту, так и с «одиночками» или карцерами. Где высшей целью пропагандируется «прогресс» из камеры пониженной комфортности в камеру комфортности высшей.

И только естественный физический конец разрубает весь этот Гордиев узел, делая человека по-настоящему и окончательно свободным.



Сохрани статью себе в соцсеть!





Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *