1)Как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу? 2)В чем главная — Школьные — как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу

13.06.2020

1)Как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу ?

1)Как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу . 2)В чем главная идея теории «Москва -третий Рим».

Ответ

Проверено экспертом

1)Как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу ?

Поскольку теория «Москва-третий Рим» относится к 16 веку, то я предположу, что этот вопрос тоже.

В то время произошло возвышение Москвы, Россия только освободилась от ордынской зависимости, и в связи с этим литература (как и культура, в целом) начала включать исторический жанр.

Помимо классических уже летописей, были жития святых и жития князей, а также различные былины о русских богатырях.

Литература стала использоваться как инструмент укрепления государственности, такая средневековая пропаганда. Например, было множество книг, посвященных Ивану Грозному (но это уже конец века).

2)В чем главная идея теории «Москва -третий Рим»?

Теория «Москва — третий Рим» была сформулировала Филофеем в первой четверти 16 века. Своей теорией он хотел описать роль и значимость России в мире.

В теории он поставил русского царя в один ранг с римскими императорами и Константином Великим. Главная идея заключалась в преемственности империи. Рим пал, и «вторым Римом» стал Константинополь, и после османского завоевания «второй Рим» тоже пал, а вот Москва, как преемственница Византийской империи никогда не падет, и будет вечно великой.

По сути это только оправдания в пользу византийской «принадлежности» России, мол она наследница Византии.

Источник: http://znanija.com/task/24715791

Как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу

Социально-политические изменения, произошедшие в русских землях в XIII-XV вв. характеризуются, прежде всего, периодом феодальной раздробленности, которая продолжалась вплоть до конца XV в. Феодальная раздробленность стала новой формой феодальной государственности. Она обусловлена укреплением власти крупных феодалов на местах и зарождением новых административных центров в результате развития производительных сил и повышения уровня сельхоз. производства. Отрицательной стороной раздробленности является явное ослабление военного потенциала, облегчающее иноземное вмешательство; междоусобные войны и возрастающее дробление княжеских владений. Положительным моментом признается: бурный рост городов; расцвет культуры; рост культуры земледелия и урожайности.

Не смотря на раздробленность княжеств, не было окончательно утрачено гос. единство, т.к. русские князья были связаны сложной системой договоров и обязательств. Главой этой системы признавался великий князь Киевский.

В период феодальной раздробленности возникают новые крупные политические центры со своими особенностями, такие как:

Владимиро-Суздальское княжество образовалось в конце Х началеХ1в. и располагалось на северо-востоке Руси. Представляло собой огромную и слабозаселенную территорию волго-окского междуречья. Столица – Владимир. Основой процветание княжества стало ополье – плодородная безлесная территория, где возникли древнейшие города княжества Ростов и Суздаль. Опорой владимирских князей были дворяне, получавшие от князя содержание. Опираясь на городское население, владимирские князья могли уже в XII в. концентрировать в своих руках значительные силы и средства. Особенностью развития Владимиро-Суздальского княжества считается сильная власть князя, опиравшаяся на города и дворян. Кроме этого во Владимире действовало вечевое собрание – это был орган управления города.

Центром исторической жизни северной Руси в удельный период, кроме Владимиро-Суздальского княжества, был Новгород. Он представлял собой целое гос-во, возникшее и жившее своеобразно и пришедшее в упадок благодаря внутренним неурядицам. Состояло оно из жителей как Новгорода, так и его пригородов; ограничений в среде новгородских граждан не было, всякий свободный человек мог идти на вече. Вече призывает князей, изгоняет их и судит, избирает посадников и владык (архиепископов), решает вопросы о войне и мире и законодательствует. Решения постановлялись единогласно; в случае несогласия вече разделялось на партии, и сильнейшая силой заставляла согласиться слабейшую. Новгородское население делилось на лучших и меньших людей. Меньшие не были меньшими по политическим правам, а лишь по экономическому положению и фактическому значению.

Псков, один из пригородов Новгорода, расположенный на конце новгородских владений, на границе Руси и Литвы, по соседству с немцами, играл роль передового русского поста на Западе и добросовестно исполнял свою задачу — задержать немцев в их движении на русские земли. Псков, по своему внутреннему устройству, подходил к Новгороду — то же вече, как господствующий орган правления, та же посадничья власть (два посадника), подобные новгородским сословные деления. Только Псков был централизованнее и демократичнее.

Галицко-Волынское княжество занимало пограничное положение с Польшей и Венгрией, что влекло вмешательство этих государств в дела княжества.

Началу объединения земель положил князь Роман Мстиславич, который в начале XIIIв. Объединил под своей властью галицкие и волынские земли.

В XIIIв. на развитие Руси оказало влияние вооруженное сопротивление немецким и шведским захватчикам с запада, а также монголо-татарскому нашествию с востока. Подойдя зимой 1237г. к границам Руси татаро-монголы последовательно захватили Рязань, Владимир, Углич, Кострому и Тверь. Пройдя в Европу и возвратившись в приволжские степи, татаро-монголы основали там Золотую Орду. Позиции русских князей в отношении З.О. не отличались единством, кто-то ездил в З.О. за милостью, кто-то старался держаться независимо, но это не получалось. Экономическая зависимость от Орды Северо-Восточной и Северо-Западной Руси выражалась в насильном уводе населения, обременительной регулярной дани и периодических поборах. Политическая зависимость выражалась, прежде всего, в том, что легитимность (законность) положения русских князей обязательно подтверждалась ханским пожалованием («ярлык»). Русские князья также были обязаны участвовать в походах властителей Орды. Контроль Орды за Русью сначала осуществляли представители хана («баскаки»), а потом был принят опосредованный способ контроля – через русских князей. Князь получивший «ярлык» на великое княжество, вынужден был отвечать за все, что происходит на Руси.

Победа московских князей, сосредоточивших в своих руках московские и владимирские земли, изменила отношения с Ордой. С конца XIV в. все великие и самостоятельные князья Северо-Восточной Руси стали самостоятельно контактировать с Ордой и по вопросам уплаты дани, и получения ханских ярлыков и по другим вопросам.

Источник: http://studopedia.ru/10_71898_sotsialno-politicheskie-izmeneniya-v-russkih-zemlyah-v-XIII-XV-vv-rus-i-orda-problemi-vzaimootnosheniy.html

Русская литература во второй половине XIII—XV веке.

Вебинар с доктором Александром Мясниковым на тему:

«Здоровое общество. Как простые действия одних людей спасают жизни других»

как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу

как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу

как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу

как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу

Номер материала: ДБ-450522

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник: http://infourok.ru/russkaya-literatura-vo-vtoroy-polovine-iiiv-veke-1872549.html

Русская литература 19 века

как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературуРусская национальная культура в 19 веке достигла в искусстве, литературе, во многих областях знания высот, определимых словом «классика». Русская литература 19 века заслужено названа «золотым веком». Даже несведущий в литературе, не сможет возразить. Она стала законодательницей литературной моды, стремительно ворвавшись в мировую литературу. «Золотой век» подарил нам многих известных мастеров. XIX век – это время развития русского литературного языка, оформившегося в большинстве своем благодаря А.С. Пушкину. Он начался с расцвета сентиментализма и постепенного становления романтизма, особенно в поэзии. В этот период много поэтов, но главной фигурой того времени был Александр Пушкин. Как сейчас его бы окрестили «звезда».

Его восхождение на олимп литературы началось в 1820 году с поэмы «Руслан и Людмила». А «Евгений Онегин» — роман в стихах назвали энциклопедией русской жизни. Эпоху русского романтизма открыли его романтические поэмы «Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане». Для большинства поэтов и писателей А. С. Пушкина был учителем. Традиции, заложенные им в создании литературных произведений, продолжали многие из них. Среди них был М. Лермонтов. С общественно-политической жизнью страны была тесно связана русская поэзия того времени. В произведениях авторы пытались осмыслить и развить идею своего особого предназначения. Они призывали власть прислушиваться к их словам. Поэт того времени считался пророком, проводником божественной истины. Это можно проследить у Пушкина в стихотворении «Пророк», в оде «Вольность», «Поэт и толпа», у Лермонтова «На смерть поэта» и многих других. В 19 веке огромное влияние на всю мировую литературу оказывали английские исторические романы. Под их воздействием А.С. Пушкин пишет повесть «Капитанская дочка».

На протяжении 19 века основными художественными типами были тип «маленького человека» и тип «лишнего человека».

От 19 века литература унаследовала сатирический характер и публицистичность. Это прослеживается у Гоголя в «Мертвые души», «Нос», в комедии «Ревизор», у М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», «Господа Головлевы».

Становление русской реалистической литературы происходит с середины 19 века. Она остро реагировала на общественно-политическую ситуацию в России. Между славянофилами и западниками возникает спор о путях исторического развития страны.

Начинается развитие жанра реалистического романа. В литературе прослеживается особый психологизм, преобладает философская, общественно-политическая проблематика. Несколько затихает развитие поэзии, но, несмотря на общую тишину, не молчит голос Некрасова, который в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» освещает тяжелую и беспросветную жизнь народа. —

Конец века дал нам А.П. Чехова, А.Н. Островского, Н. С. Лескова, М. Горького. В литературе «красной нитью» проходят предреволюционные настроения. Начинала угасать реалистическая традиция, на смену которой пришла декадентская литература, с мистицизмом, религиозностью, а также предчувствием перемен в общественно-политической жизни России. Затем все переросло в символизм. И в истории русской литературы открылась новая страница.

На произведениях литераторов того времени мы учимся человечности, патриотизму, изучаем нашу историю. На этой «классике» выросло не одно поколение людей – Человеков.

Источник: http://ote4estvo.ru/sobytiya-xviii-xix/764-russkaya-literatura-19-veka.html

Как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу

На сегодняшнем занятии вы узнаете о развитии культуры в период формирования единого Русского государства.

Тема: Древнерусское государство

Урок: Культура Московской Руси. Литература и книжное дело

Преодолевая местные культурные особенности, в XV веке возникала единая русская культура. Именно в этот период складывались ее неповторимые самобытные национальные черты.

Значительно расширился круг проблем, которые интересовали деятелей русской культуры и искусства. Главной темой многих художественных произведений стало укрепление мощи единого государства. Но в то же время все больший интерес проявлялся к семье, человеку, его внутреннему миру.

Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства дали возможность расширить культурные контакты России с другими странами.

Крепнущая великокняжеская власть получила в первой четверти XVI века свое обоснование в «Сказаниях о князьях Владимирских». В его основе лежали две легенды. Одна из них утверждала, что московские князья вели свое происхождение от Августа. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников киевских князей и римских императоров на самодержавную власть.

как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу

Рис. 1. Шапка Мономаха (Источник)

Тогда же оформилась идея о Москве как о «третьем Риме». Она была сформулирована монахом Филофеем в посланиях к Василию III. Согласно взглядам Филофея мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «второй Рим» – Константинополь, а оттуда в «третий Рим» – Москву. Москва осталась верна православию, была «третьим Римом», «а четвертому Риму не бывать», – завершает свои рассуждения Филофей. В теории «Москва – третий Рим» воплотилось враждебное отношение к иноземному влиянию, содержалась проповедь национальной исключительности.

В XV веке возродилось общерусское летописание. Троицкая летопись была составлена в начале XV века. Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных местных летописей. Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято составление новой летописи, главной идей которой было единство Руси.

Во многих русских городах продолжали составлять летописи, рассказывавшие о важнейших событиях в жизни страны. При этом у наших предков стал усиливаться интерес к жизни других стран и народов. Появились «хронографы», рассказывавшие о всемирной истории. Первый из них составил в середине XV века выходец из Сербии Пахомий Логофет. Он полагал, что все основные события в истории разных стран и народов происходят по Божьей воле.

Авторы литературных произведений XV века продолжали обращаться к теме Куликовской битвы. Воспоминание о победе князя Дмитрия Донского рождало надежду на окончательное освобождение страны от ордынского владычества. Особенно знаменитым было «Сказание о Мамаевом побоище». Его автор, имени которого мы не знаем, восхищался подвигом русских воинов. Он хорошо изучил историю – вставил в книгу имена реальных героев. Речь шла при этом не только о князе и других знатных людях, но также и о рядовых участниках сражения. Был автор и фантазером – в угоду интересам государства и церкви переиначивал некоторые события.

как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу

Рис. 2. Сказание о Мамаевом побоище (Источник)

Все чаще русские люди совершали путешествия в далекие страны. Приключения в неведомых краях описывались в «хождениях», которые с увлечением читали на Руси. Три года прожил в далекой Индии тверской купец Афанасий Никитин. Любознательного путешественника интересовало буквально все в жизни индийцев. Он изучил их язык, культурные и религиозные традиции, общественное устройство. Все это Никитин описал в увлекательной книге «Хождение за три моря», которую заканчивал словами: «А Русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей!»

как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу

Рис. 3. Афанасий Никитин (Источник)

Грамотные люди любили читать увлекательные повести. Многие из них отличались занимательным сюжетом. Например, в одной повести рассказывалось о человеке, который случайно оказался обладателем чудотворной иконы. Лука, так звали героя произведения, начал ходить с ней из города в город. Икона помогала людям, а владелец с ее помощью набивал себе карман. И «вышел в люди», да еще как: поставил хоромы, завел слуг, стал закатывать пиры. Навел Лука страху на всю округу, даже княжеские служилые люди его побаивались. Но один хитрец под видом забавы натравил на него медведя, который чуть не до смерти намял выскочке бока. Лука опомнился, прекратил разгульную жизнь, а на свои деньги построил монастырь. Из этой повести видно, что писатели стремились не только развлечь, но и воспитать своего читателя.

В XV веке появлялось все больше самых разных произведений литературы, расширялись интересы читателей.

Список рекомендованной литературы

  1. Гольдберг А.Л. Три «послания Филофея» // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 29.
  2. Гольдберг А.Л. Историко-политические идеи Русской книжности 16-17 вв. АДД. Л., 1978.
  3. Дмитриева Р.П. Сказания о князьях владимирских. М.-Л., 1955.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Древнерусская литература (Источник).
  2. Образовательный портал Слово (Источник).
  3. Тайна имени (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  1. Как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу?
  2. Какова главная идея теории «Москва – третий Рим»?
  3. Какие новые жанры появились в русской литературе XV века?

Источник: http://rpg.lv/node/1368?video_id=14257

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *