Анализ художественного произведения, анализ произведений литературы — как писать анализ произведения по литературе

14.06.2020

Вы находитесь на странице всех литературных произведений, которые изучаются в школьном курсе литературы. Мы подобрали для вас характеристики произведений с целью, чтобы вы лучше смогли понять тему, идею, проблематику произведений, лучше познакомиться с литературными героями. Мы не предоставляем текст произведений, у нас лишь анализ литературного произведения в детальном его содержании. По алфавиту у нас разбиты все авторы, то есть под буквой Л вы найдете автора с фамилией на букву Л: Лермонтов, Лесков.

Анализ произведений по литературе

Вы находитесь на странице всех литературных произведений, которые изучаются в школьном курсе литературы. Мы подобрали для вас характеристики произведений с целью, чтобы вы лучше смогли понять тему, идею, проблематику произведений, лучше познакомиться с литературными героями. Мы не предоставляем текст произведений, у нас лишь анализ литературного произведения в детальном его содержании. По алфавиту у нас разбиты все авторы, то есть под буквой Л вы найдете автора с фамилией на букву Л: Лермонтов, Лесков.

У нас также есть замечательная теория литературы в схемах и таблицах, и мы предоставляем уникальную возможность подготовиться к ЕГЭ по литературе онлайн, у нас на сайте, прорешав большое количество тестов.

как писать анализ произведения по литературе

как писать анализ произведения по литературе

Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее.

как писать анализ произведения по литературе

Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее.

как писать анализ произведения по литературе

я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное — мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее.

как писать анализ произведения по литературе

Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее.

Источник: 5litra.ru

Схемы анализа произведений
консультация по литературе по теме

Актуальный материал для подготовки к олимпиадам, промежуточной и итоговой аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
plan_kompleksnogo_analiza_teksta.docx16.77 КБ
algoritmy.docx15.68 КБ
analiz_teksta_-algoritmy.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

План комплексного анализа текста

1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста.
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста?
12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14. Понаблюдайте над лексикой текста:
Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
Найдите перифразы. С какими целями они использованы ? К • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором? V • Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).(9—11 КЛ.)
1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста.
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста?
12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14. Понаблюдайте над лексикой текста:

Алгоритм сопоставительного анализа поэтического текста.
1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:
— сюжета или мотива
— образной системы
— лексики
— изобразительных средств
— синтаксических конструкций
— других параметров, пдсказанных самими текстами.
2. Найти различия на тех же уровнях.
3. Объяснить выявленные различия:
а) в произведениях одного и того же автора;
— разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
— различием художественных задач;
— противоречиями мировоззрения и мироощущения;
— другими причинами.
б) в произведениях разных авторов:
— различием художественных миров;
— если жили в разное время, — различием исторических условий и особенностей литературного рзвития;
— если принадлежат к разным национальным культурам, — различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.
4. Уточнить интерпретацию каждого изанализируемых текстов в соответствии с проведённым сопоставительным анализом.

Примерная схема анализа стихотворения

1.Место стихотворения в творчестве поэта. История создания стихотворения.

2.Жанровые особенности стихотворения.

3.Темы и основные мотивы.

4.Особенности композиции, или построения лирического произведения.

5. Образный ряд стихотворения. Его лирический герой.

6.Нстроение, преобладающее в стихотворении.

7.Лексический строй текста.

8. Особенности поэтического языка. Изобразительные средства (тропы и фигуры)

Источник: nsportal.ru

Как провести анализ произведения?

как писать анализ произведения по литературе

Когда нужно произвести анализ произведения, но вы не знаете КАК?

Инструкция

1 шаг

Перво-на-перво человек должен знать произведение, которое он собрался анализировать. Чаще всего это классика, имеющая множество проблем, как социальных, так и нравственных; многогранный неоднозначный труд писателя.

2 шаг

С чего же начинать анализ книги? Для начала вы должны указать тематику произведения, описать проблематику текста, раскрыть идейное содержание. Все это лучше делать последовательно, не перемещаться от одной части анализа к другой, нарушая логический ход ваших рассуждений.

3 шаг

После, уделите внимание жанровому своеобразию произведения: например, Гоголь назвал “Мертвые Души” поэмой, вопреки всем правилам, а Пушкин “Евгений Онегин” охарактеризовал как роман в стихах. Таких примеров уйма в нашей литературе. Опишите языковые особенности повевствования, типичные только этому автору, средства художественной выразительности, к которым он прибегает.

4 шаг

Весомую часть рассуждений уделите художественным образам, представленным в произведении. В классической литературе это общепризнанные типы людей, свойственные обществу и поныне. Опишите героев произведения со всех сторон, и дайте свою оценку этим персонажам.

5 шаг

Далее плавно перейдите к сюжету произведения, к его конфликту, и выводам или решениям к которым приходит автор, либо герой, от лица которого он поднимает проблемный вопрос. Напишите свое мнение по поводу конфликта произведения.

6 шаг

Как итог вашего анализа напишите о месте произведения в творчестве писателя и месте произведения в истории русской и мировой литературы вообще. Ваш анализ готов, удостоверьтесь в грамматической и орфографической правильности ваших рассуждений.

Обсуждение

Спасибо:)Уже распечатал , чтоб не забыть.Поставлю + когда рейтинг будет 2.Лудше было бы ещё сделать пример.Ещё раз спасибо!

Право, как о сосиськах – и это всерьез? Не потому ли и литература нынешних дней у нас вся под стать инструкции, пытающейся объяснить что-то, сделав значимым. ( секс стоя, секс лежа, секс в подворотне. Кровь в постели, кровь на корте, кровь в туалете. Труп на веревке, дюжина трупов, убийство из ревности). О великом и вечном писать надо не по шагам и инструкциям, а по вдохновению, созвучию книги и собственной жизни. Этому не надо учить походя, как в насмушку над тем, что сделано и стало ВЕЛИКИМ. Не глупо ли заниматься подобной профанацией творческих и куда более глубинных начал, едва ли поддающихся “бытовому” осмыслению, считая это необходимым и важным?

Вы ставите под вопрос ценность Литературоведения как предмета?

Ваш комментарий

Запросить инструкцию

Не нашли нужную пошаговую инструкцию?
Возможно, что кто-то из посетителей сайта сможет помочь. Оставьте запрос прямо сейчас, если Вы уверены, что эта тема ещё не освещена на нашем проекте!

Источник: akak.ru

Как делать анализ художественного произведения?

Ученики 5−11 классов учатся делать анализ художественного произведения. В средних классах он имеет упрощённую форму, в старших — более сложную. Чтобы ты не путался и знал, как готовиться к уроку по литературе, мы решили подготовить универсальный план анализа произведения. Смотри на примере романа «Отцы и дети», как это нужно делать.

Перед чтением художественного произведения советуем просмотреть все пункты, по которым необходимо его анализировать. Так ты сможешь по ходу отыскивать ответы на необходимые пункты: описания героев, их реплики, цитаты и тому подобное. Тебе будет проще ориентироваться на уроке, если оформишь данные в таблицу-подсказку. Для удобства также пометь в тетради страницы с важными мыслями или сделай стикеры-закладки в самой книге. Также заглядывай в статьи с критикой по произведению. В них ты найдёшь много подсказок по всем пунктам анализа художественного произведения. Бери критику за основу, а затем найди подтверждения фактов в тексте. Но не стоит полностью полагаться на чужое мнение. Если ты добавишь собственные рассуждения, хорошая отметка тебе обеспечена.

Смотри пример краткого анализа романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенный на основе критики в учебнике 10 класса, материалов на сайтах literaguru.ru и obrazovaka.ru .

История создания произведения

Начиная анализировать роман, изучи факты из биографии автора, связанные с созданием произведения. Отследи связь с исторической эпохой и обязательно узнай о значении книги в творчестве автора. Эти сведения помогут тебе понять задумку писателя, а также проблематику и идею романа. Без такой информации сложно построить доказательную базу.

как писать анализ произведения по литературе

Жанр произведения

Найди таблицу с признаками разных литературных жанров и по ней определи, к какому из них относится наше произведение. Признаки, которые помогут это сделать: объём, количество сюжетных линий и проблематика, продолжительность действия, языковые средства и многое другое.

как писать анализ произведения по литературе

Название произведения и его смысл

В названии произведения чаще всего скрывается и его смысл. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.

как писать анализ произведения по литературе

Тема, идея и проблематика произведения

Тема — это то, о чём говорится в произведении, идея — суть, которую хотел донести автор до читателя. А проблематика — совокупность проблем произведения, которые волнуют писателя. Разберём на примере.

как писать анализ произведения по литературе

Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения

Сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном произведении, своего рода его схема. Включает экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, иногда — пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения). Поэтому, когда читаешь текст, отметь себе эту схему.

как писать анализ произведения по литературе

Система образов произведения

В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями. Обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на самохарактеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения. Здесь главное подтверждать свои мысли цитатами из текста.

как писать анализ произведения по литературе

Примерно по такому принципу стоит проанализировать каждого персонажа.

Композиция произведения

Композиция — это построение произведения, деление текста на части. Но не бездумное дробление, а в соответствии с задумкой автора. В этом пункте необходимо обратить внимание на прологи, эпилоги, посвящения и их смысл. Отметить, есть ли вставные эпизоды и лирические отступления, эпиграф. Здесь полагайся на свою внимательность.

как писать анализ произведения по литературе

Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.

как писать анализ произведения по литературе

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения

Для ответа на этот пункт загляни в литературный словарь в конце учебника. Там наверняка есть определения многих художественных средств и приёмов: эпитеты, сравнения, метафоры и другие. Не ленись заглянуть и вспомнить самые распространённые из них, чтобы найти потом в тексте.

как писать анализ произведения по литературе

Особенности языка произведения

Если в предыдущем пункте анализируются художественные приёмы, то в этом — языковые средства (лексические единицы, синтаксические конструкции, виды речи и так далее).

как писать анализ произведения по литературе

Анализ художественного произведения — непростое дело. В школе ты работаешь вместе с одноклассниками, поэтому важно иметь хоть какое-либо представление и мнение, чтобы участвовать в обсуждении произведения. Особенно ценятся высказывания твоей точки зрения. Начни свой ответ со слов: «мне кажется», «я думаю», «по моему мнению» и так далее. Так ты развиваешь умение выстраивать логические цепочки, красиво говорить и писать, что не раз пригодится в жизни.

Работай активно на уроках, и соберёшь достаточно материала для сочинения. Успехов!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Источник: adukar.by

Как писать анализ произведения?

Как писать анализ произведения?

В категории Другое Спросил Moron

1 Ответ 1557 Просмотров 1 месяц назад

Для добавления вопроса на сайт, блог или форум просто скопируйте и вставьте в html код:

Писать анализ произведения может далеко не каждый, так как в основном это обязательный процесс образовательных учреждений, но вот не у каждого есть способности к таким описаниям.

как писать анализ произведения по литературе

1. Тем, кто умеет проводить анализирование художественных произведений, намного проще общаться с людьми и расширять границы своего разума, так как эта способность это навык помогающий извлекать самое важное из массы ненужного.

2. Для начала нужно хорошо ознакомиться с тестом произведения, на которое нужно написать анализ, так как от этого будет зависеть правильное и четкое написание. В основном используются классические книги, так как именно в них описываются социальные и нравственные проблема современности, многогранные и неоднозначные работы писателей. Можно выбрать из актуального, современного и динамичного.

3. Писать анализ произведения нужно с четкой формулировки заглавия от издания, в нем должны затрагиваться авторские тематики, но с основной идеей описания критика.

4. В описании не должны нарушаться логические последовательности и рассуждения не должны лишаться смысла. Суть, излагаемая автором анализа должна быть ровной и понятливой не только ему, но и читателю.

5. Затем делаются описания личностей из произведения, которые представляются по ходу рассказа, и это является неотъемлемой частью анализа.

6. Так как литература наполняет обыденные и общепринятые типы важностью среди людей, учитывает наличие отличительных черт общества – то, как раз это и должно передаваться в написании анализа, не переделывая ни одно качество, иначе опять же можно потерять смысл произведения. Множество нестандартных и удивительных персонажей просто поражают своих читателей.

7. Далее нужно плавно перейти к основной сюжетной части, затронуть конфликты, изложить вывод и решение, принятое или же писателем или же одним из его героев, от которого и исходит желание решить множество проблем.

8. Огромным вложение станет включение личного мнения по поводу определенных моментов.

9. Завершением послужит абзац о том, на сколько важное и значимое данное произведение для читателей и автора в том числе.

Источник: qalib.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *