Как возникают поговорки? Быль времен дефицита

14.11.2019

Есть такой старый анекдот… Отец с сыном приехали на рынок продавать арбузы. Торговля пошла бойко, и, чтобы не терять времени даром, они решили ускорить весь процесс.

Как возникают поговорки? Быль времен дефицита

В. В. Архипов, «Арбузница», 1999 г.

Отец взвешивает арбузы, говорит покупателю, сколько тот должен заплатить. Берёт деньги, кладёт их в мешок и говорит сыну, сколько надо дать сдачи, если требуется. Сын берёт из этого же мешка деньги на сдачу и расплачивается с покупателем, а отец в это время уже занимается следующим.

Торговля целый день шла замечательно, пока сын не сказал отцу: «Бросаем продажу, у меня вся сдача закончилась…»

Что-то похожее произошло и в реальной истории из жизни в славном городе Уфа в период в конце 60-х, начале 70-х годов.

Товары хоть и были в дефиците, но благодаря наличию в стране доходов от торговли нефтью и плановой социалистической экономике, нет-нет, да и появлялись в свободной продаже, вызывая небывалый ажиотаж, нескончаемые очереди и обязательную в таких случаях спекуляцию.

Было даже выражение — товары повышенного спроса «выбрасывали» в торговлю. Это как бы крокодилам кидали добычу, а они стремглав бросались на неё, сметая всех и всё на своём пути.

Так однажды в Центральном государственном универмаге проходила продажа кроссовок фирмы «Адидас» по цене 35 рублей за пару.

Пространство с бело-голубыми коробками огородили железными щитами-перилами, выставив милицию и дружинников, что было совсем не лишним. В руки давали одну пару, но люди разбирали не глядя все размеры в надежде, что если самому не пригодится, то поменяются с кем-нибудь или вообще смогут выгодно перепродать.

Молоденькие продавщицы находились в своём закутке как в осаждённой крепости, всё было перекрыто. Чтобы не сновать туда-сюда с большими суммами денег, решили выручку складывать в одну из освободившихся коробок из-под пары кроссовок. Крупные купюры положили в неё, а более мелкие заведующая рассовала по карманам халата для сдачи.

Такая торговля продолжалась почти до самого окончания товара, пока заведующая не воскликнула:

— А где коробка с деньгами?..

Вопрос повис в воздухе. Похоже, что эту коробку элементарно продали какому-то очередному покупателю.

Торговлю прекратили, но народ ещё долго не расходился, подозревая, что продавцы хотят скрыть от них дефицитный товар. Хотели даже общественную комиссию создать, чтобы их представители смогли обшарить под прилавками всего отдела в поисках припрятанного дефицита. Тут уж милиции совсем тяжко стало, надо же сохранить место возможного преступления! А правду говорить тоже нельзя…

Потом, получив «высочайшее разрешение», напечатали в «Вечерней Уфе» очень краткое изложение произошедшего с просьбой откликнуться, если кто что-то знает. Народ безмолвствовал.

Как рассказывал друг и по совместительству мой двоюродный брат Серёга Разорёнов, в Уфе доходило даже до интересных экспериментов…

Органы дознания выявляли в студенческой среде и среди учащихся тех, кто ходит в кроссовках «Адидас», и выясняли, откуда они у них. А если они стояли в очереди в тот раз в ЦУМе, то кто ещё тогда стоял рядом в очереди и не могли бы они их описать.

Вот тогда в Башкирии вовсю заработало народное творчество, популяризирующее иностранные кроссовки.

Как возникают поговорки? Быль времен дефицита

Одним из лучших «приколов» было публично задать растерявшемуся оппоненту вопрос, типа:

— А ты почему сегодня в кроссовках? Шифруешься?

Или наоборот:

— Ты почему сегодня без кроссовок? Боишься?

И прочее…

А знаменитое «Тот, кто носит „Адидас“, завтра Родину продаст!» появилось немного позже, уже, похоже, спущенным сверху, в отместку. Ведь тот, кому досталась та драгоценная сине-голубая коробка с деньгами, так и не объявился…

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *