Как в старой России «обновляли» памятники старины?

16.08.2019

Всем известно, как много памятников культурного наследия было уничтожено после Октябрьской революции. Можно прямо сейчас набрать в поисковике что-нибудь типа «уничтоженные памятники архитектуры» — и получить целые списки объектов, уничтоженных «в Совдепии»: от памятников российским правителям до снесенных церквей.

Как в старой России «обновляли» памятники старины?

Здание Земского приказа на Красной площади — слева, было было снесено в 1874 г. для постройки здания Исторического музея

Последние вспоминают особенно часто, когда хотят помянуть недобрым словом советскую власть.

Первым делом, разумеется, говорят о Храме Христа Спасителя. Да, это было. Сносили. И избавляясь от наследия старого режима, и расчищая место для строительства нового. Правда, те, кто об этом вспоминает, не рассказывают, что это не нововведение большевиков. А скорее российская традиция, большевиками продолженная.

Посмотрим?

Как в старой России «обновляли» памятники старины?

Общий вид Борисова городка

Начнем с «Борисова городка» — крепости 1600 года в нынешнем Можайском районе. Укрепление примечательное: крепость на южных рубежах, и одновременно — царская резиденция. С еще более ранней шатровой 75-метровой Борисоглебской церковью — одно время самой высокой на Руси.

Остатки крепости и церковь разобраны в 193… простите, в 1830 году. За почти сто лет до советской власти.

Как в старой России «обновляли» памятники старины?

Советская артиллерия ведёт бой за Можайск, на заднем плане Никольский собор

Кстати, о Можайске! В 1802 году снесли белокаменный Можайский кремль. Зачем? Обветшал. И… понадобился материал для строительства нового собора.

Что еще? Например, Храм Николы Гостунского в Московском Кремле, начала XVI века. Снесен в первой половине XIX века, место понадобилось под плац. Небольшую церковь снесли втихую — по рассказам, ночью, чтобы не провоцировать возмущения москвичей.

Как в старой России «обновляли» памятники старины?

Храм Николы Гостунского на графике конца ХVIII — начала ХIХ века. Ф. Я. Алексеев, «Панорама Ивановской площади»

В 1930 году во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре разбирают домонгольский Собор Рождества Богородицы. Здание храма мешает сотрудникам размещенного на территории монастыря ОГПУ, материал идет на строительство школы.

Если кто-то думает, что имело место самоуправство силовиков, он ошибается. Начальник ОГПУ официально ходатайствует о сносе церкви, признанной «не имеющей музейной ценности». Начальник ОГПУ не понимает ценности древнего храма? Возможно. Только храм — не древний, это копия 1860-х, отстроенная взамен разобранного древнего здания. Это варварство гордо именуется «научной реставрацией»…

Как в старой России «обновляли» памятники старины?

Дмитриевский собор города Владимира

Чуть раньше, в конце 1830-х, во Владимире «отреставрирован» Дмитриевский собор 1197 года. К счастью, в ходе реставрации православный храм «всего лишь» лишился галерей…

Говоря о владимирских храмах, нельзя не упомянуть и храм Покрова на Нерли. Во второй половине XVIII века Россия едва его не лишилась, когда настоятелю Боголюбовского монастыря понадобился камень для строительства. Не сложилось, не хватило денег на найм рабочих.

Зато в конце XIX века храм решили «поновить». Сделали красивенько, по ходу сбив фрески XII века. Кому это старье нужно?

Как в старой России «обновляли» памятники старины?

Церковь Покрова на Нерли

Еще примеры?

Летняя церковь Георгия Победоносца в Вологде XVII века. Разобрана в 1936-м, основание:

«…религиозные общины совершенно не производили никакого ремонта и очень плохо отапливали, что грозит разрушению зданий, а также общины по количеству в них членов незначительны и могут безболезненно перейти в другие поблизости храмы».

Так ли было? Сейчас уже неизвестно. Зато известно, что старинные росписи уничтожены при «поновлении» в середине XIX века. А в начале XX-го переписана часть старинного же иконостаса. Переписана…

Как в старой России «обновляли» памятники старины?

Теплая и холодная (летняя) церкви в Вологде на фото ок. 1907 г.

Прав был Теофиль Готье, утверждая, что русские — «самые великие маляры в мире»!

Кстати, это часть той же традиции «поновлять»: иконы, здания — не важно. Новое смотрится лучше. Серьезные подвижки в переосмыслении этого начались лишь в петровское время, но, как видим, прежние взгляды сохранились и к XX веку.

И не только «в народе», но и среди образованной части населения. Рождественский собор во Владимире снес Николай Андреевич Артлебен — архитектор и академик.

Наконец, немало «улучшили» в Московском Кремле. Снесли дворец Годунова, Сретенский собор XVI века, Гербовую башню. При первых Романовых вначале одели, прикрыв обнаженную натуру, а затем убрали со Спасской башни украшавшие ее статуи.

Как в старой России «обновляли» памятники старины?

Гербовая башня, рисунок начала XIX века

Впрочем, все это мелочи в сравнении со сносом южной стены Кремля вместе с тремя башнями. При Екатерине Великой там планировали — и начали — строить дворец. Руководивший проектом Баженов предполагал значительно больший масштаб строительства и, соответственно, сноса старых строений… После, конечно, восстановили, но между оригиналом и копией есть некоторая разница.

Наконец, главный храм России, Храм Христа Спасителя. Все помнят, что на этом месте после сноса первого храма построили бассейн. А многие ли помнят, что, расчищая место для первого Храма Христа, снесли Алексеевский монастырь XVII века? Неужели в тогдашней Москве больше не нашлось места?

Как в старой России «обновляли» памятники старины?

Храм во имя Христа Спасителя по проекту Витберга, 1817 г.

Я не пытаюсь обелить советское руководство, сносившее старинные строения, среди которых были и те, что стоило бы сохранить. Просто реальность всегда сложнее схем. И большевики здесь «всего лишь» продолжают старую российскую традицию.

А ведь продолжали и другие традиции!

Как в старой России «обновляли» памятники старины?

Владимирский Успенский собор

Я намеренно не касаюсь реставрации московских памятников старины. Привести в порядок столицу — вроде бы естественно. Но большевики в самое трудное для нового государства время находят средства на реставрацию объектов культурного наследия вдалеке от столицы. В том числе — религиозных памятников.

А сносы старинных зданий были. И не всегда по идеологическим, а куда чаще по градостроительным соображениям. И вот это — давняя российская традиция, при советской власти лишь продолженная.

И утверждая что-то, а тем более обвиняя, давайте помнить, что у всего есть как минимум две стороны. А еще большевики, как известно, — и это тоже часто ставят им в упрек — распродавали культурное и историческое наследие. Что ж, разговор об этом отдельный…

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *