Что такое фонетическая ритмика?

Фонетическая ритмика была разработана для развития произношения у слабослышащих детей. В настоящее время этой техникой широко пользуются логопеды, работающие с детьми, не имеющими отклонения слуха.

Что такое фонетическая ритмика?

Эта технология позволяет активно развивать речевые навыки: правильное дыхание, силу голоса, темп речи и другие. Во время данных логопедических упражнений дети легко запоминают звуки, а значит, создается база для знакомства с буквами. Занятия проводят в игровой форме, это стимулирует интерес ребенка. Дети, испытывающие трудности с произношением обычно напряжены, ритмика помогает им расслабиться, а значит, снять излишнее напряжение с голосового аппарата. Этот метод очень эффективен даже при работе с неговорящими детьми, с детьми, страдающими дислалией, с нарушением фонематического слуха.

  • Суть метода заключается в том, что произнесение или восприятие звуков сочетаются с двигательной активностью.

Работа над звуками идет следующим образом…

Занятия напоминают обычную гимнастику, сочетающуюся с произнесением звуков. Ребенок встает в исходное положение (И.п.), потом производит некие движения, сопровождая их определенным звуком.

Различают три вида исходного положения:

Основное. Используется для всех звуков, исключая И, К, Л, Р.
Для звуков И, К, Л. Для звука Р.

  • Стоя, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены.
  • Стоя, ноги вместе, руки согнуты на уровне плеч, локти подняты.
  • Стоя, руки вытянуты вперед на уровне груди.

Гласные звуки

Звук А

И. п. 1. Вдох, руки вверх, в стороны, одновременно протяжное произнесение А-А-А.

Звук О

И. п. 1. Вдох, разведение с напряжением рук в стороны. Одновременно протяжное произнесение О-О-О.

Звук У

И. п. 1. Вдох, движение с силой рук вперед, перед собой, с одновременным произнесением У-У-У.

Звук Ы

И. п. 1. На выдохе резко выбросить правую, затем левую руки вперед, в стороны, с одновременным произнесением «ты».

Звук Э

И. п. 1. Вдох, руки вперед, в стороны. Произносим долгое Э-Э-Э.

Звук И

И. п. 2. Вдох, долго, медленно поднимаем руки вверх, произнося И-И-И.

Согласные звуки, движения

П. Выбрасывание с силой руки поочередно в стороны. Одновременное произнесение ПА.

Т. Резкие движения руками вниз с произнесением ТА.

К. Резко прижимаем локти к туловищу и произносим КА.

Б, Д. Наклон вперед, опускаем руки, расслабляемся и произносим БА или ДА.

Г. Запрокидываем голову назад и произносим ГА.

С. Поднимаем руки ко рту и опускаем их вниз, произнося С-С-С.

Ш. Поднимаем руки вверх, качаемся, слегка отклоняя корпус в стороны, и произносим Ш-Ш-Ш.

Ф. Подносим ко рту сжатые кулаки. Резко разжимаем руки и произносим Ф-Ф-Ф.

Х. Опускаем ладони на диафрагму, слегка наклоняем корпус вперед и медленно произносим: Х-Х-Х-а.

З. Делаем кистями круги в воздухе и произносим З-З-З.

Ж. Руки двигаются словно волна. Произносим Ж-Ж-Ж.

В. Подносим раскрытые ладони ко рту, потом медленно отодвигаем в стороны поочередно. Произносим В-В-В.

Ц. Подносим ко рту ладонь, собранную в щепоть. Резко выпрямляем пальцы. Произносим Ц-Ц-С-С.

Ч. Резкий поворот кистей то правой, то левой рукой от себя с одновременным произнесением Ч. Произносим сильно, кратко.

М, Н. Зажимаем крылья носа ладонями, потом медленно отводим руки в стороны и произносим М-М-М или Н-Н-Н.

Л. Вращаем руки перед собой с одновременным произнесением Л-Л-Л.

Р. Имитируем вибрацию всем телом, произнося Р-Р-Р. Длительное произнесение звука.

Не стоит выполнять сразу весь комплекс этих полезных упражнений. На одном занятии отрабатываем один или несколько звуков, а затем переходим к играм, стимулирующим речевое дыхание, темп, выразительность речи.

Произнеси А, как:

  • плачущий ребенок;
  • поющая девочка;
  • испугавшийся малыш;
  • когда просишь повторить, ты не услышал;
  • когда тебе стало ясно.

Игра «Тихо-громко».

Игра на формирование силы голоса.

Игры-имитации.

Пианино. Ударяем по столу, подражая игре на пианино. «Играем» тихо и медленно. А-А-А. А теперь громко и быстро: А-А-А. Высокие ноты произносим с повышением голоса, низкие — с понижением.

Стук в дверь. Сначала тихо и редко, потом громче и чаще, приговаривая: так-так-так.

Упражнения на дыхание

Вдыхаем через нос и произносим медленно на выдохе: С-Ш; Ш-С; С-Ш.

Тренируем удлиненный выдох. Произносим слоги с одной гласной и разными согласными:

  • ма;
  • ма — мо;
  • ма — мо — му
  • ма — мо — му — ми.

Для этой же цели считаем от 1 до 10, числа произносят на одном выдохе:

  • 1, 2, 3…
  • 1, 2, 3, 4…
  • 1, 2, 3, 4, 5…

Проговаривание текста с движениями

Движения имитируют бросок мяча после каждой фразы:

Сказала тетя:

— Фи, футбол!

Сказала мама:

— Фу, футбол!

Сестра сказала:

— Ну, футбол!

А я ответил:

— Во! Футбол!

Метод фонетической ритмики помогает справиться с речевыми нарушениями детей дошкольного возраста. В легкой, занимательной форме ребенок научится различать фонемы, распознавать и воспроизводить структуру речи, интонацию, приобретет необходимые навыки для дальнейшего обучения чтению и письму.



Сохрани статью себе в соцсеть!





Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *