Что такое анализ текста? Как делать комплексный анализ текста по литературе — анализ текста по литературе как делать
21.06.2020Комплексный анализ текста требует определённой подготовки и знаний, на которых мы подробнее остановимся в следующем подзаголовке.
Что такое анализ текста? Как делать комплексный анализ текста по литературе?
Мы имеем дело с текстом, если предложения объединены единой темой и связаны друг с другом грамматически и по содержанию. Композиционное единство и относительная завершённость позволяют дать общий заголовок и выделить смысловые части. На уроках литературы требуется комплексный анализ текста, составлению которого и посвящена предлагаемая статья. В качестве примера будет рассмотрена притча «Об уставшем путнике».
Понятие
Целью анализа является развитие способностей осознания идейно-эстетической ценности произведений и объяснения истоков их выразительности. Благодаря им учащиеся смогут писать сочинения-размышления и иные тексты, пополняя словарный запас и пользуясь различными стилями речи. Что же такое анализ текста, как делать его правильно?
М. Гаспаров выделяет три уровня, которые необходимо освоить в исследовании произведения:
- Идейно-образный (впечатления и эмоции, авторские идеи и мотивы написания, основные персонажи и отношение к ним сочинителя).
- Стилистический (анализ синтаксиса и лексики).
- Фонический (строфика, ритмика, метрика), применяемый для лирических произведений.
Комплексный анализ текста требует определённой подготовки и знаний, на которых мы подробнее остановимся в следующем подзаголовке.
Алгоритм действий
Чаще всего литература имеет дело с художественными произведениями – мельчайшими единицами литературного творчества, где сказанное автором слово о его понимании жизни преломляется через восприятие читателя. Анализ художественного текста требует следующих действий:
- внимательного прочтения с выделением отдельных частей (глав, подзаголовков, абзацев);
- размышления над заглавием, несущим основную идею сочинения;
- составления плана текста;
- изучения лексики и выяснения значения незнакомых слов по словарю;
- сбора информации об авторе и его мировоззрении, исторической эпохе и особенностях создания произведения;
- знания теории литературы, раскрывающей, что такое жанр, композиция, хронотроп;
- владения навыками выделения художественных средств выразительности (эпитетов, метафор, гипербол).
План анализа
Для того чтобы рассмотреть произведение в единстве формы и содержания, план должен включать литературоведческий и лингвистический аспекты. Его схема должна предварять анализ текста. Как делать исследование художественного произведения? Предлагается следующий вариант плана:
- Тема, основная проблема и смысл заглавия.
- Авторская позиция.
- Микротемы.
- Части текста и средства связи между ними.
- Речь, стиль, жанр произведения.
- Используемые средства выразительности, их роль.
- Композиция текста.
- Читательское отношение к проблеме произведения, эмоциональное восприятие.
Содержание притчи
Анализ текста, пример которого будет рассмотрен в статье, основан на содержании литературного произведения. Небольшая притча «Об усталом путнике» повествует о группе людей, поднимающихся в гору. Все шли весело и легко, и лишь один отставал от остальных и жаловался на усталость. Сначала ему мешала тяжёлая поклажа, и друзья решили освободить его от ноши. Через некоторое время путник снова стал задерживать идущих и брюзжать, что у него болят ноги. Товарищи решили нести приятеля на руках, но услышали стоны о том, что он устаёт и тогда, когда его несут. Путника бережно опустили на землю, но недовольный вновь поведал о том, как ему тяжело лежать.
Господь услышал стоны и послал молодому человеку вечный покой. Смерть от лени испугала спутников, посчитавших такой конец жизни презренным. Для них умереть с честью – это умереть от работы, поднимая свою душу в Гору Жизни.
Анализ текста: как делать его на примере конкретного произведения
Тема притчи – это отношение к жизни как к деянию и постоянному труду, что и составляет суть человеческой жизни. Автора интересует проблема соотношения человека и общества, жизни и смерти, труда и бездействия. Его вывод: только труд ведёт личность к самосовершенствованию и душевной красоте. А значит, и к Богу.
В тексте выделяются четыре строфы, разворачивающие микротемы: уставший человек и путники, люди и Бог, моральный аспект, авторское заключение. Первые две строфы связаны цепной, а последующие – параллельной связью. Это помогает отразить последовательность и логичность событий и формирования авторской мысли.
Анализ текста, пример которого рассматривается в статье, позволяет определить произведение как притчу – рассказ, содержащий поучение. Это малая форма эпического произведения, в котором присутствует дидактическая идея. Действие не привязано к конкретному месту, но оно могло произойти в любую эпоху и в любом месте.
Стиль произведения – художественный. Разговорная речь переплетается с книжной, торжественной лексикой.
Завершение анализа
Автор использует следующие средства выразительности:
- Богатый синонимический ряд для центрального персонажа, что делает его образ более объёмным (уставший – один – путник – недовольный – горе-путник – утомлённый дорогой).
- Повторы слов, помогающие подчеркнуть надоедливость главного героя.
- Парные антонимы, превращающие произведение в сплошную антитезу: все – один, весело – брюзжа, труд – лень, жизнь – смерть.
- Разнообразие лексики: от пафосных слов (презрен, прах) до отрицательно-оценочных (брюзжал), позволяющее передать иронию автора по отношению к путнику.
Производя анализ текста, как делать переход к композиции? Сначала следует определить, как развивается сюжет. В данном примере – линейно. Есть завязка – отставание уставшего путника и его диалог с товарищами. Кульминацией становится реплика, обращённая к Богу, что и «лежать он тоже устал». Развязка – это обретение вечного покоя.
Система образов выстроена в форме треугольника: путники – уставший – Бог. Всевышний не находится в состоянии взаимодействия с персонажами, он – над ними, выполняя, по сути, мечту страждущих.
Используемые фразеологизмы и заключительные размышления автора об уходе из жизни уставшего путника способствуют тому, что вместо негативного отношения к герою читатель испытывает сочувствие. Так неразумно и нелепо распорядился тот своей жизнью. Бог остаётся с теми, кто продолжает своё нелегкое восхождение на Гору Жизни.
Анализ текста по литературе не может обойтись без личного отношения к прочитанному, ибо любое художественное произведение призвано воздействовать на эмоции человека.
Источник: http://www.syl.ru/article/283443/new_chto-takoe-analiz-teksta-kak-delat-kompleksnyiy-analiz-teksta-po-literature
как делать анализ текста?
1. Прочитать текст. Сформулировать первое впечатление.
2. Определить жанр.
3. Определить смысл заглавия, тему произведения.
4. Определить тип (типы) речи ( описание, повествование, рассуждение)
5. Охарактеризовать хронотоп текста (пространство и время) , особенности его выражения.
6. Охарактеризовать основные образы текста, их конфликт.
7. Проанализировать средства создания образов:
— художественная деталь
— лексические средства
— тропы и их функция
— морфологические средства
8. Выявить проблематику, идейное содержание произведения
9. Провести мотивный анализ текста
Другие вопросы из категории
1. почти даром
2. поворот направо
3. говорить тихо
4. очень настойчиво.
Читайте также
часток работы. 2) Что и как делает каждый ученик. 3) Благодарность директора школы. помогите пожалуйста
трогательные стихи книги и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени. Левитан,так же как и Пушкин,и Тютчев, и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.
Осень снимала с лесов полей со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись р.ким золотым пурпуром и серебром. Воздух был чище, холоднее и дали были гораздо грубже, чем летом.
Левитан оставил около ста осенних картин. ННа них знакомые с детства вещи: маленькие реки,кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы; небо,похожее на тонкий лед; косматые дожди по лесным порубкам. Во всех пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, осенних листьев, тихого чудесного перед холодом, предзимнего солнца.
Задания:
1.Докажите что это текст.
2.Тема текста.
3.Основная мысль текста.
4.Стиль текста.
5.Тип текста.
6.Выпишите из текста 3-4 слова , в которых все согласные — звонкие. Сделайте фонетическую транскипцию этих слов.
7.Объясните как вы понимаете выражение Рощи делались сквозными.
8.Выпишите из текста:
Эпитеты:
Метафоры:
9.Определите лексическое значение слова пейзаж.
ласгого зовёт сколько ее лет какие у него глаза какие волосы что она умеет делать кем она была что она любит делать сочините текст с 25 предложением пожалуйста я вас прошу если я завтра не принесу то получу двойку пожалуйста умоляю вас помогите сочините пожалуйста
трогательные стихи книги и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени. Левитан,так же как и Пушкин,и Тютчев, и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.
Осень снимала с лесов полей со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись р.ким золотым пурпуром и серебром. Воздух был чище, холоднее и дали были гораздо грубже, чем летом.
Левитан оставил около ста осенних картин. ННа них знакомые с детства вещи: маленькие реки,кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы; небо,похожее на тонкий лед; косматые дожди по лесным порубкам. Во всех пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, осенних листьев, тихого чудесного перед холодом, предзимнего солнца.
Задания:
1.Докажите что это текст.
2.Тема текста.
3.Основная мысль текста.
4.Стиль текста.
5.Тип текста.
6.Выпишите из текста 3-4 слова , в которых все согласные — звонкие. Сделайте фонетическую транскипцию этих слов.
7.Объясните как вы понимаете выражение Рощи делались сквозными.
8.Выпишите из текста:
Эпитеты:
Метафоры:
9.Определите лексическое значение слова пейзаж.
Источник: http://literatura.neznaka.ru/answer/2546445_kak-delat-analiz-teksta/
Как делать анализ текста — алгоритмы и примеры разбора
Обзор по литературе
Анализ текста — это краткий пересказ, разбор содержания какого-либо произведения. Можно анализировать стихи, рассказы, поэмы и так далее. Это учит осмысленному чтению. Именно поэтому педагоги дают ученикам такое задание. Анализ простых произведений помогает без проблем понимать более сложные труды. Кроме того, это развивает творческие способности ученика, мышление, речь. Анализ помогает понять смысл произведения, выделить мораль и главную мысль автора.
Как сделать анализ текста по литературе:
- Нужно перечитать труд автора (с чувством, выражением, паузами, сменой интонаций).
- Необходимо вспомнить все, что известно об авторе, или узнать о его биографии, интересах из дополнительной литературы.
- Нужно определить стиль, которым написано произведение. Их всего пять: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.
- После этого нужно определить тип речи. Их всего три: описание, повествование, рассуждение.
- Необходимо обозначить жанр произведения. Примеры: пьеса, рассказ, баллада, былина, очерк, эссе и так далее.
- Затем нужно определить главную тему произведения.
- Написать заголовок или подумать над заголовком. Почему автор выбрал именно этот вариант?
- Составить план работы, разделив его на смысловые части.
- Обозначить способы связи частей, обратить особое внимание на лексические и синтаксические средства.
- Определить связь, соотношение начала и конца работы.
- Определить основные литературные приемы, на которых построен текст. Пример: преувеличение, противопоставление, быстрая смена действий и так далее.
- Выделить и описать основные образы, в том числе образ автора.
- Изучить фонетику текста. Что и для чего использует писатель? Пример: повторение согласных или гласных.
- Изучить морфологический состав текста. Какие части речи и для чего использует автор?
- Изучить синтаксис. Почему автор использовал именно эти формы и для чего?
- Обозначить главную идею текста. Что хотел сказать автор?
- Выразить личное впечатление от прочитанного, свои ощущения, эмоции, состояния.
Отдельное внимание нужно уделить лексическому анализу текста. Необходимо подумать, все ли слова понятны. Если нет, то следует обратиться к словарям.
На что еще обратить внимание при анализе лексики текста:
- ключевые слова в каждой смысловой части;
- опорные синонимы и антонимы;
- неоднозначные слова и слова с переносным значением;
- использование архаизмов, историзмов, неологизмов;
- просторечные выражения и возвышенный слог;
- эмоциональные и оценочные высказывания;
- фразеологизмы.
Важно отдельно проанализировать средства художественной выразительности. В каждом пункте нужно ответить на вопрос: «Зачем, для чего автор использовал именно это слово?».
Универсальный план
Встречаются разные вариации плана. Некоторые учреждения допускают вольное изложение и относят это задание к творческим.
Сокращенный вариант плана для анализа:
- Род произведения: эпос, лирика или драма.
- Жанр.
- Несколько характеристик-особенностей жанра. Например: приключенческий роман.
- Что вдохновило автора на создание сюжета. Из личной жизни, из прошлого, по мотивам работ других писателей и так далее.
- Главная тема произведения. Тема — это то, что описано в произведении.
- Главная идея произведения. Идея — смысл, что хотел сказать автор.
- Главное противоречие и его особенности (если есть).
- Композиция.
Если подробно заполнить каждый пункт, то получится развернутый портрет работы автора.
Комплексный анализ предполагает разбор текста по трем уровням: идеи и образы, стилистика текста, фонетика текста (для лирических произведений).
Как делается анализ текста:
- Чтение текста и разделение его на части.
- Обзор заголовка (тема, идея, смысл, проблема).
- Поиск и разбор позиции автора.
- Поиск и разбор микротем.
- Разработка плана текста.
- Разбор лексики, поиски определений незнакомых слов.
- Изучение информации об авторе (в какую эпоху жил, чем интересовался, в каких условиях писал произведение).
- Описания жанра и композиции.
- Разбор художественных средств выразительности.
- Отношение и впечатление читателя.
При разборе важно обратить внимание на систему образов, их связь друг с другом и на особенности развития сюжета. Определить принцип развития, завязку, основную часть, кульминацию и развязку.
Разбор прозы и поэзии
Анализ стихов и прозы несколько отличается. В первом случае больше внимания уделяется сюжету, во втором — действующим лицам.
План для разбора стихов:
- Автор, название, история написания. Если есть информация о том, кому посвящено произведение, то указать и это.
- Жанр и литературное направление. Доказать на примерах.
- Главная идея и тема.
- Размер и используемые рифмы (тип).
- Какие тропы использовал автор.
- Фонетика стихотворения.
- Специфика лексики.
- Описание главного лирического героя.
- Какие эмоции, чувства, настроения автор хотел передать читателю.
- Личное отношение к произведению.
План для разбора прозы:
- Автор, название, условия и история создания.
- Направление и жанр.
- Главная идея и тема.
- Действующие персонажи. Краткая характеристика на каждого.
- Описание сюжета (композиция, линия).
- Отношение автора к тому и тем, кого он описывает.
- Анализ речи, которой написано произведение (строение предложений, приемы).
- Описание личного отношения читателя к произведению.
В зависимости от требований учебного заведения план анализа может отличаться. Рекомендуется заранее обговорить с педагогом, какой план можно и нужно использовать.
Источник: http://nauka.club/pomoshch-studentu/analiz-teksta.html
Анализ целостности текста через интернет
Одним из популярных заданий для олимпиад, экзаменов и конкурсов по литературе является целостный анализ текста. Эта работа помогает экзаменаторами (проверяющим) качественно оценить аналитические способности ученика, а также его умения использовать литературную терминологию или другие языковые приемы.
В некоторых заданиях приведен перечень из вопросов к тексту, последовательные ответы на которые помогут сформировать полноценный анализ. Однако за автором остается право следовать своему собственному плану.
Главное правило того, как делать целостный анализ текста, – в результате должно получить самостоятельное, связанное эссе, которое будет проявлять знание ученика о произведение, умения владеть литературными и языковыми инструментами, а также способность глубоко анализировать персонажей и проблематику происходящих событий.
Из чего состоит целостный анализ текста
Существуют различные шаблоны, следуя которым можно создать эффективный целостный анализ текста. Наиболее популярной его формой является следующий алгоритм:
- Определить тему и главную идею произведения.
- Обозначить литературные связи между сюжетной линией и композицией.
- Проанализировать организацию текста или характер главного героя, системы персонажей и описания происходящих событий.
- Предоставить собственное мнение о том, как автор произведения видит и относится к сюжету и героям, которые в нем задействованы.
- Привести примеры и проанализировать выразительные литературные приемы и инструменты, функционирующие в рамках одного или нескольких отрывков.
- Обозначить особенности литературного стиля и жанра анализируемого текста.
Важно! Этот же алгоритм можно применять для составления отзыва о произведении, также в форме целостного анализа. Однако для этого в общую структуру нужно будет добавить:
- эмоциональное отношение читателя к тексту, несущее оценочный характер;
- самостоятельную оценку характеру, поведению героев и происходящим событиям, которая будет подтверждена конкретными примерами из текста;
- выводы и их литературное обоснование.
В отличие от экзаменационного целостного анализа текста, отзыв имеет больший эмоциональный окрас и делает упор, скорее, на эмоциональный отклик читателя, нежели на разнообразие литературных инструментов.
Особенности анализа прозаического произведения
Для написания прозаического произведения в большинстве своем авторы берут за основу определенные исторические события. Именно этот конкретный исторический контекст отыгрывает важную роль на всем литературном анализе текста, поэтому особое внимание следует обращать на:
- какие были литературные направления в период написания этого произведения;
- какую историческую и художественную ценность представляет текст для современников и на текущий момент;
- история создания произведения;
- как критики отнеслись к этому тексту;
- как можно оценить литературное значение, стиль, манеру написания и другие аспекты современному читателю.
После этого информационно-аналитического блока можно приступать к разбору идейно-художественного единства, содержания и формы.
Концептуальная часть анализа
Концептуальная часть анализа рассматривает основные идейные аспекты произведения:
- тему;
- проблематику;
- идею;
- пафос.
Тема – главная проблема или событие, которое автор рассматривает на протяжении всего повествования. Чаще всего это именно те вопросы или события из реальной жизни самого писателя, его окружения или исторической личности. Каждая ситуация или явление сама по себе является отдельной темой, а вот их совокупность формирует общую тематику.
Проблема – политический, социальный или психологический аспект, который наиболее интересует автора произведения. Нередко для написания прозаических сюжетов за основу берут одну острую и глобальную проблему, которая провоцирует множество других. Ярким примером могут стать тексты, затрагивающие крепостное право, социальную несправедливость или дискриминации. Совокупность проблем, связанных между собой одним сюжетом, называется проблематикой.
Идея – основная мысль, которую автор пытался донести своим читателям. Нередко она принимает форму итогового решения проблемы или указания верного пути, которому нужно следовать. За идеей может стоять мораль или завуалированный предмет проблемы.
Пафос – оценочное суждение самого писателя, которое ориентируется на эмоционально-психологический аспект. Оно является прямым свидетельством отношения писателя к происходящим событиям.
Как организовывается в одно целое художественный текст
То, что объединяет различные части произведения в одну целую форму, называется композицией.
- сюжета – последовательности основных событий или проблем;
- конфликт – основной триггер повествования, основанный на столкновении интересов или противоречий персонажей текста;
- пролог – приветственное вступление к тексту, которое затрагивает прошлые события, создавая интригу или давая намеки на развитие событий в тексте;
- экспозиция – литературное изображение ситуаций и состояний для введения читателя в курс дела;
- завязка – начало развития сюжета, которое реализуется в форме события или конфликта;
- развитие действия – упорядоченная совокупность или последовательность действий, из которых состоит сюжет повести;
- кульминация – момент, когда происходящее доходит до определенной «точки кипения», события, провоцирующие максимальное волнение или сопереживание;
- развязка – окончательное решение рассматриваемого в произведении конфликта, что по совместительству является заключительным событием развития действия;
- эпилог – заключительная часть произведения, в котором автор рассказывает о судьбе или дальнейшем происходящем с главными персонажами произведения.
Целостный анализ – общепринятая форма связанного аналитического изображения понимания и отношения читателя к произведению. Она имеет свободный стиль изложения, но для соблюдения классической структуры можно воспользоваться популярным алгоритмом, приведенным в этой статье.
Источник: http://vacenko.ru/analiz-celostnosti-teksta-cherez-internet/
Как делать анализ текста?
Как делать анализ текста?
В категории Гуманитарные науки Спросил Puregrove
1 Ответ 4029 Просмотров 1 месяц назад
- Рассказать друзьям
- Добавить в избранное
- Поделиться
Для добавления вопроса на сайт, блог или форум просто скопируйте и вставьте в html код:
Анализ текста представляет собой изучение литературного произведения с позиции его смысла, структуры, формы и др.
Чтобы делать анализ текста нужно обратить внимание на определенные моменты.
-
Род литературы. Для анализа текста не достаточно написать, что произведение является «драмой» – необходимо аргументировать это утверждение.
2. Основная мысль и тема текста. Тема – о чем в произведении говорится. Основная мысль – авторское видение темы, позиция автора произведения. Основная мысль всегда хорошо прослеживается в тексте, но порой может и читаться «между строк»
3. Жанр. Чтобы определить жанр нужно руководствоваться собственным «читательским» опытом, а также знаниями основных черт жанров.
4. Особенности строения текста. Не стоит в каждой красной строке искать подвох: нужно обратить внимание на некоторые «странности» – к примеру, по смыслу один абзац разбит автором на 2 или 3 абзаца. Нужно попробовать понять, почему так поступил автор. Обычно, выделенная в абзац одна строка призвана обратить внимание читателя: в ней чаще всего скрыта существенная для раскрытия позиции автора информация. Нужно так же обратить внимание на начало и окончание каждого абзаца. В том случае, если абзацы заканчиваются или начинаются одним и тем же словом, фразой, то это неслучайно. Нужно постараться понять, почему
Чтобы делать анализ текста в стихотворной форме, нужно обращать внимание на разбиение произведения на строфы, стихотворный размер, ритмику произведения.
Источник: http://qalib.ru/a/kak-delat-analiz-teksta
- Как изготовить в Ворде список по алфавиту: советы - как в ворде литературу сделать по алфавиту
- Виды вступлений к сочинению; Студопедия - как написать вступление к сочинению по литературе
- Как писать итоговое сочинение 2019-2020 по литературе - итоговое сочинение по литературе как писать
- Драма как род литературы - драма как род литературы
- ЕГЭ 2017, Литература, Алгоритм написания сочинения, Михайлова Е - как писать сочинение по литературе егэ 2017 шаблон 17 задание
- Тема войны в современной литературе (по поэме А - народность как связь литературы с народом в поэме василий теркин
- Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) на тему: Как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе | Социальная сеть работников образования - как писать вступление к итоговому сочинению по литературе примеры
- Как быстро выучить стих за 5 минут: правила, секреты, подсказки - как выучить стих за 5 минут по литературе 5
- Христианские традиции в древнерусской литературе - Роль христианства в развитии русской культуры - Материалы - World Culture - как вы думаете сохранились ли традиции древнерусской литературы
- Детская литература и ее специфика - детская литература как учебный предмет
Добавить комментарий