Нужно ли думать своей головой? Некоторые признаки наличия человеческой глупости

06.03.2018

Подозревать наличие глупости, в той или иной форме и объеме, должен в себе каждый человек. Тем более, человек думающий.

Нужно ли думать своей головой? Некоторые признаки наличия человеческой глупости

Франс Вербеек, «Торговля дураками, или Осмеяние людской глупости», XVI век

Некоторые признаки вездесущей и всепроникающей глупости выглядят следующим образом…

Признак 1: слепая вера

Большинство людей во что-то верит. Не знает, не видело собственными глазами, не доказало себе и другим и не убедилось, но именно верит. Например, верит в Бога или его подобие. Христа, Аллаха, Будду… Исповедует православие, католицизм, протестантизм, суннизм, шиизм, иудаизм, индуизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм, язычество…

С одной стороны — верит, с другой — уверено. Уверено в том, что его вера — научный факт и даже больше. Как раньше верило и исповедовало атонизм (Древний Египет), ашуризм (Ассирия), митраизм (Персия), ведизм (Индия), фетишизм, тотеизм, религии Древней Греции и Римской империи и т. д. Как сегодня исповедует новые религии вроде саентологии, неоязычества, неоиндуизма, бурханизма и т. д. И при этом еще и считает, что настоящая — именно «его» религия.

Нужно ли думать своей головой? Некоторые признаки наличия человеческой глупости

Виктория Кирдий, «Радуга»

А завтра будет верить еще во что-нибудь, сплавленное из прежних религий с современной позолотой, конечно же, забыв и отринув прежние религии, как это уже было много раз.

Признак 2: отношение к государству

Большинство одновременно любит и ненавидит государство (такая вот почти сексуальная дуальность).

С одной стороны, всячески его ругает и порицает — за низкие зарплаты, коррупцию и воровство чиновников, за «плохого царя», плохое здравоохранение и образование, за воинскую повинность, нечестные выборы…

С другой, всячески его защищает — перед американцами, европейцами, когда они уже отслужили и теперь должны отслужить и другие, гордится национальной, государственной символикой, победами в разных войнах, в спорте и т. п.

Нужно ли думать своей головой? Некоторые признаки наличия человеческой глупости

И к тому же катастрофически не умеет видеть разницу между родиной и государством и властью.

Признак 3: страсть ко всему новому и модному

Большинство завтра купит хоть черта в мешке и назовет его братом, если ему преподнесут, что это модно и круто.

Смартфоны и айфоны, «Маки» и планшеты, айпэды и айподы — одним словом, все модные гаджеты и девайсы.

Бритые налысо головы и отращенные бороды к ним, барбершопы, спа-процедуры и велнесс-салоны.

Нужно ли думать своей головой? Некоторые признаки наличия человеческой глупости

Рисунок Кукрыниксы, стихи Эмиль Кроткий

Аутсорсинги, ниашоринги, стартапы, лофты, коворкинги, краудфандинги, трешеры, вейперы, хипстеры, хайп, лабутены, слипоны, веганы, хейтеры, дауншифтеры и т. д.

Большинство помоложе будет обожать, большинство постарше будет презирать.

Например, подробное изучение своей истории и уверенность в том, что все так и было. Так и было, как написали историки на зарплате у нынешней власти в учебниках истории вчера или пересмотрели-дополнили сегодня. Как показали по телевизору, как напечатали в газетах. Так — как чаще повторяется и из самых популярных уст.

Нужно ли думать своей головой? Некоторые признаки наличия человеческой глупости

В. В. Фомина, «Великое прошлое»

И хотя само большинство не было свидетелем тех исторических событий, оно, большинство, будет свято верить, что именно так и было. А именно — славно, героически, победоносно.

И, например, слова Вольтера, что «история — это ложь, с которой все согласны», а также многократное переписывание истории в свою пользу прямо на глазах этого самого большинства тоже ничему его не учит и ничего не доказывает. Все, что не славно и не победоносно — не его история. Все же, что льстит самолюбию большинства — часто и есть его история.

Признак 5: вера в светлое будущее

Большинство не способно на какой-либо более-менее независимый анализ и выводы из произошедшего, если ему не делаются подсказки.

Тот факт, например, что почти все революции и перевороты заканчивались большими трудностями для народа, а самим героическим революционерам отрезались головы другими революционерами, ничему не учит.

То, что благими намерениями выстлана дорога прямиком в ад и что после революций, переворотов, майданов, свержения тиранов и диктаторов может быть и лучше, но скорее только хуже, не верится.

Большинство всегда тяготится настоящим, будучи уверенным в том, что завтра непременно будет лучше.

Нужно ли думать своей головой? Некоторые признаки наличия человеческой глупости

Джованни Джакометти, «Мечты о будущем», 1916 г.

Признак 6: стереотипное мышление и верность традициям

Большинству очень сложно выйти из рамок стереотипного мышления. Для этого надо сделать значительное мозговое усилие, на которое у большинства, как правило, нет ни времени, ни сил, так как их оно тратит на перманентное добывание цивилизованных благ, в которых видит смысл своего существования.

Например, если в племени тумба-юмба было принято резать головы своим врагам, а потом вывешивать их высушенными у себя у входа в хижину, как свои дикарские медали и ордена, то этой традиции и придерживалось большинство племени и считало ее до конца жизни единственно верной.

Если у нас, например, принято вывешивать блестящие кусочки металла за боевые и трудовые заслуги у себя на груди, то и этой традиции будут следовать до конца жизни те, кого на этом воспитали. И любое инакомыслие здесь — кощунство для большинства. Как кощунством было у дикарей племени тумба-юмба усомниться в нужности своей традиции вывешивать сушеные головы у себя на заборах.

Если не красный — значит, белый, если не интересуют женщины — значит, голубой, если хвалит Запад — значит, не любит Россию, и т. д. Ригидность и стереотипичность мышления, а также так называемые принципы и верность им — другой признак глупости.

Признак 7: стадный инстинкт и общественное мнение

Для большинства право всегда большинство, потому что большинство неправым быть не может априори (отсюда почти у всех нас такое инстинктивное стремление заручиться поддержкой других, оказаться в большинстве). Если большинство черное в буквальном смысле назовет белым, вероятность того, что остальные приверженцы большинства сделают то же самое — 99%. Побеждает тот, кто в большинстве.

Этот принцип общественного мнения действует и на государственном уровне при разного рода голосованиях, на референдумах, выборах, когда у малограмотного и малоразбирающегося плебса якобы интересуются его мнением, аккуратно подталкивая к нужной урне, бюллетеню, кандидатуре…

Нужно ли думать своей головой? Некоторые признаки наличия человеческой глупости

И. К. Айвазовский, «Пастухи со стадом при закате солнца», 1857 г.

Другая популярная глупость большинства, в которой большинство еще не успело разочароваться — это вера в демократию. Якобы демократия, правление народа, большинства обеспечит всем равные права, социальную справедливость и, вообще, счастье на земле. То, что правление непрофессионального и малоподготовленного к такой роли большинства, когда и кухарка сможет управлять государством и когда будет по принципу «взять и поделить», принесет еще большепроблем, чем правление любого монарха, диктатора или тирана, большинству пока невдомек.

Признак 8: общительность и страх перед одиночеством

Большинство, как правило, очень любит общение. Желательно светское, small talk, ни о чем. Корпоративы, вечеринки, светские рауты… Также у большинства популярна мысль, что одиночество — это плохо. Наказание, проклятие, удел несчастных. Тот факт, что именно в одиночестве в голову приходят какие-то мысли, а в толпе эти мысли разлетаются, как испуганная стая ворон, тоже редко посещает головы большинства.

Нужно ли думать своей головой? Некоторые признаки наличия человеческой глупости

Франсиско Гойя, серия «Диспаратес», лист 12: «Веселая глупость», 1819 г.

Признак 9: переоценивание своих сил

Эффект Даннинга-Крюгера гласит, что люди с более низким интеллектом склонны переоценивать свои силы и способности, примерно так же как люди с более развитым интеллектом склонны их недооценивать. Иными словами, «я знаю лишь то, что я ничего не знаю», или глупцы уверены и самоуверенны, а умные люди часто в себе и окружающих сомневаются.

Но для большинства сомнение в своих силах, а также в чем-либо — это явная слабость, а уверенность — это, наоборот, сила. А сила для большинства важнее ума. И здесь, кстати, большинство право. Просто сила и ум примерно настолько же совместимы, насколько слабость и глупость.

Признак 10: наличие убеждений и принципов

Средний человек убежден, что наличие незыблемых принципов — это признак добропорядочного и честного человека. Добропорядочного и честного — может. Но думающего — вряд ли.

Признак 11, 12, 13…

Вера признанным авторитетам, восхищение современными шедеврами музыки и искусства, когда нет нужного образования и понимания их. Вера в сверхъестественное и мистическое с признаками знания. Глубокомысленные рассуждения о политике, экономике, как надо сделать, чтобы стало лучше, и т. д.

Список можно продолжить…

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *