Луч любви. Какая пара была самой эпатажной в русском художественном авангарде? Часть 1. Россия

Его трижды исключали из художественного училища за свободомыслие в искусстве. Её называли амазонкой авангарда. Их отличали невероятная фантазия, ирония и юмор. Вместе они пережили бурную творческую эволюцию. Ими восхищались, на них равнялись, им подражали.

А. А. Моргунов, «Портрет Н. Гончаровой и М. Ларионова»

Жизнь наших героев сопровождалась рядом удивительных совпадений. Оба родились в 1881 году: 3 июня — Михаил Федорович Ларионов, 4 июня — Наталия Сергеевна Гончарова. По этому поводу они часто шутили, будто появились на свет в один день. Его дед был городским головой Архангельска, а отец военным врачом Тираспольской крепости. Она — из знаменитого дворянского рода. Оба поступили в Московское художественное училище.

Любовь и искусство

В 18 лет между молодыми людьми вспыхнули романтические чувства.

«Он — блондин высокого роста, хорошо сложен, глаза его, как голубой огонь. Казалось, что этот человек имеет особый отблеск свободы и веселья по сравнению с обычными людьми» (С. Романович. «Каким его сохранила память»).

«Она — стройная, без жеманства, и все — всерьез. Никаких прикрас: ни косметикой, ни в одежде. Красивой не назовешь, но… Одета — без моды, очень просто и складно, как может себе позволить женщина хорошо сложенная. В ней, как в иконах, — строгость» (В. Ходасевич. «Портреты словами»).

Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Москва, 1913 г.

Согласитесь, любящие люди способны изменять судьбы друг друга. Так Ларионов обратил внимание Натальи Гончаровой на ее способности к живописи, из-за чего они серьезно поссорились, ведь девушка мечтала стать скульптором. Когда он вернулся, то был изумлен прекрасными рисунками, появившимися в доме, автором которых была Наталия.

Н. С. Гончарова, «Пьеро и Коломбина (Автопортрет с М. Ларионовым)», 1906 г.

«Мы очень разные, и он меня видит из меня, не из себя. Как я — его» (М. Цветаева. «Наталья Гончарова»).

Единомышленники

Представьте себе испытание на прочность характера, происходящее прямо на экзамене.

Молодой студент представил 260 эскизов, вызвавших скандал. Профессора обнаружили в работах «импрессионизм», и Михаила исключили из училища на год. Невероятно, но сбежав в родной Тирасполь, он создал ряд новых импрессионистских работ, обративших на русского художника всеобщее внимание: «Рыбы под заходящим солнцем», «Розовый куст», «Верхушки акаций».

М. Ф. Ларионов, «Рыбы при заходящем солнце», 1904 г.

Вернувшись в Школу, он еще дважды подвергался исключениям, но ряд профессоров, заступаясь за молодого генератора идей, отмечали его живое восприятие и реализм.

Только необычайная смелость и воображение помогли влюбленным рука об руку пройти через множество испытаний. Их не понимали, критиковали, а две картины Гончаровой — «Натурщица с закинутыми за голову руками» и «Натурщица с руками на талии» (1910) — даже арестовали за непристойность. К счастью, мировой судья признал обвинение необоснованным, так как выставка проходила в закрытом помещении.

Н. С. Гончарова, «Натурщица на синем фоне», 1910 г.

Вообще сам Ларионов, по мнению современников, был импульсивным и даже сумасбродным, зато необыкновенно одаренным.

«Однажды прихожу домой и слышу крик Ларионова в кабинете отца: «Лучизм! Только лучизм! Я теперь это понял, и мне открылся новый мир живописи! Понимаете? Это надо видеть!» (В. Ходасевич. «Портреты словами»).

Вообразите, придуманный Ларионовым «лучизм» называют четвертым измерением в живописи, когда рисуют не предметы, а идущие от них световые потоки. Критики разносили в пух и прах его картины: «Лучистая колбаса и скумбрия», «Лучистый портрет Н. Гончаровой», «Лес».

М. Ф. Ларионов, «Петух. Лучистый этюд», 1912 г.

Кстати, Ларионов утверждал, что авангардный художник не должен искать свою единственную нишу, свой стиль. Увлекшись традициями русской провинции, Михаил Федорович создал серии примитивистских работ: «Франты и франтихи», «Парикмахеры», «Провинциальные вывески». А армейские сборы добавили в его коллекцию тематический цикл — «Жизнь русского солдата».

М. Ф. Ларионов, «Парикмахер», 1907 г.

Наталия Сергеевна иначе изображала русские традиции, выбрав тематику лубочной народной картинки и древнерусскую иконопись. Так появился русский «неопримитивизм».

Отдельно стоит сказать, что художники были среди основателей общества «Бубновый валет» (1910), название которого придумано Ларионовым как протест. Оно обозначало с французского карту «плута».

Однако идейный раскол в творческой богеме привел неутомимого новатора к созданию очередного креативного движения — «Ослиный хвост» (1912). Он говорил:

«Публика думает, что мы пишем ослиным хвостом, так пусть мы будем для нее ослиным хвостом».

После этого триумф экспозиций «Мишень» и «№ 4: футуристы, лучисты и примитив» оказался просто неизбежен.

Церковная цензура даже запретила полотна «Бог плодородия» и цикл «Евангелисты», назвав их святотатством. Невероятно, но в 1913 году Наталия Сергеевна получила неожиданное предложение на оформление церкви Святой Троицы в Бессарабии.

М. Ф. Ларионов, «Кацапская Венера», 1912 г.

А как авангардисты относятся к понятию «красота»? По мнению М. Ларионова, это явление относительное. В подтверждение он нарочно создал цикл Венер (Солдатская, Кацапская, Цыганская, Еврейская, Венера и Михаил), назвав их по-простонародному — «бабами». А также шокировал публику акцией «убийство лица».

Кстати, не трудно догадаться, кто та единственная богиня, вызвавшая изумление в обществе. Московские и питерские модницы тут же стали рисовать на лицах и других открытых обозрению местах разные узоры, домики, цветы, животных, а главное — обязательно появляться на публике.

Значит, боди-арт изобрели Михаил Ларионов и Наталия Гончарова!

И вот, наконец-то, ошеломляющий успех в Европе. Наших героев называют пионерами русского авангарда, зовут работать на Запад. Продолжит ли освещать их жизненный путь луч любви?

Продолжение следует…






Сохрани статью себе в соцсеть!




Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *