Как самостоятельно определить степень готовности ребенка к школе? Речевое развитие
28.05.2018- Выполнение инструкций
- Понимание предлогов (в, над, на, под)
- Словарный запас ребенка
- Словарь признаков
- Образование притяжательных прилагательных
- Глагольный словарь
- Лексико-грамматический строй речи
- Понимание сложных слов
- Соотношение предмета и понятия
- Правильное произношение многослогового слова
- Фонематический слух
- Составление рассказа по сюжетной картинке
- Пересказ
- Составляем рассказ-описание
- Звукопроизношение
Самый объемный материал теста посвящен главной характеристике развития ребенка — уровню развития речи. Проверяем уровень понимания, использования различных частей речи, согласования, состояние фонематического слуха и многое другое. |
Перейти к первой части статьи
Выполнение инструкций
Взрослый проговаривает команды, ребенок их выполняет. Каждое действие оценивают «+» или «-», в конце подводят итоги, проставляя баллы.
- Иди вперед, назад, стой, повернись направо, налево, подними правую руку, левую, подойди к окну, отойди от окна, положи карандаш на стол, положи мяч под стул.
Понимание предлогов (в, над, на, под)
Для выполнения этого задания вам потребуется лист бумаги, на котором изображено 4 квадрата. Предложите ребенку нарисовать точку (кружочек): в квадрате, на квадрате, под квадратом, над квадратом.
Не забываем ставить баллы.
Словарный запас ребенка
Предметный словарь проверяем заданиями:
- назови части тела человека;
- назови части тела животного;
- назови мебель;
- назови овощи;
- назови фрукты;
- назови игрушки;
- назови домашних животных;
- назови диких животных;
- назови транспорт;
- назови одежду;
- назови посуду.
К каждому заданию ребенок должен подобрать не менее 6 предметов. Оцениваем каждое «+» и «-», по итогам ставим баллы.
Словарь признаков
Подбираем прилагательные:
- Лимон (какой?).
- Мама (какая?).
- Яблоко (какое?)
- Книги (какие?).
Три и больше слова — ставим «+», меньше — «-». Суммируем итоговым баллом.
Подбор антонимов:
- Большой — …
- Толстый — …
- Высокий — …
- Длинный — …
- Прямой — …
- Темный — …
- Веселый — …
- Сухой — …
- Широкий — …
- Больной — …
- Старый — …
Суммируем итоговым баллом набранные «+» и «-».
Образование имени прилагательного от имени существительного:
- Карандаш из дерева — …
- Ручка из пластмассы — …
- Шапка из меха — …
- Ваза из стекла — …
- Колесо из резины — …
- Коробка из картона — …
- Машина из металла — …
Суммируем в итоговый балл.
Образование притяжательных прилагательных
Для выполнения задания нужны картинки с изображением животных.
- Чья мордочка? (Лиса)
- Чьи следы? (Волк)
- Чья лапа? (Заяц)
Правильные ответы:
- Это лисья мордочка, волчьи следы, заячья лапа.
Следите, чтобы ребенок отвечал полным предложением, только такой ответ оценивается «+». Суммируем результат.
Глагольный словарь
Что делает?
- Мама — …
- Папа — …
- Врач — …
- Воспитательница — …
- Продавщица — …
- Парикмахер — …
- Заяц — …
- Рыба — …
- Кошка — …
- Птицы — …
Подводим итог.
Кто как разговаривает?
- Корова — …
- Воробей — …
- Лягушка — …
- Кошка — …
- Кукушка — …
- Свинья — …
- Гусь — …
- Петух — …
- Утка — …
- Собака — …
- Мышь — …
Подводим итоги.
Лексико-грамматический строй речи
Образование множественного числа существительного:
- Стол — столы
- Птица — …
- Тарелка — …
- Диван — …
- Носок — …
- Кукла — …
- Кастрюля — …
- Карандаш — …
- Воробей — …
- Корова — …
- Рука — …
- Ложка — …
- Петух — …
- Слон — …
- Облако — …
- Береза — …
Оцениваем работу.
Уменьшительная форма существительного:
- Стол — (столик)
- Лес — …
- Ключ — …
- Ручей — …
- Ложка — …
- Игрушка — …
- Салфетка — …
- Огурец — …
- Собака — …
- Овца — …
- Лист — …
- Солнце — …
- Береза — …
- Еж — …
- Роза — …
- Корова — …
Ставим общий балл.
Подбираем семью (папа, мама, детеныш):
- Лис — лиса, лисенок
- Медведь — …
- Еж — …
- Слон — …
- Волк — …
- Лев — …
- Кот — …
- Осел — …
- Тигр — …
- Заяц — …
- Уж — …
- Олень — …
- Орел — …
- Верблюд — …
>
Ставим оценку.
Назови двумя словами:
- Свитер зеленого цвета — зеленый свитер
- Огурцы зеленого цвета — …
- Платье синего цвета — …
- Машина серого цвета — …
- Яблоко красного цвета — …
- Юбка черного цвета — …
- Мячик желтого цвета — …
- Роза белого цвета — …
Ставим балл.
Один — три — пять:
- Лист — один лист, три листа, пять листов
- Шапка — …
- Кружка — …
- Кукла — …
- Рубашка — …
- Шуба — …
- Ромашка — …
- Береза — …
Не забываем ставить баллы.
Понимание сложных слов
Объясни слова: самокат, зоопарк, компьютер, ручей, телевизор.
Полный ответ оценивается в 2 балла, частичный в 1. Отсутствие правильных ответов — 0.
Соотношение предмета и понятия
Взрослый показывает предмет, ребенок его называет.
- Рубашка: воротник, рукава, пуговицы, застежка.
- Стол: крышка, ножки.
- Шкаф: дверцы, полки, вешалки.
- Сумка: застежка, ручка, карман.
Ставим балл.
Правильное произношение многослогового слова
Взрослый произносит четко, средним темпом. Ребенок повторяет: сковорода, светофор, велосипед, вертолетчик, мотоциклист, лекарство, космонавт, термометр, автомобилист, лаборатория, электричество.
Оцениваем.
В предложениях. Ребенок повторяет за взрослым предложения.
- Электричество вырабатывается на электростанциях.
- На перекрестке мотоциклист остановился на красный сигнал светофора.
- Термометр определяет температуру.
- В лаборатории изучают новое лекарство.
Ставим баллы.
Фонематический слух
Повторяем слоги:
- Па-па-ба, ба-ба-па, па-ба-ба-па.
- Ка-ха-ха, ха-ка-ха, ха-ка-ка-ха.
- Та-да-та, да-да-та, та-да-да-та.
- Ка-га-га, га-ка-га, ка-га-га-ка.
- Кот-год-кот, дом-Том-ком, ком-дом-Том-ком.
- Коза-коса, день-тень, палка-балка, дачка-тачка.
Ставим оценку.
Составление рассказа по сюжетной картинке
Составление рассказа по серии картин. Для выполнения этого задания выбираются картинки, отражающие последовательность действий. Ребенку предлагается пронумеровать картинки, а потом составить рассказ.
Оцениваем задания:
- Понял ли сюжет («+», «-»).
- Перечислял ли предметы («+», «-»).
- Содержали ли предложения различные части речи — существительное, прилагательное, глагол («+», «-»).
Ставим балл.
Пересказ
Кормушка
Наступила холодная зима. Земля покрылась белым снегом. Птицы перелетели поближе к домам. Им было голодно, снег укрыл семена и ягоды. Миша сделал кормушку и повесил ее на дереве. Каждый день он насыпал туда крошки, семечки. На прогулке он наблюдал за птичками. К кормушке прилетали шустрые воробьи, яркие синички, шумные сороки.
Оцениваем по параметрам:
- запомнил ли название («+», «-»).
- пересказал ли сюжет («+», «-»).
- насколько грамотно составлял предложения («+», «-»).
Суммируем, выставляя балл.
Составляем рассказ-описание
Описываем игрушку, предмет, отвечая на вопросы:
- Что это?
- Опиши внешний вид.
- Из какого материала сделан? Какой он? (мягкий, твердый, гладкий)
- Как его можно использовать?
Оцениваем результат.
Звукопроизношение
Произношение слов за взрослым. Отслеживаем правильное произнесение звуков.
- Санки, куст, ананас (твердый С).
- Сима, осина, гусь (мягкий С).
- Замок, мозаика, газ (твердый З).
- Зима, корзина, нельзя (мягкий З).
- Цвета, умница, молодец (Ц).
- Шуба, мышка, малыш (Ш).
- Жаба, снежок, еж (Ж).
- Чайник, дочка, мяч (Ч).
- Щепка, овощи, вещь (Щ).
- Лапа, пила, стол (твердый Л).
- Лес, салют, боль (мягкий Л).
- Радуга, ворона, комар (твердый Р).
- Рисунок, наряд, словарь (мягкий Р).
Оцениваем правильность произношения и ставим общий балл.
Суммируем итоги тестирования ребенка, подсчитывая баллы.
- Как самостоятельно определить степень готовности ребенка к школе? Тесты на общее развитие
- Как выучить неправильные глаголы английского языка? Часть 2
- Как выучить неправильные глаголы английского языка? Часть 1
- Как вызвать у ребенка интерес к изучению иностранных языков?
- Может ли диплом быть «легким»?
- Как быстро пополнить английский словарный запас?
- Как люди читают в Интернете?
- Как справиться со своими страхами и сомнениями перед сдачей ЕГЭ?
- Как быстро выучить названия продуктов на английском?
- Как создавать упражнения для беглости пальцев?
Добавить комментарий