Как Арета Франклин заставила себя уважать? Ко дню рождения певицы

Думаю, ни для кого не секрет, что популярное выражение «Респект и уважуха» звучит, как «масло масляное», ведь слово «respect» и означает то самое «уважение». В поп-музыке же это слово, в первую очередь, ассоциируется с Аретой Франклин. В карьере этой афроамериканки было немало хитов, но именно «Respect» стал её «визитной карточкой».

Как Арета Франклин заставила себя уважать? Ко дню рождения певицы

Арета Франклин

Данная песня продемонстрировала не только завидные вокальные качества певицы (за что её прозвали «королевой соула»), но и её творческий подход к материалу. Именно благодаря Франклин, «Respect» стал восприниматься как гимн феминизма, и даже чуть ли не как призыв к борьбе за права чернокожих. Недаром вскоре после выхода песни Мартин Лютер Кинг собственноручно вручил певице награду за её вклад в правозащитное движение.

Как Арета Франклин заставила себя уважать? Ко дню рождения певицы

А ведь поначалу смысл, заложенный в «Respect», было прямо-таки противоположным. Ведь сочинил и впервые записал эту песню мужчина — ещё один классик музыки соул по имени Отис Реддинг. Собственно, и пелась она от лица мужика, который приходит с работы уставшим, а жена, судя по всему, то ли мозги ему полоскает, то ли в ласке отказывает.

Пишут, что источником вдохновения послужили дрязги в семье самого Реддинга. Однажды после тяжёлого турне певец излил душу барабанщику, а тот сказал: «Ты всё время в дороге. Поэтому, приходя домой, ты заслуживаешь хотя бы чуточку уважения». Так на свет родились строчки:

Эй, девчонка, ты слаще меда,
И я отдаю тебе все деньги,
Но всё, что я прошу взамен —
Немного уважения, когда я прихожу домой…

Песня получилась вполне в духе Реддинга — музыкально несложной, но при этом очень драйвовой. Сначала он планировал отдать песню другому исполнителю по имени Speedo Sims, но результат записи ему не понравился. В результате Реддинг записал «Respect» сам, и в 1965 году его сингл попал на 35-е место американского чарта.

Казалось бы, песня вполне состоялась. Да и сам автор считал её одной из своих самых удачных и любимых. Однако через два года Арета Франклин записала свою версию «Respect», которая полностью затмила оригинал и уже сама стала образцом для последующих каверов. Не случайно, выступая в 1967 году на Монтерейском фестивале, Реддингу пришлось напомнить, что сейчас он исполнит песню, которую у него «похитила девчонка».

Надо сказать, что версия Франклин затмила оригинал вполне заслуженно. Певица огранила «сырую» и «дикую» песню Реддинга, как ювелир — алмаз. Автор одной англоязычной статьи даже написал:

Я уверен, что в то время некоторые люди даже не осознавали, что эти две записи были одной и той же песней.

Во-первых, Арета сделала аранжировку роскошнее и изысканнее (да ещё и сама сыграла на ф-но). Она ввела в песню женский хор, а бэк-вокалистками выступили её сёстры — Кэролин и Эрма. Там, где у Реддинга играют духовые, мы слышим хоровое «just a little bit» («просто немножечко (уважения)»).

Также в песню были добавлены припев (где хор пропевал слово «Respect» по буквам — «R-E-S-P-E-C-T») и дополнительные строчки. Например, «sock it to me» — «дай это мне». Судя по всему, данная фраза имеет в оригинале гораздо больше оттенков — недаром кое-кто подозревал, что здесь есть скрытый сексуальный подтекст. Сама певица это отрицала, утверждая, что просто взяла клише, расхожее в среде домохозяек.

То же касается и другой придуманной строчки — «Take care, TCB», где «TCB» — популярная среди афроамериканцев той эпохи аббревиатура, означающая «Taking Care (of) Business» («Займись делом»).

И хотя текст песни по большей части остался прежним, Франклин коренным образом сместила смысловые акценты. Вместо привычных жалоб мужика на неблагодарную бабу, мы услышали требование сильной и уверенной женщины. Особенно непривычно звучала строчка «Я готова отдать тебе все свои деньги…», учитывая, что в ту эпоху основным добытчиком и распорядителем семейных финансов оставался мужчина.

Впрочем, Франклин могла себе это позволить. К тому времени она уже была успешной певицей, а после выхода в 1967 году сингла «Respect» и вовсе достигла статуса суперзвезды. Песня возглавила американский топ, а Франклин стала второй чернокожей женщиной, чьё лицо украсило обложку журнала «Time» (первой там засветилась в 1946 году оперная певица Мариан Андерсон).

На этом рекорды не закончились — в 1987 году Арета стала первой женщиной, чьё имя занесли в «Зал славы рок-н-ролла».

Когда певицу спрашивали, в чём секрет успеха этой песни, она отвечала предельно просто: «Все хотят, чтобы их уважали».

Из множества каверов, записанных на «Respect», самым креативным, наверное, можно назвать ТВ-постановку, которую устроил в 1968 году глава лейбла «Motown» — Барри Горди. Песню одновременно исполняли два «звёздных» вокальных коллектива «Motown» — мужской The TEMPTATIONS и женский The SUPREMES (с Дайаной Росс во главе). В итоге получился настоящий гендерный «баттл», где каждый пол поочерёдно взывал к уважению. Забавно, что сама ТВ-программа носила уже знакомое нам название — «TCB».

Об огромной популярности песни свидетельствует и сцена из комедии «Аэроплан» (1980), где монахиня в салоне самолёта поёт «Respect», доводя чернокожих парней буквально до тошноты.

Ну, и на закуску ещё одна необычная версия «Respect», исполненная Дженнифер Баттен в стиле хард-рок.

«А что же Отис Реддинг? — спросите вы. — Смог ли он записать собственный музыкальный хит № 1?» Об этом — отдельный разговор.



Сохрани статью себе в соцсеть!





Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *