Что такое дислексия и кто такие дислексики? Часть 1

Мир меняется все больше, но далеко не всегда это изменения в лучшую сторону. И вместе со многими достижениями человека в разных областях науки и созданием различных технологий у человечества появляются и новые болезни.

Что такое дислексия и кто такие дислексики? Часть 1

Число детей, рождающихся с отклонениями, растет в геометрической прогрессии. Например, количество детей на планете, имеющих аутизм, по официальным данным сейчас составляет 1%. Однако эта статистика сильно занижена.

Но кроме дефицита социального взаимодействия и общения существуют и другие, на первый взгляд более безобидные, отклонения от нормы, которые, тем не менее, могут осложнить взаимодействие в социуме ничуть не меньше…

К таким относится дислексия — врожденное нарушение овладения навыками чтения и письма, имеющее нейрологическое происхождение.

Что такое дислексия и кто такие дислексики? Часть 1

Дислексия — врожденное нарушение

Строго говоря, в большинстве европейских стран под понятием «дислексия» объединяются все нарушения и отклонения от нормы в развитии и обучении детей: сюда входят проблемы с овладением чтением, письмом и арифметикой, общей грамотностью, а также нарушения моторики и внимания.

В России все эти понятия рассматриваются отдельно и имеют свои названия. Но, как правило, основными будут дислексия и дисграфия, которые идут почти всегда в паре, а проблемы со счетом и грамотностью и синдром дефицита внимания будут уже следствием этой проблемы.

Ситуация осложняется тем, что на ранних этапах сложно понять, есть ли у ребенка дислексия, или это просто обычная для его возраста неуспеваемость. Вместе с тем такие дети с самого начала сталкиваются со значительными трудностями. Одноклассники их травят, родители ругают и наказывают за лень, учителя регулярно ставят плохие отметки. При этом сам ребенок постоянно чувствует свою особенность и свое отличие от других детей, у него уходит масса времени на те задания, с которыми другие справляются легко, и это неизбежно давит на его психику.

На первый взгляд ошибки детей с дислексией не слишком сильно отличаются от ошибок, которые делают обычные дети в раннем возрасте. Тем не менее есть некоторые признаки, которые могут помочь провести раннюю диагностику и выявить эти нарушения в самом начале (а именно от этого будет зависеть их успешная коррекция).

Что такое дислексия и кто такие дислексики? Часть 1

Это:

  • Побуквенное или угадывающее чтение.
  • Трудности с синтезом и складыванием букв в слоги.
  • Стабильные и почти не поддающиеся исправлению ошибки в написании букв (зеркальное написание, путаница в парах букв д/т, п/б и так далее).
  • Трудности с пересказом текста.
  • Большое количество ошибок даже при списывании.
  • Непонимание только что прочитанного.
  • Повышенная эмоциональность, активность и раздражительность.
  • Плохая координация.

Также у таких детей вообще могут быть сложности с выполнением каких-то простых последовательных действий. Они часто путают время на часах, не могут правильно запомнить времена года.

При всем при этом интеллект в целом у таких детей абсолютно сохранен. Проблемы есть только во взаимодействии с этим миром и с социальным окружением.

Что такое дислексия и кто такие дислексики? Часть 1

Как уже говорилось, очень часто у детей с дислексией мы можем наблюдать СДВ (Г) — синдром дефицита внимания и гиперактивность. Кажется, что таких детей сложно обучать и контролировать. Но нужно помнить, что это лишь их естественный механизм самозащиты от той сложной ситуации, в которой они оказались.

Тем не менее очень часто недостаток в одной области компенсируется в другой. Такие дети имеют нестандартное и творческое мышление. У них правополушарное развитие, и они мыслят образами…

  • Среди известных людей, у которых была дислексия, мы можем назвать Ганса Христиана Андерсена, Альберта Эйнштейна, Владимира Маяковского, Чарли Чаплина, Стива Джобса, Генри Форда, Мерилин Монро, Тома Круза, Дженнифер Энистон и многих других…

Что такое дислексия и кто такие дислексики? Часть 1

Стив Джобс

Но все же эти люди сумели добиться большего по сравнению со своими вполне обычными сверстниками и одноклассниками не благодаря, а скорее вопреки своим собственным недостаткам и особенностям. Однако тот тяжелый путь, который им пришлось пройти, известен только им и их самым близким людям.

Поэтому первое, что стоит помнить родителям — это то, что такие дети развиваются в своем темпе и по-своему, и чем раньше начать заниматься с таким ребенком, тем лучше и благоприятнее будет прогноз на его более успешную адаптацию в социальном окружении.

При использовании специальных психолого-педагогических коррекционных методов развитие нужных навыков может занять от двух до трех-четырех лет… Но при легкой форме преодоление дислексии может занять и всего восемь-девять месяцев, если заниматься постоянно хотя бы два-три раза в неделю. Здесь очень важно упорство, поддержка близких и вера в то, что этот недостаток можно преодолеть.

Что такое дислексия и кто такие дислексики? Часть 1

Кира Найтли

Тут нужно вспомнить пример Киры Найтли, которая говорила, что побороть свою легкую форму дислексии ей помогла прежде всего поддержка близких.

«Многие из нас не обладают настойчивостью и, надеюсь, у вас есть родители, которые будут упорно работать над вашей проблемой, потому что именно это сделали мои. Сейчас у меня бывают дни, когда я не могу читать, но большую часть дней я не испытываю таких проблем».

Но, разумеется, далеко не всегда обстоятельства складываются таким удачным образом, и в большинстве случаев жизнь и взаимодействие с социумом для людей с дислексией — это постоянная и непрекращающаяся борьба.

У знаменитого актера Тома Круза, например, было очень трудное детство (он сменил множество школ и вообще рос очень закомплексованным) именно по этой причине, и даже во взрослом возрасте он долгое время держал свое заболевание в секрете.

Что такое дислексия и кто такие дислексики? Часть 1

Андерсену говорили, что становиться писателем ему не стоит

А известному сказочнику Гансу Христиану Андерсену не раз возвращали назад его исправленные и перечеркнутые рукописи и говорили, что ему вообще не следует становиться писателем.

О количестве ошибок в рукописях Эйнштейна вообще ходят легенды. Однако это не помешало ему стать выдающимся ученым, и именно ему принадлежат глубокие и проникновенные слова:

«Забота о человеке и его судьбе должна быть основной целью в науке. Никогда не забывайте об этом среди ваших чертежей и уравнений».

И он же сказал:

«Ценна только та жизнь, которая прожита для людей».

Причины появления дислексии изучены еще не до конца, но уже сейчас достоверно известно, что к возникновению этого заболевания приводят мутации неких генов, которые вызывают нарушения нейронных функций в коре головного мозга. У таких людей зона в задней части левой средней височной извилины функционально менее активна, чем у нормальных.

Таким образом, мы видим, что эта болезнь относится к разряду генетических патологий. На данный момент известно, что дислексия наследуется в 40−70% случаев, и в настоящее время на Земле этим заболеванием страдает каждый десятый человек.

Тем не менее многие люди, обладающие этим необычным недугом, который называют словесной слепотой, вопреки своему недостатку, становились активными общественными борцами с этим заболеванием или создавали произведения искусства, призванные рассказать миру об этом необычном расстройстве и о том, как видят мир люди, которые страдают от него.

Что такое дислексия и кто такие дислексики? Часть 1

Шрифт Дэниеля Бриттона

Например, графический дизайнер Дэниель Бриттон, сам будучи дислексиком, создал специальный шрифт, в котором буквы отображаются лишь частично, чтобы показать какие трудности испытывают при чтении люди с дислексией.

А разработчик Виктор Уинделл после разговора с подругой-дислексиком создал программу-симулятор, которая позволяет увидеть контент в Интернете так, как его видят люди с тяжелой формой дислексии.

Интерес к этому отклонению сейчас повышается во всем мире. Так, британский дизайнер Сэм Барклай нарисовал серию плакатов, где текст изображен так, как его видят люди с дислексией. Проект называется «I Wonder What It’s Like to be Dyslexic».

Луз Релло (Университет Карнеги Меллон), которая занимается изучением дислексии и при этом страдает от нее сама, говорит, что это когнитивное расстройство, затрагивающее умение читать и писать, но не влияющее на общую способность мыслить.

«Дислексия не влияет на способность к устному обучению. Кроме того, она универсальна, то есть присутствует во всех языках».

Продолжение следует…



Сохрани статью себе в соцсеть!





Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *