Баллады 1960-х. Какова история хитов о синем бархате и золотом молчании?

В поп-музыке нередко случается, что кавер на песню становится куда популярнее оригинала. Именно так произошло и с двумя знаменитыми балладами 1960-х — «Blue Velvet» и «Silence Is Golden».

Баллады 1960-х. Какова история хитов о синем бархате и золотом молчании?

Bobby Vinton — «Blue Velvet» (1963)

Кто может лучше вдохновить на романтическую балладу, чем красивая женщина? Именно такую красотку увидел на вечеринке в Ричмонде американский сонграйтер Берни Уэйн. Судя по всему, женщина впечатляла не только внешностью, но и платьем, поэтому стихотворение Уэйна было озаглавлено «Blue Velvet» («Синий бархат»).

Перевод — Екатерина Шурупова:

На ней был синий бархат,
Синее бархата была та ночь.
И звездный свет
Был мягче, чем сатин.

На ней был синий бархат,
Синее бархата были ее глаза.
И нежные ее вздохи были теплее мая.
Наша любовь…

Уэйн показал свежие стихи другому сонграйтеру — Ли Моррису, и вместе они сочинили лирическую балладу, которую первым записал певец Тони Беннет — в 1951 году. Неудачной эту версию не назовёшь — она добралась до 16-го места американского поп-чарта.

Однако эталонной по сей день считается версия Бобби Винтона, выпущенная в 1963-м.

Началось всё с успеха песни Винтона «Blue on Blue» («Синее на синем»), которая стала в США № 3. Тогда певцу пришла в голову интересная идея — записать целый альбом песен, в названии которых есть романтический синий цвет (например, «Blue Moon», «Blue Hawaii», «Am I Blue» и т. п.). В процессе подготовки музыкальный издатель Роберт Винтула посоветовал Винтону добавить в список треков и балладу про синий бархат. Как только секретарь купил ноты, певец тут же отправился в студию и записал песню всего за два дубля.

Правда, изначально Винтон рассчитывал, что хитом станет другая «синяя» песня — «Am I Blue», но «выстрелил» именно сингл с «Blue Velvet», взлетевший на вершину топа США.

Понять, почему эта версия стала успешнее оригинала, нетрудно. Во-первых, она была значительно энергичнее. Во-вторых, главной её изюминкой (на мой взгляд) стал не столько голос Винтона, сколько вторящие ему и как бы «воспаряющие» бэк-вокалы, которые придавали песне «магическое» очарование.

Недаром спустя 23 года «Синий бархат» стал лейтмотивом одноименного фильма Дэвида Линча. Режиссёр говорил, что песня идеально соответствует настроению и концепции его картины.

Лично мне трудно понять, почему типичная любовная баллада ассоциировалась у Линча со столь странным и болезненным сюжетом. Например, «Blue Velvet» звучит в сцене, где герой Кайла Маклахлена находит… отрезанное человеческое ухо. Возможно, именно это несоответствие и создавало необходимый, навевающий жуть контраст. Хотя кто поймёт этих режиссёров?

В фильме баллада звучит несколько раз, в том числе в исполнении Изабеллы Росселлини — исполнительницы главной женской роли. Певица из актрисы, конечно, никакая, но здесь подходит известный анекдот: «Можешь и не петь! Просто ходи туда-сюда»

На этом история песни не закончилась. В 1990 году версия Винтона попала в рекламный ролик косметической компании «Nivea». Пользуясь случаем, песню переиздали синглом, и она стала № 2 в Британии.

В 2012 году «Синему бархату» снова пришлось «поработать» на ниве рекламы, когда его записала певица Лана Дель Рей. Лана тогда была на пике популярности, а учитывая, что она — девушка видная, её выбрали представлять осеннюю коллекцию шведского лейбла «H & M». В результате клип, снятый на «Blue Velvet», заодно послужил и рекламным роликом. Финал клипа, где карлик останавливает пластинку — видимо, стёб над теми, кто говорил, что вживую Лана Дель Рей поёт куда хуже, чем на записи. Хотя это и правда…

The FOUR SEASONS — «Silence Is Golden» (1964)

Американская группа The FOUR SEASONS (по-нашему — ВРЕМЕНА ГОДА) за свою карьеру выпустила немало музыкальных хитов (например, «

Зато спустя три года «Silence Is Golden» издала на сингле британская группа The TREMELOES. И хотя эта версия не внесла в оригинал ничего особо нового, её заметили как в Британии (№ 1), так и в США (№ 11).

Напоследок надо отметить, что The TREMELOES своих песен практически не писали и давно грели руки на каверах. В частности, они выпустили успешные версии таких песен, как «Twist and Shout», «Do You Love Me» и «Suddenly You Love Me» (последняя хорошо известна поклонникам Джо Дассена под названием «Siffler Sur La Colline»).



Сохрани статью себе в соцсеть!





Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *