Антиалкогольная кампания 1985 года — благо или зло?

25.10.2018

7 мая 1985 года было принято постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Текст этого документа напечатали все газеты.

Антиалкогольная кампания 1985 года - благо или зло?

«Следует считать совершенно недопустимым употребление спиртных напитков на работе, в общественных местах, расценивать такие случаи как аморальное, антисоциальное поведение, используя против пьяниц всю силу закона и общественного мнения», — писалось на передовицах «Правды».

Актуальным становится лозунг: «Трезвость — норма жизни».

Антиалкогольная кампания, инициированная Михаилом Горбачевым, стала одной из самых известных в истории СССР. К тому времени потребление алкоголя достигло ужасающих масштабов: 10,5 литров в год на человека.

Антиалкогольная кампания 1985 года - благо или зло?

Почтовая марка СССР 1985 года
«Трезвость — норма жизни»

На самом деле инициатива исходила от членов Политбюро ЦК КПСС Михаила Соломенцева и Егора Лигачёва. Вслед за Юрием Андроповым они полагали, что одной из причин стагнации советской экономики является общий упадок морально-нравственных ценностей «строителей коммунизма» и халатное отношение к труду. Главной причиной назывался алкоголизм.

Для борьбы с пьянством закрывали вино-водочные магазины, реализацию спиртного ограничили жесткими временными рамками — с 14 до 19 часов. В 2−3 раза увеличили стоимость водки, самая дешевая стала стоить 9,4 рубля. Ввели запрет на потребление алкоголя в общественных местах: парках, скверах, поездах и т. д. Шла борьба за «трезвые» свадьбы, юбилеи, банкеты. В пропаганду здорового образа жизни были вовлечены профсоюзные, партийные, общественные организации.

Очевидцы вспоминают, что во время свадеб ставили на столы большие чайники, самовары, которые заполняли вином, коньяком и другими спиртосодержащими напитками. «Чай» запивали лимонадом. Гости за употребление алкоголя могли лишиться партийных билетов или рабочего места.

Анекдот.
Алкоголики договариваются: кто достанет пива, звонит с сообщением, что купил газету, вино — брошюру, водку — книгу. Утром звонок: «Приезжай. Приехал дядя Вася из деревни, рукопись привез».

В Советском Союзе попытки антиалкогольных кампаний предпринимались не единожды.

8 ноября 1917 года Петроградский реввоенсовет издал приказ о запрещении алкогольного производства.

26 августа 1923 года ЦИК СССР и СНК СССР выпустили постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками в СССР.

По «требованиям трудящихся» в 1929 году повально закрывали пивные и закусочные. Это привело к массовому сокращению производства пива.

Антиалкогольная кампания 1985 года - благо или зло?

В 1958 году принято Постановление Ц К КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Запрещалась продажа водки во всех предприятиях торговли общественного питания (кроме ресторанов), расположенных на вокзалах, в аэропортах, на привокзальных и пристанционных площадях. Не допускалась продажа водки в непосредственной близости от промышленных предприятий, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха.

16 мая 1972 года опубликовано Постановление № 361 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Вместо крепких алкогольных напитков предлагалось расширить производство виноградного вина, пива, безалкогольных напитков. Прекращено производство водки, крепостью 50 и 56 градусов, с 11 до 19 часов определено время продажи крепких напитков, открыты ЛТП (лечебно-трудовые профилактории), куда отправляли на принудительное лечение. Из фильмов вырезали сцены употребления алкоголя.

Последняя антиалкогольная кампания СССР привела к увеличению продолжительности жизни (на 2,6 года у мужчин), снижению смертности (на 180 тысяч человек в год), росту рождаемости (на 10%), снижению уровня преступности. Вместе с этим сократились поступления в бюджет от дохода пищевой промышленности: с 60 млрд. в 1985 году до 38 млрд. в 1986-м и 35 млрд. в 1987-м.

Во время кампании массово вырубали виноградники. По официальным данным, только в Молдавской ССР было уничтожено 80 тысяч гектаров виноградных участков. В России за пять лет (с 1985 по 1990 годы) площади виноградников снизились с 200 до 168 Га, а среднегодовой сбор ягод сократился почти в два раза — с 850 тысяч тонн до 430 тысяч тонн.

Резко выросла спекуляция, многократно увеличился спрос на сахар и другие товары, среди которых была и зубная паста, и одеколон, и прочие спиртосодержащие продукты. В спекуляции обвинялся каждый десятый работник из сферы торговли, а к ответственности за нарушение продажи спиртного было привлечено более 60 тысяч человек. Употребление технических жидкостей вело к массовым отравлениям.

Анекдот.
В магазин заходит алкоголик и требует два «Тройных» одеколона и «Душистую фиалку». Продавщица говорит: «Брали бы три «Тройных». Алкоголик: «Что вы, с нами дама!»

В стране расцветает самогоноварение, как следствие — наступают перебои с сахаром. Зелье вынуждены варить даже те, кто и не помышлял об этом. В условиях, когда не развита инфраструктура услуг, любая помощь по дому оказывалась «по знакомству», а расплачивались зачастую бутылкой. Самогоноварение для многих стало прибыльным бизнесом и процветало даже после отмены антиалкогольных мер.

Позже инициаторы кампании признают свои ошибки. Егор Лигачев:

«Я был самым активным организатором и проводником той антиалкогольной кампании. Мы хотели быстро избавить народ от пьянства. Но мы заблуждались! Чтобы справиться с пьянством, нужны долгие годы активной, умной антиалкогольной политики».

В 2005 году Горбачёв в одном из интервью заметил:

«Из-за допущенных ошибок хорошее большое дело закончилось бесславно».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *