Почему в церковные праздники нельзя мыться и работать?

То, что «по праздникам не моются», знают многие. Естественно, по церковным праздникам. Знаем мы это обычно от родителей, которые, в свою очередь, узнали об этом от своих родителей. Кто-то из нас принимает и следует этой традиции, кто-то и о самих православных праздниках не очень-то вспоминает. Но то, что «работать и мыться нельзя», все же помнит. А почему, собственно, «нельзя»?

Почему в церковные праздники нельзя мыться и работать?

Игорь Михайлович Сушенок, «Суббота для человека, а не Человек для субботы», 2018 г.

Понятно, что такова традиция, усвоенная многими поколениями и передаваемая дальше без осмысления. Почему? Традиции вообще не принято подвергать критике. Тем более традиции, связанные с религией.

Но за любой традицией всегда стоит некая реальность. Не важно, объективная она или субъективная, но основания к формированию традиции всегда есть.

Кроме того, традиция эта не религиозная, а скорее околоцерковная. Иными словами, это очередное поверье. В котором, в отличие от большинства поверий, смешались языческие и христианские элементы.

Начнем с запрета на работу.

Первоначально он основан на прямом предписании, данном Моисею:

«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему». (Исх. 20, 4)

Из Ветхого Завета эти основополагающие заповеди перешли и в христианство. Правда, здесь «день седьмой» — не суббота, а воскресенье и основные праздники. Так что, на первый взгляд, все очевидно. Впрочем, все знают, что в наше время многие работают в воскресенья и праздники.

Почему в церковные праздники нельзя мыться и работать?

Субботние свечи и бокал для кидуша

Действительно, запрет на работу в эти дни в православии далеко не так строг, как в иудаизме. Я бы сказал, вообще не строг. Воскресные и праздничные дни действительно посвящаются Богу. И, как разъясняют это предписание священнослужители, в праздничный день христианину положено посетить богослужение, исповедаться, причаститься. И уже после этого можно и вымыться, и выполнить необходимые дела.

Таково рациональное объяснение этой христианской традиции.

Если этот запрет никак не разъясняется, обосновываясь лишь тем, что «работать в праздник — грех!» — его стоит отнести уже к суевериям. Тем более — если в церковный праздник мы и не работаем, и не делаем домашних дел, и не идем на церковную службу…

А вот со вторым запретом сложнее. Хотя суеверного здесь куда больше, чем в предыдущем.

Частично он соотносится и с запретом на работу. Сейчас-то мытье никак не является работой. Зато в старину оно требовало серьезной подготовки. Мылись-то в банях! А приготовить баню — дело небыстрое и трудозатратное. Натаскать воды, принести (а то и наколоть) дров, протопить. Плюс мытье в бане занимает несколько больше времени, чем под душем. Когда на литургию-то идти?

Почему в церковные праздники нельзя мыться и работать?

Владимир Адамович Ропот, «Тропинка к бане», 2019 г.

Вспоминаю еще одну традицию: в моем детстве родители называли субботу «банным днем». Вот и подтверждение изложенного выше.

Мыться в воскресенье нельзя, а к службе лучше все-таки идти чистыми. Логично вымыться накануне, в субботу.

В принципе, одной этой причины уже достаточно. Что не отменяет существования еще как минимум двух весьма веских причин.

Дело в том, что баня считалась не слишком «хорошим» местом. Вплоть до того, что связывалась нашими предками с «нечистой силой».

Существует мнение, что такое отношение было связано, во-первых, с тем, что в бане мужчины и женщины мылись вместе. После чего, в завершение, муж с женой могли, оставшись в бане вдвоем, уделить время и интимной жизни.

Не стану утверждать, что эта версия верна, но почему бы и нет? Если так, то баня вполне могла связываться с идеей чего-то постыдного и, в христианской системе представлений, греховного. Впрочем, можно ли вообще говорить о «греховности» применительно к отношениям супругов?

Хотя, повторю, на мой взгляд, на практике достаточно и самой первой причины. Но продолжим.

Почему в церковные праздники нельзя мыться и работать?

Алла Юрьевна Львова, «Дорога к храму», 2019 г.

Есть еще одно основание для того, чтобы баню воспринимали как место нечистое. И эта причина снова приводит нас в мир народно-языческих представлений.

В бане традиционно рожали. Такая вот традиция. Ну не было в традиционной деревне ни родильных домов, ни даже фельдшерских пунктов. Не вдаваясь в причины, примем это как данность.

А к родам в христианстве отношение особое. Конечно, в самом появлении человека на свет никто ничего страшного не видит. И отношение к новорожденным младенцам здесь ничем не отличается от нормального человеческого отношения. В отличие от отношения к родившей женщине, считающейся «нечистой».

Корни этого лежат в Ветхозаветных предписаниях, например:

«2 если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; 3 в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; 4 и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее.
5 Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих». (Левит, 12)

Это — Ветхий Завет.

В христианстве отношение к родам и роженице… двоякое.

Почему в церковные праздники нельзя мыться и работать?

Двойняшки

С одной стороны, подавляющее большинство предписаний, касающихся «нечистоты», отменены в Новом Завете.

С другой, это очень мощная традиция. Так, что полного единства в этом отношении, кажется, так и нет. Наиболее взвешенной точкой зрения оказывается

«посещать храм можно при использовании средств гигиены, от причастия воздержаться, но в крайних случаях — можно».

Не вдаваясь в объяснения, перейдем к главному: священное место нельзя осквернять. В данном случае — кровью, в иудаизме к ней вообще особое отношение. Отчасти оно перешло и в христианство. Отсюда и отношение к роженице, «запачкавшейся» кровью при родах. И это может быть одной из причин «нечистоты» бани.

Да и без привязки к христианству… Здесь смывают с себя грязь, и уже поэтому место это не очень «чистое». Кстати, «смывают грязь» тут не только живые люди, здесь при необходимости обмывают покойников…

Наконец, есть еще одно основание считать баню особым местом.

Почему в церковные праздники нельзя мыться и работать?

Илья Павлович Спиченков, «В бане», 2019 г.

Часто можно прочесть, что в бане обитает банник. В языческом мировоззрении — существо вполне нейтральное, не более чем один из многочисленных духов жилища. А вот в пришедшем христианстве, естественно, отнесённый к «нечисти».

Возможно, и так. Но вряд ли только из-за этого. В конце концов, этих духов столько, в том числе населяющих дом! А ведь дом «нечистым» не считали даже крайние религиозные фанатики…

Хотя и это могло сыграть свою роль. Учитывая, что и в языческом восприятии баня оказывается совершенно особым местом. Ведь это место встречи, граница стихий: воды, огня, воздуха. Для языческого сознания — место не «плохое», но безусловно сакральное.

Вспомним русские сказки, герои которых регулярно пересекают символические границы миров: опушку леса, берег водоёма, край селения (околица). В сказках все они символизируют переход из обыденного, человеческого мира, мира живых, в мир потусторонний. Не всегда безусловно «злой», во всяком случае, в воспринимаемые как нечто вполне естественное. Да, это мир чуждый, мир мёртвых. Но в сказках герой, пускай вынужденно, проходит через него, чтобы вернуться в человеческий мир в новом качестве.

Почему в церковные праздники нельзя мыться и работать?

И. Я. Билибин, «Кащей Бессмертный. Иллюстрация к сказке „Марья Моревна“», 1901 г.

Для языческого мировосприятия смерть тоже страшна, но и она — часть мира. Язычник-земледелец видит вокруг себя круговращение жизни, где рождение завершается смертью, а смерть сменяется возрождением.

Похоже, баня оказывается одним из мест, где потусторонний мир ближе, чем обычно. Неспроста же в банях, уже в глубоко христианские времена, гадали!

Ну, а в христианской картине мира все потусторонние явления проходят по части дьявольских. К тому же, баня — единственное помещение, где нет икон. И нательные кресты перед мытьём снимают…

И еще баня очень похожа на дом — только лишенный окон и расположенный на отшибе, как бы «противостоящий» жилищу.

Почему в церковные праздники нельзя мыться и работать?

Сергей Николаевич Пыхтин, «Банька», 1987 г.

Как полагаете, добавляло ли все это бане какой-то «благости»? Вряд ли. Но мыться-то нужно. В том числе и священникам. Но, разумеется, никак не в христианские праздники. Хотя в церковь все же пристойнее идти чистыми. Вот и остаётся один вариант для «банного дня» — суббота…



Сохрани статью себе в соцсеть!





Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *