Почему коммуникации учителей и родителей становятся определяющими?

Чем ближе начало учебного года, тем жестче полемики, возникающие на просторах Интернета. Все больше сетований учителей на плохую подготовку детей, все жарче ответы их оппонентов — родителей, упрекающих педагогов в нежелании исполнять свои профессиональные обязанности. Почему педагоги и родители не слышат друг друга? И где в этом поиске истины дети?

Почему коммуникации учителей и родителей становятся определяющими?

На одном из сайтов прочла блог учительницы, которая сформулировала основные проблемы подготовки к первому классу. Ее требования настолько типичны, что высвечивают не только основные системные ошибки современного образования, но и заблуждения родителей. Очень показательная полемика, хороший повод разобраться в причинах глухоты взрослых людей.

Учительница ссылается на собственное тестирование первоклассников, приводя в качестве аргумента такие данные:

«16% детей показали уровень выше среднего, 28% — низкий уровень, остальные — средний уровень готовности к школе».

Разумеется, эти данные не могут быть объективны, но, вероятно, значимы для блогерши, потому как она заявляет, что не выявила ни одного человека с высоким уровнем готовности.

Почему коммуникации учителей и родителей становятся определяющими?

Первый класс 1 сентября

А дальше излагаются претензии, в которых раскрываются параметры, по которым оценивался уровень подготовки. Отсутствие каких навыков не дает, по мнению автора статьи, организовать полноценный процесс обучения?

1. Первое, что она выделяет, это «неумение слушать учителя».

Удивительная претензия! Если дети не слушают учителя, значит, учитель не управляет их вниманием, расписалась в своем непрофессионализме. На этом можно было бы закончить, если бы не типичность этого требования большого количества учителей. Ох уж эта мечта об авторитарной школе. Где домашний ребенок может приобрести умение слушать учителя?

Почему коммуникации учителей и родителей становятся определяющими?

Выдвигая подобное требование, педагог говорит о следствии, не указывая причину. Скорее всего, это не вопрос социальной адаптации ребенка, а сложности с психологическим развитием. У ребенка плохо сформировано произвольное внимание, он не способен концентрироваться на одном объекте больше 2−3 минут. Возможно, это проявление гиперактивности, нарушения, вызванного физиологическими и (или) социальными причинами.

2. «Неумение держать ручку, плохой графический навык».

Автор упоминает о плохо развитой мелкой моторике, но делает это вскользь. По поводу умения держать ручку — вполне справедливое требование к родителям, не следящим за тем, как ребенок держит карандаш при рисовании. Переучивать всегда сложно.

Почему коммуникации учителей и родителей становятся определяющими?

А вот графический навык формируется в школе, и главное условие овладения им — именно мелкая моторика. Родителям надо объяснять, что мелкая моторика начинает формироваться еще до года, когда ребенок начинает держать игрушки. Она формируется во время рисования, лепки, собирания конструктора, пазлов. Формируется во время занятий рукоделием.

Почему она так важна? Мелкая моторика — не только основа для формирования графических навыков, не только помощница в любом ручном труде, но главное — при ее формировании стимулируется развитие речи. Дело в том, что раздражая кончики пальцев, мы активизируем зону мозга, отвечающего за речь. Вот такая неочевидная связь.

3. «Пространственно-конструктивные нарушения».

Учитель объясняет, чему это мешает. Это мешает оформлению записей в тетради. Ох уж эти 3 клеточки вниз и 2 направо! Много споров о целесообразности таких требований.

Скорее всего, учителя волнует вовсе не умение ориентироваться, а единообразие, которое требуют от нее проверяющие инстанции. Но в любом случае, научить понятиям «верх», «низ», «право», «лево» родители должны еще до школы.

Почему коммуникации учителей и родителей становятся определяющими?

4. «Умение определять количество звуков в слове».

Речь здесь идет о фонетике, об уровне развития фонематического слуха. Вокруг изучения фонетики много споров. Находится много противников, считающих, что фонетика приводит к орфографическим осложнениям. По моему мнению, это серьезное заблуждение, продиктованное лоббированием упрощения школьного курса. В любом случае, плохо развитый фонематический слух будет препятствовать развитию речи и, как следствие, овладению грамоте.

Формированию фонематического слуха, как и фонематических представлений, надо уделять большое внимание на ранних этапах развития ребенка. Занятия не сводятся к простому анализу слов, это большая многоплановая работа. Помочь может профессиональный логопед.

Автор статьи указывает еще на 7 неразвитых навыков, которые мешают обучению. Читая эти требования, понимаешь, насколько они поверхностны, непрофессиональны. Учебный процесс загнан в жесткие рамки инструкций, требований, отчетов, в которых ребенку не осталось места. Требования к подготовке к школе давно разработаны и сформулированы профессионалами:

Как определить степень готовности ребенка к школе? Тесты на общее развитие

Тесты на речевое развитие

Итоги и рекомендации

В завершение хочется сказать несколько слов и о родителях, считающих, что обучением и развитием должны заниматься школы и развивающие центры. Если вас, действительно, беспокоит уровень развития, вам придется контролировать процесс, помогать ребенку. Придется выстраивать коммуникации с педагогом, учиться слышать друг друга.



Сохрани статью себе в соцсеть!





Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *