Лирика как род литературы: что такое лирика? — лирика как род литературы

25.07.2020

Лирическое стихотворение в принципе – это мгновение человеческой внутренней жизни, её снимок, поэтому лирика преимущественно пишется в настоящем времени, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время. Основным средством создания образа-переживания в лирике является слово, эмоциональная окраска речи, в котором переживание становится для нас жизненно убедительным. Лексика , синтаксис, интонация, ритмика, звучание – вот что характеризует поэтическую речь.

Лирика как род литературы

лирика как род литературыЛирика — (гр.лира, музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихотворные произведения) – один из родов литературы. Лирические произведения характеризуются особым типом художественного образа – образа-переживания. В отличие от эпоса и драмы, где в основе образа лежит многостороннее изображение человека, его характера в сложных взаимоотношениях с людьми, в лирическом произведении перед нами целостное и конкретное состояние человеческого характера.

Восприятие личности не требует ни обрисовки событий, ни предыстории характера. Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир поэта, но вместе с тем он должен быть и общественно значим, нести в себе общечеловеческое начало. Для нас важно как то, что данное переживание было прочувствовано данным поэтом в определённых обстоятельствах, так и то, что это переживание вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Вот почему лирическое произведение всегда содержит вымысел.

Обстоятельства могут быть широко развернуты в лирическом произведении (Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…») или воспроизведены в свёрнутом виде (Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…»), но они всегда имеют подчиненное значение, играют роль «лирической ситуации», необходимой для возникновения образа-переживания.

Лирическое стихотворение в принципе – это мгновение человеческой внутренней жизни, её снимок, поэтому лирика преимущественно пишется в настоящем времени, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время. Основным средством создания образа-переживания в лирике является слово, эмоциональная окраска речи, в котором переживание становится для нас жизненно убедительным. Лексика , синтаксис, интонация, ритмика, звучание – вот что характеризует поэтическую речь.

Лирическая эмоция – сгусток душевного опыта человека.

Для лирики характерен разговор о прекрасном, провозглашение идеалов человеческой жизни. В лирике может быть сатира, гротеск, но основная масса лирических стихотворений все-таки принадлежит к другой области. Принцип лирического рода: как можно короче и как можно полнее.

Источник: http://www.bukinistu.ru/lirika-kak-rod.html

Лирика как род литературы. Лирические жанры

Лирика как литературный род противостоит эпосу, и драматургии, поэтому при ее анализе следует в высшей степени учитывать родовую специфику.Если эпос и драма воспроизводят человеческое бытие, объективную сторону жизни, то лирика – человеческое сознание и подсознание, субъективный момент. Эпос и драма изображают, лирика выражает. Можно даже сказать, что лирика принадлежит совсем к другой группе искусств, чем эпос и драматургия – не к изобразительным, а к экспрессивным.

Сказанное касается в первую очередь изображенного мира, который в лирике строится совсем не так, как в эпосе и драме. Стилевая доминанта, к которой тяготеет лирика, – это психологизм, но психологизм своеобразный. В эпосе и отчасти в драме мы имеем дело с изображением внутреннего мира героя как бы со стороны, в лирике же психологизм экспрессивен, субъект высказывания и объект психологического изображения совпадают. Вследствие этого лирика осваивает внутренний мир человека в особом ракурсе: она берет по преимуществу сферу переживания, чувства, эмоции и раскрывает ее, как правило, в статике, но зато более глубоко и живо, чем это делается в эпосе.Подвластна лирике и сфера мышления; многие лирические произведения построены на развертывании не переживания, а размышления (правда, оно всегда окрашено тем или иным чувством). Такая лирика («Брожу ли я вдоль улиц шумных. » Пушкина, «Дума» Лермонтова, «Волна и дума» Тютчева и т.п.) называется медитативной. Но в любом случае изображенный мир лирического произведения – это прежде всего психологический мир. Это обстоятельство особенно следует учитывать при анализе отдельных изобразительных (правильнее было бы называть их «псевдоизобразительными») деталей, которые могут встречаться в лирике. Заметим прежде всего, что лирическое произведение может обходиться и вовсе без них – так, например, в стихотворении Пушкина «Я вас любил. » все без исключения детали психологические, предметная детализация полностью отсутствует. Если же предметно-изобразительные детали и появляются, то они выполняют все ту же функцию психологического изображения: либо косвенно создавая эмоциональный настрой произведения, либо становясь впечатлением лирического героя, объектом его рефлексии и т.п. Таковы, в частности, детали пейзажа. Например, в стихотворении А. Фета «Вечер» нет, кажется, ни одной собственно психологической детали, а есть лишь описание пейзажа. Но функция пейзажа здесь – при помощи подбора деталей создать настроение покоя, умиротворенности, тишины. То же самое можно сказать и о встречающихся в лирических произведениях деталях портрета и мира вещей – они выполняют в лирике исключительно психологическую функцию. В лирическом произведении мы не анализируем ни сюжета, ни персонажей, ни предметных деталей вне их психологической функции, – то есть не обращаем внимания на то, что принципиально важно в эпосе. Зато в лирике принципиальную значимость приобретает анализ лирического героя.

Лирика тяготеет к малому объему и, как следствие, к напряженной и сложной композиции. В лирике чаще, чем в эпосе и драме, применяются композиционные приемы повтора, противопоставления, усиления, монтажа. Исключительную важность в композиции лирического произведения приобретает взаимодействие образов, часто создающее двуплановость и многоплановость художественного смысла.

Стилевые доминанты лирики в области художественной речи – это монологизм, риторичность и стихотворная форма. Лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев построено как монолог лирического героя, поэтому нам нет необходимости выделять в нем речь повествователя (она отсутствует) или давать речевую характеристику персонажей (их тоже нет).Однако некоторые лирические произведения построены в форме диалога «действующих лиц» («Разговор книгопродавца с поэтом», «Сцена из «Фауста» Пушкина, «Журналист, читатель и писатель» Лермонтова). В этом случае вступающие в диалог «персонажи» воплощают в себе разные грани лирического сознания, поэтому не имеют своей собственной речевой манеры; принцип монологизма выдерживается и здесь. Как правило, речь лирического героя характеризуется литературной правильностью, поэтому анализировать ее с точки зрения особой речевой манеры также нет необходимости.

Случай, когда лирика использует не стихотворную, а прозаическую форму (жанр так называемых стихотворений в прозе в творчестве А. Бертрана, Тургенева, О. Уайльда), подлежит обязательному изучению и анализу, поскольку указывает на индивидуальное художественное своеобразие.

Специфика лирического рода оказывает влияние и на содержательный анализ. Имея дело с лирическим стихотворением, важно прежде всего осмыслить его пафос, уловить и определить ведущий эмоциональный настрой. Во многих случаях верное определение пафоса делает ненужным анализ остальных элементов художественного содержания, особенно идеи, которая зачастую растворяется в пафосе и не имеет самостоятельного существования: так, в стихотворении Лермонтова «Прощай, немытая Россия» достаточно определить пафос инвективы, в стихотворении Пушкина «Погасло дневное светило. » – пафос романтики, в стихотворении Блока «Я Гамлет; холодеет кровь. » – пафос трагизма.

Дата публикования: 2014-11-28 ; Прочитано: 4870 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/5-6189.html

Лирика как род литературы

Обобщающий урок. Интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения.

Просмотр содержимого документа
«Лирика как род литературы»

Методическая разработка урока литературы в 6 классе.

Тема: Лирика как род литературы. Обобщающий урок (2 часа).

Цель урока: актуализация знаний учащихся, обобщение знаний о лирике как ро-де литературы.

Тип урока: интегрированный урок с применением интерактивных форм обуче-ния.

Задачи урока:

1.Совершенствование речевых и коммуникативных компетенций на основе локализованных интерактивных форм обучения (рабо-та в группах).

2.Развитие интереса к поэзии, формирование языковой чуткости.

3.Воспитание чувства патриотизма, любви к своему языку и род-ной природе.

Оформление урока:

1.Раздаточный материал

б)распечатка вопросов к стихам,

а)репродукции картины Э.Грабаря «Февральская лазурь»,

б)схема слова — разгадки кроссворда,

в)новые литературные термины (оксюморон, лирический герой).

а) иллюстрации детей к стихам, изученным ранее.

1.Организационный момент (тема и задачи урока). Вступительное слово учителя:

1)О работе групп, задачах капитана, оценочных листах;

2)О работе на предыдущих уроках (учились понимать, анализировать стихи — выучили некоторые тропы; рисовали иллюстрации, учились выразительно читать стихи. Все эти навыки теперь нужно применить на практике).

2.»Мозговой штурм» (разминка).

Цель — активизировать внимание учащихся.

Каждая группа выбирает одно из прочитанных стихотворений (см. учебник), оп-ределяет в нём 4 ключевых слова и предлагает их вниманию других команд, кото-рые должны угадать стихотворение.

3.Короткая беседа о лирике как роде литературы

1)Назовите роды литературы, которые вы знаете?

2)Чем отличается лирика от эпоса? (Выражает чувства, переживания поэта. Не изображает, а выражает. Чаще существует в стихотвор-ной форме.)

3)Что такое стихотворная речь? (Ритм, рифма, инверсия).

4)Как вы понимаете выражение «поэтический мир»? (Все стихи автора составляют картину «поэтического мира». У каждого человека свой, неповторимый, характер, который отражается в каждом стихотворе-нии).

5)Что означает выражение лирический герой? (Лирический герой — тот, чей голос мы слышим в стихотворении).

Учитель: У каждого поэта свой неповторимый характер, свой поэтический мир. Мы прочитали дома много стихов, казалось бы, об одном и том же: о род-ной природе, о кровной связи человека с родной природой. Но какие раз-ные, непохожие голоса звучали в них! Сегодня мы проанализируем пей-зажные стихи Есенина, Бунина, Огарёва, Фета об одном, хорошо нам всем знакомом дереве — берёзе, постараемся понять, чем и почему они разли-чаются.

4.Анализ стихов по группам. Выполнение иллюстраций к стихам.

1) Н. Огарёв «Кривая берёза» (отрывок)

Вопросы к стихотворению Н.П.Огарёва «Кривая берёза»:

1.Каким настроением проникнуто стихотворение?

2.Что почувствовали вы, читая его?

3.Что в берёзе увидел Огарёв?

4.С чем в памяти автора связана берёза?

5.Какие стихи других авторов напомнила вам «Кривая берёза»? По-чему?

6.Почему в стихотворении нет нарочитой «красивости», мало мета-фор, эпитетов?

7.Определите размер и рифму стихотворения, приведите примеры об-разных средств.

8.Подумайте, какие опорные слова следует выделить при чтении, как расставить паузы. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

2)И.А.Бунин Северная берёза»

Вопросы к стихотворению И. А. Бунина «Северная береза»:

1.Каким настроением проникнуто стихотворение?

2.Что почувствовали вы, читая его?

3.Какой увидел берёзу Бунин?

4.Какие художественные средства помогают изобразить дерево как живое существо?

5.Как вы понимаете финал стихотворения? В какой символ вырастает берёза у Бунина?

6.Предложите своё название стихотворения.

7.Определите размер и рифму стихотворения, как они помогают по-нять замысел автора.

8.Подумайте, какие опорные слова следует выделить при чтении, как расставить паузы. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

3)А.А.Фет «Печальная берёза»

Вопросы к стихотворению А.А.Фета «Печальная берёза»:

1.Каким настроением проникнуто стихотворение?

2.Что почувствовали вы, читая его?

3.Какой увидел берёзу Фет?

4.Почему берёза «печальная»? Кто её такой увидел?

5.С помощью каких художественных средств поэт показывает, что сама берёза безучастна к происходящему?

6.Какие ещё средства художественной выразительности исполь-зованы в стихотворении?

7.Определите размер и рифму стихотворения.

8.Подумайте, какие опорные слова следует выделить при чтении, как расставить паузы. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

4) С.А.Есенин «Берёза»

Вопросы к стихотворению С. А. Есенина «Береза»:

1.Каким настроением проникнуто стихотворение?

2.Что почувствовали вы, читая его?

3.Рисуя берёзу, Есенин передаёт поэзию и нежность русской зимы. Какими художественными средствами поэт создал образ зимы?

4.Как красоту зимней природы дополняет берёза? Какой её уви-дел поэт?

5.Определите размер и рифму стихотворения.

6.Подумайте, какие опорные слова следует выделить при чтении, как расставить паузы. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

После анализа: Следует выразительное чтение стихов (повторное).

Обобщение учителя:

Лирика — род литературы, цель которого не столько изображение, сколько выра-жение авторских чувств. Именно поэтому стихи, посвящённые одному дереву — берёзе, получились совершенно разными, ведь они отражают чувства, эмоции разных авторов.

Недавно мы изучали другой род литературы — эпос. Теперь вам предстоит определить отличительные черты эпоса и лирики.

Источник: http://multiurok.ru/files/lirika-kak-rod-litieratury.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *