Кому стоят конные памятники в Санкт-Петербурге?
20.11.2019
Украшением площадей Северной столицы традиционно считаются известные конные монументы. Традиция ставить изваяния на конях унаследована, скорее всего, от древнего Рима. Что же интересного в этом плане есть в Петербурге? |
Памятник Петру I
Четыре царя и святой
Конные памятники в столице Российской империи воздвигались с XVIII по XXI века. Самый современный памятник полководцу и святому Александру Невскому был установлен в 2002 году
Памятник Александру Невскому в Санкт-Петербурге на площади Александра Невского перед Александро-Невской лаврой
В XVIII веке, еще при жизни Петра I, возникает идея соорудить памятник великому императору. Он завершен был, правда, уже после смерти царя, в 1747 году, а открыт в 1800-м. О нем речь пойдет немного позже.
Также в XVIII веке воздвигается известнейший и непревзойденный по величию и гениальному исполнению скульптора Э.-М. Фальконе «Медный всадник», ставший символом города, лучшим монументальным портретом Петра Великого и воплощением идеи государственности.
Во второй половине XIX века на Исаакиевской площади устанавливают памятник государю Николаю I. В советское время к царю приклеился ярлык «душителя свобод», памятник чудом избежал сноса, возможно, в этом помогла гениальность инженерного расчета — фигура на вздыбленном коне держится только на двух точках опоры. Скульпторами этого проекта были гениальные П. Клодт и О.-Р. Монферран.
Памятник Николаю I
Начало XX века, породившего столько исторических катаклизмов, трагически повлиявших на историю России, подарило «Северной Пальмире» монумент-карикатуру, памятник императору Александру III. «Обормот на бегемоте», — язвили зубоскалы. Проект скульптора П. Трубецкого был возведен на Знаменской площади, теперь — площадь Восстания.
Памятник простоял там до 1937 года, после чего его скрыли на внутреннем дворе Русского музея, куда не было доступа посетителям и памятник можно было лишь случайно заметить из окна. И только в 90-е годы прошлого века особенная статуя Александра III появилась у входа в Мраморный дворец.
Памятник Императору Александру III во дворе Мраморного дворца в Санкт-Петербурге
9 мая 2002 года конный монумент небесному покровителю города на Неве, Святому Благоверному князю Александру Невскому, украсил собою площадь перед Александро-Невской Лаврой. Памятник выполнен по проекту скульптора В. Козенюка. Облик скульптуры отсылает нас к православной иконе.
Первый конный памятник в России
Перед фасадом Михайловского замка в Санкт-Петербурге стоит конный памятник, он изображает царя Петра I. Если судить по одежде, то не сразу догадаешься, кто всадник — римский император или русский царь. Но если подойти поближе, то, даже не прочитав надписи на постаменте, а только глядя на лицо статуи, узнаешь в нем императора Петра I.
Величава, спокойна и торжественна поза всадника. Образ царя-плотника — стремительного, неистового, решительного и страшного в гневе — не вяжется с обликом, представленным скульптором. Но таковы были требования и вкусы XVIII века.
Памятник Петру I перед Михайловским замком в Петербурге
История памятника и «игры престолов»
Идея поставить памятник, знаменующий победу русских войск над шведами, принадлежала самому Петру I. Но долгое время не находилось мастера, способного воплотить замысел царя.
В 1716 году по заключенному контракту из Парижа в Санкт-Петербург приезжает итальянский скульптор Бартоломео-Карло Растрелли. Скульптор знал о развивающемся строительстве новой столицы, его манили перспективы широкой деятельности. Надежды его вскоре оправдываются, к концу года он получает заказ от царя на создание конной статуи.
Быстро пошла работа. Готов эскиз на бумаге, а затем и свинцовая модель. Стремясь точнее передать портретное сходство, Растрелли снимает с лица Петра I гипсовую маску и пользуется ею в процессе работы.
Бартоломео Карло Растрелли, «Петр I»
Однако энтузиазм архитектора не всегда способствовал быстрому воплощению замысла. На то были свои причины. Так от царя Растрелли получает указание изменить проект памятника, успехи в Северной войне требовали, по мнению Петра, более грандиозного воплощения.
В январе 1725 г. Петра I не стало, и в условиях дворцовых интриг и острой борьбы за власть о монументе просто забыли. И только взошедшая на трон Елизавета, любимая дочь Петра, желая показать себя любящей дочерью, достойной славных дел отца, снова обращается к идее памятника Петру Великому.
Вот тогда из амбара извлекают забытую модель Растрелли, утвержденную самим Петром I. К сожалению, художнику не довелось увидеть воплощения в металле своего творения. В 1744 году Бартоломео-Карло Растрелли умер.
Сын скульптора, Бартоломео-Франческо Растрелли, взялся продолжить и завершить дело отца. Растрелли-сын подобрал нужных мастеров-литейщиков, которые работали еще с его отцом, получил одобрение царицы, и его стараниями статуя в бронзе была, наконец, отлита.
Лукас Конрад Пфанцельт, «Портрет архитектора Бартоломео Франческо Растрелли»
Заветным желанием Растрелли-младшего была установка памятника на специально спроектированной площади перед Зимним Дворцом, над проектом которого в то время трудился архитектор. Но отлитому памятнику пришлось еще долго простоять в амбаре Литейного двора.
При Екатерине II Растрелли был отстранен от должности придворного архитектора, получил отставку и покинул Санкт-Петербург в 1764 г. Новая царица также мнила себя продолжательницей дел Петра I и также хотела украсить столицу памятником в его честь. А заодно и прославить свое имя.
Царица отклоняет предложение использовать готовый растреллиевский памятник, одобренный Елизаветой, и приказывает создать новый монумент «с пьедесталом и со всеми принадлежностями», который во всем блеске воплощал бы величие императора. Таким памятником стал Медный всадник.
Монумент Растрелли, отвергнутый Екатериной II, установлен в 1800 году перед Михайловским замком по велению Павла I, который с детства не любил свою мать и поступал наперекор ее желаниям и делам. Павел приказал поставить памятник с надписью: «Прадеду правнук 1800», — разместив его перед своей новой резиденцией, в которой он вскоре был убит.
Город на Неве украшает множество скульптур и памятников с анималистическими элементами — конные статуи, скульптуры на триумфальных воротах. А еще — молчаливые львы, замершие над каменными шарами. И каждый памятник помнит не только об истории города, но хранит и свою непростую историю.
- Какими были вагоны в нашей стране раньше?
- Всероссийский день призывника: чем интересен этот праздник и как его отмечают?
- Когда появилась научная фантастика?
- Куда сходить в Санкт-Петербурге? На выставку картин Ильи Репина!
- Что посмотреть в Санкт-Петербурге? «Петербург в миниатюре»
- Песни борьбы и протеста - 2. Кто написал песню «Bella ciao»?
- Что такое ямская гоньба?
- Песни борьбы и протеста - 3. Как Сальвадор Альенде проиграл, а песня «El Pueblo Unido» победила?
- Песни борьбы и протеста - 1. Какую песню цитировали Мартин Лютер Кинг и президент Джонсон?
- Как жила Россия в Смутное время?
Добавить комментарий