Как художник Василий Верещагин показал суть любой войны?

23.03.2018

Всю жизнь любил он рисовать войну.
Беззвездной ночью, наскочив на мину,
Он вместе с кораблем пошел ко дну —
Не дописав свою последнюю картину.
© К. Симонов

Василий Верещагин родился осенью 1842 года в городе Череповце в семье местного предводителя дворянства. Все четыре брата Верещагины были отданы отцом в различные военные учебные заведения, дабы служить отчеству, как и должно поступать дворянам.

Как художник Василий Верещагин показал суть любой войны?

В. В. Верещагин, «Апофеоз войны», 1871 г.

Василий учился в морском кадетском корпусе. По окончании, недолго прослужив во флоте, уволился со службы, выбрав себе другую стезю. В 1860 году он поступил в Академию художеств и начал учиться на художника. Учеба длилась около 6 лет. Учился он и в Петербургской Академии художеств, и в Парижской Академии, и у парижского мастера живописи и скульптуры Жана-Леона Жерома.

Как художник Василий Верещагин показал суть любой войны?

В. Верещагин в период окончания Морского кадетского корпуса

Весной 1866 года, закончив курс Парижской Академии, Василий Верещагин возвращается в Россию. Вскоре он принимает приглашение генерала Кауфмана, Туркестанского генерал-губернатора, состоять при нем штатным художником. Приехав в Самарканд вскоре после его взятия 2 мая 1868 года, художник оказался на войне: в Самарканде произошло восстание, и русским в цитадели города пришлось выдержать жесточайшую осаду.

Василий Верещагин был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени за отвагу в бою при обороне цитадели города Самарканд. И за то, что личным примером, с ружьем в руке, увлек за собой в атаку солдат, отбросив нападавших.

Именно в это время Верещагин-художник начал свою Туркестанскую серию — серию картин, показывающих войну без лоска и маршей победы, войну, как она есть.

Как художник Василий Верещагин показал суть любой войны?

В. В. Верещагин, «Нападают врасплох», 1871 г.

Правда войны — кровь и трупы, а не победные фанфары и герои в блистающих доспехах на великолепных конях, попирающих разбитого врага. Не султаны дыма, величественно плывущие над полем брани, а результаты работы картечи, рваные мундиры, рваные тела, войсковые лекари в крови, латающие дырки в людях… И трупы, трупы, трупы — на полях закончившихся сражений, на спине, на боку, лежащие ничком. Их жизнями были куплена победа над врагом и ордена генералам.

Или картина «Апофеоз войны» — пирамида из человеческих черепов. Когда-то, усмиряя какое-то восстание, военачальник приказал отрубить головы всем бунтовщикам — и живым, и мертвым, а из голов сложить пирамиду на радость воронам, всегда пирующим на полях сражений. Прошло много лет, от голов остались только отбеленные солнцем черепа в виде пирамиды.

Пирамида черепов — как апофеоз войны. Ужасно неудобно, ведь тогда на войну принято было смотреть, как на благородное дело.

Закончена была Туркестанская серия в 1873 году в Мюнхене. В ее состав входили 13 картин, 61 этюд и 133 рисунка. Первая ее экспозиция происходила в Лондоне. Затем в России — сначала в Петербурге, потом в Москве.

Как художник Василий Верещагин показал суть любой войны?

Мастерская В. В. Верещагина в его доме в Нижних Котлах

Отзывы о серии в российском обществе того времени были премерзкие. Император Александр II, судя по официальной записи, «очень резко выразил своё неудовольствие», а наследник, великий князь Александр, будущий император Александр III, сказал так: «…либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек».

Как же, война, благородное дело для настоящих мужчин, была показана не радостным парадом с развевающимися знаменами и звуками фанфар, не далеким полем боя, закрытым клубами порохового дыма, где двигаются и падают далекие фигурки, а близко и предельно грубо: вот азиат рассматривает отрезанную голову русского солдата, которую он держит за волосы (картина «После удачи»), или вот русский солдат закуривает, стоя над кучей окровавленных трупов врагов (картина «После неудачи»).

Или картина «Смертельно раненный». Бежит русский солдат. Живот в крови. Значит, ранен в живот. Он скоро умрет — хотя пока еще на что-то надеется и бежит.

Как художник Василий Верещагин показал суть любой войны?

В. В. Верещагин, «Смертельно раненный», 1871 г.

Однако неприятие картин художника высшим светом не помешало Академии Художеств присвоить Верещагину звание профессора Академии (от которого он отказался).

Серию картин купил Третьяков, выставив их в своей галерее. А Верещагин уехал из России. Сначала в Европу, потом в Индию, посетил Тибет, потом вернулся в Париж. Узнав о начале Балканской войны, Верещагин немедленно возвращается в Россию. Его причисляют к адъютантам главнокомандующего Дунайской армии — с правом свободного перемещения по всему театру военных действий, но без содержания от казны, за свой счет.

Он участвует в ряде боевых операций и сражений. При установке мин на реке Дунай попадает в баталию, в которой получает пулевое ранение в ногу. Ранение тяжелое, едва не закончилось гангреной и ампутацией. Вылечившись, он снова пишет беспощадно правдивые картины о войне — Балканский цикл.

Вот картина «Скобелев под Шипкой». Генерал Скобелев, победитель турок, которому тогда рукоплескала вся Россия, герой газет и журналов, гарцует перед выстроенными войсками-победителями. Кажется, даже слышно слитное «ура», в воздух летят фуражки…

Как художник Василий Верещагин показал суть любой войны?

В. В. Верещагин, «Скобелев под Шипкой», позднее повторение одноименной картины 1880-е гг.

Но все это — на заднем плане картины. А на переднем — укрепления Шипки, только что взятые штурмом. Трупы, трупы, трупы. Мертвые русские солдаты от убитых турков отличаются только цветом формы. Они лежат на заснеженной земле рядом и вперемежку, их жизни закончились одинаково.

Балканский цикл тоже был принят высшим обществом России в штыки. А знаменитый художник опять уехал из России и путешествовал по всему миру. Был в Палестине, в США, на Кубе, еще раз побывал в Индии, был на Филиппинах и в Японии.

Когда в 1904 году началась Русско-Японская война, поехал туда. Был вместе с адмиралом Макаровым на броненосце «Петропавловск». И, как и адмирал Макаров, погиб, когда броненосец подорвался на японской мине недалеко от Порт-Артура.

В русских газетах того времени о его гибели писали: «Россия скорбит о гибели адмирала Макарова. А о гибели Верещагина скорбит весь мир». Счастливая судьба очень талантливого человека…

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *