Как артисту не уйти бесследно? Памяти Олега Табакова

15.03.2018

12 марта 2018 года в московской клинике ушел из жизни Олег Табаков — известная личность, величайший российский актер и режиссёр театра и кино, талантливый педагог, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Художественный руководитель и директор МХТ им. А. П. Чехова, основатель и художественный руководитель Московского театра под руководством Олега Табакова («Табакерка»), президент фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания», член Совета по культуре и искусству при Президенте России.

Как артисту не уйти бесследно? Памяти Олега Табакова

На церемонии вручения премии «Золотая маска», 19 апреля 2017 года

Олег Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове, в семье врачей Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской.

Детство в коммунальной квартире в самом центре Саратова не просто вспоминалось им как самые счастливые годы, но и стало своеобразным мерилом всего настоящего. Все его известные метафоры подбираются из того времени. Сравнение с бабушкиными помидорами, которые она отбирала на рынке под засолку, отбирала «как для себя», применяется и к системе отбора учеников, и к самой актерской школе.

Саратовская коммуналка, где в одной квартире проживало сразу семь семей — поляки, эстонцы, русские, даже несчастная, от неразделенной любви, цыганка Маня. У него и самого «волжский коктейль» в крови: украинцы, поляки, мордвины, русские. И все это многообразие делало его богаче, наполняло чувством национальной полноценности. Он легко «доставал из себя» любой народ с присущими ему чертами и создавал образ, в который невозможно не влюбиться.

Саратовская коммуналка, в которой уживались «важные» и многодетные, вечно пьющие и гуляющие семьи, где известный саратовский психиатр, сосед Табаковых, пользовал на дому элиту партийного руководства. А маленький Олег наблюдал за манипуляциями кодирования от алкоголя из-под кровати, наблюдая перемену голосовых модуляций от колдовского внушения до воркования с супругой тоненьким голосом. Именно коммуналка стала первой школой перевоплощений для ребенка, жадно впитывающего многообразие жизни.

Как артисту не уйти бесследно? Памяти Олега Табакова

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Олег Павлович ТАБАКОВ

Безмятежность закончилась в 1941. Отец в первые дни войны ушел добровольцем на фронт. Начальник военно-санитарного поезда № 87, он успел побывать на Кавказе, на Южной Украине, под Сталинградом, в Румынии. Поезд перевозил раненых с передовой в тыл, нередко становясь мишенью для воздушных бомбардировок.

Олег Табаков вспоминал войну как очень голодное время. В самом начале его мама заболела тифом и долго не могла оправиться, потому как всю еду отдавала детям: маленькому Олегу и его сводной сестре Мирре. В 1943 г. мать вывозит их в городок Эльтон, где устраивается в военный госпиталь. Это была возможность прокормить детей.

Это голодная память сформирует в актере Табакове почти раблезианскую страсть к жизни, к ее плотской простой основе. Жизнь он, прежде всего, ощущал на вкус и поглощал. Он всегда носил с собой какие-то баночки, коробочки и щедро одаривал всех леденцами, конфетами. Он вообще любил угощать, выстраивая общность через совместную трапезу.

Семья вернулась после войны в Саратов. Родители развелись, но жили по соседству. Олег Павлович с удивительным теплом вспоминал родственников. Об отце он говорил, что

«он относился к тому малочисленному отряду мужчин, которым отпущен талант сначала подумать о женщине, а потом уже о себе… Господи, как бы я хотел пожелать сыновьям своим успеть насытиться мною, ибо чем дольше я живу, тем больше понимаю, как мало я был с отцом — и с матерью тоже, но с отцом особенно. И если было, у кого поучиться человеческому достоинству, то прежде всего, у него».

И это чувство достоинства, и компетентность суждений, часто скрываемые под маской лицедейства, все это в высшей мере было присуще и самому Олегу Павловичу.

Драмкружок «Молодая гвардия» при Дворце пионеров стал первым, самым важным опытом юного Олега. Педагога Наталью Иосифовну Сухостав Олег Павлович всегда называл своей крестной мамой в актерской профессии. Позже он и сам станет крестным отцом для многих выдающихся актеров земли саратовской. Его ученик Евгений Миронов в интервью называет своего учителя отцом:

«Олег Павлович — отец. Он научил меня всему, что я сейчас знаю и умею в жизни. Только благодаря ему я стал таким, каким стал».

Саратовская театральная школа всегда была очень сильной. В Москве Олег Табаков поступает сразу в Школу-студию МХАТ и в ГИТИС. Он отдал предпочтение первому, так как считал этот вуз «вершиной театральной педагогики».

В 1956 году он с группой единомышленников-выпускников МХАТовской школы (среди них были Олег Ефремов, Игорь Кваша, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев и др.) основал театр «Современник» (тогда он назывался «Студия молодых актеров»). В качестве пробы пера выбрали спектакль «Вечно живые»: худруком был Олег Ефремов (он же исполнял роль Бороздина), Табаков играл студента Мишу.

С 1957 по 1983 год Олег Табаков являлся ведущим артистом «Современника». Его роли в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история» снискали невероятный успех.

В 1970 году, после назначения О. Н. Ефремова художественным руководителем МХАТ, Табаков принял решение стать директором театра и способствовал утверждению Г. Б. Волчек на должность главного режиссёра театра «Современник». В 1983 году по приглашению Олега Ефремова перешёл во МХАТ.

С 1973 года занимался преподавательской деятельностью, сначала на базе ГИТИСа, в 1986-2000 годах был ректором Школы-студии МХАТ, где выпустил четыре актёрских курса, руководил совместной аспирантской программой Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США). В 1992 году основал Летнюю школу имени К. С. Станиславского в Бостоне (США).

С сентября 2010 года, с приходом первых студентов в открытый театральный колледж при «Табакерке», являлся художественным руководителем колледжа и преподавателем актёрского мастерства, продолжая традиции актёрской школы Станиславского и Немировича-Данченко.

Как артисту не уйти бесследно? Памяти Олега Табакова

На церемонии награждения Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 10 декабря 2015 года

В 1977 году, получив в распоряжение бывший угольный склад, своими руками и руками учеников отмыв и отремонтировав, Олег Табаков открывает новый театр, превратившийся позднее в знаменитую «Табакерку». Появление этого театра критики восприняли довольно скептично, а вот зрители сразу полюбили новое детище Табакова.

1986 год — первый заместитель министра культуры подписал приказ о создании трёх московских театров-студий, одним из которых был театр-студия под руководством Олега Табакова.

1 марта 1987 года — завершена реконструкция подвала на ул. Чаплыгина, 1а. Табаков ставит спектакли в подвале, играет сам и воспитывает актёров.

С 2000 года Олег Табаков параллельно совмещает художественное руководство двумя театрами, работу в МХТ имени А. П. Чехова и Театре под руководством О. Табакова в качестве актёра, руководство кафедрой мастерства актёра в Школе-студии МХТ, обучение студентов и режиссуру за границей, продюсирование, съёмки в кино- и телефильмах.

В 2004 году Табаков стал обладателем премии «Чайка» в номинации «Сердца ангела».

Перечисление театральных и кинематографических ролей заняло бы не одну страницу. Он начинал как «Розовский мальчик» — в ролях наивных, открытых, романтичных, жизнелюбивых юношей с обостренным чувством справедливости. Позже у него сформировалась харизма «остойчивости» (его любимое слово), харизма непредсказуемости человеческого проявления. И это человеческое всегда проступает в нем даже в отрицательных персонажах. Он играет так, что зритель начинает различать полутона, начинает различать человека и порок. Именно над пороком он смеется, плачет, именно его узнает в своих душах.

Как артисту не уйти бесследно? Памяти Олега Табакова

Кот Матроскин из скульптурной композиции в Саратове, август 2015 г.

Олег Павлович с необычайным талантом создал и примерил множество масок, среди которых (голосовая) — роль популярнейшего кота Матроскина. Во всеобщей любви к этому персонажу есть что-то метафизическое. В психотипе жуликоватого, но безумного обаятельного кота, многие видят психотип человека настоящего. Не случайно скульптурная композиция, которую установили на театральной площади его родного города к 80-летию известного артиста в 2015 году, содержит две фигуры — молодого Олега Табакова и самого известного кота — Матроскина.

Последние дни к памятнику несут цветы. Фигура юноши сделана таким образом, что цветы можно вложить в руки, как артисту после спектакля…

Как артисту не уйти бесследно? Памяти Олега Табакова

Олег Табаков на открытии памятника Олегу Табакову, 29 августа 2015 г.

«Жизнь несовершенна, но миром правит отнюдь не то самое вещество. Им управляет вера, твое собственное желание сотворить что-то и не уйти бесследно. Надеюсь, именно этим питалась моя настоящая жизнь», — Олег Табаков, книга «Моя настоящая жизнь».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *