Где мы впервые услышали фальцет Владимира Преснякова? История песен «Зурбаган» и «Острова»

После всесоюзного успеха «Д’Артаньяна и трёх мушкетёров» режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич продолжил делать ставку на фильмы музыкальные — причём с модным эстрадным уклоном. Решение было беспроигрышным — в 1980-е «звёзды» вроде Боярского, Пугачёвой и Леонтьева становятся чуть ли не главными героями эпохи, уверенно обошедшими «потускневших» космонавтов, альпинистов и геологов.

Где мы впервые услышали фальцет Владимира Преснякова? История песен «Зурбаган» и «Острова»

Владимир Пресняков

К сожалению, в последующих работах режиссёра песни всё больше заслоняли собой содержание. Зрители прекрасно знали такие хиты, как «Всё пройдёт», «Городские цветы», «Белая дверь», «Робинзон», но о чём были сами фильмы, вспоминали с трудом. Кинокартина 1985 года «Сезон чудес», снятая по повести Сергея Абрамова, вообще напоминала сборник видеоклипов, нанизанных на блеклую сюжетную линию.

Где мы впервые услышали фальцет Владимира Преснякова? История песен «Зурбаган» и «Острова»

В подобном духе был сделан и фильм «Выше радуги» (1986). Правда, с сюжетом, снова почерпнутым из произведения Абрамова, дела здесь обстояли получше. В основу легла фантастическая история подростка по прозвищу Алик Радуга — талантливого поэта и никудышного спортсмена. Однажды морская Сирена наделяет его даром прыгать выше всех — в обмен на обещание никогда не врать… Но и в этом фильме Хилькевича этические проблемы терялись на фоне бесконечных песен, танцев и романтической лабуды.

Как и в «Сезоне чудес», над саундтреком работал тандем композитора Юрия Чернавского и поэта Леонида Дербенёва. Работа снова удалась на славу: две песни из фильма — «Зурбаган» и «Острова» — стали всесоюзными музыкальными хитами. Первая отсылала нас к миру «Алых парусов» с мечтательной девушкой Ассоль и вымышленным приморским городом Зурбаганом. Мотив песни можно услышать в самом начале фильма, где Алик её ещё только сочиняет, а полная версия звучит уже ближе к концу.

Вторая композиция, более известная в народе как «Спит придорожная трава», предварялась следующим диалогом героев:

— Эх, я молока выпил.
— Какого?
— Коровьего.
— При чем здесь корова?
— Как при чем? Она живет около железной дороги.
— Ну и что?
— А то, что корова щиплет травку, которая растет между рельсами, а по рельсам идут-идут поезда, а в поездах живут путешественники…
— Понятно. И ты выпил молоко путешествий!

Песни были хороши уже сами по себе, но огромную роль в их успехе сыграло необычное для советской эстрады исполнение. Да, в СССР уже был свой мастер фальцета — Александр Градский, но он использовал фальцет дозированно — как одну из «красок». А вот чтобы вся песня звучала в подобной манере, по-моему, такого у нас ещё не было…

Тут надо сказать, что фильм сыграл переломную роль в судьбе, как минимум, двух подростков. Первый — 16-летний Дима Марьянов. Именно роль Алика стала дебютом для будущего актёра и участника знаменитого «Квартета И», который неожиданно рано уйдёт из жизни — в 2017 году. Сам Марьянов со смехом вспоминал, что в «Выше радуги» он был полностью лишён своего голоса. Учитывая неопытность подростка, озвучивал его Дмитрий Харатьян. Ну, и пел, разумеется, совсем другой человек…

Поначалу создатели фильма планировали пойти по старому проверенному пути — ломкое и высокое подростковое пение должна была имитировать певица. Всё изменил случай.

Однажды Юрий Чернавский зашёл в гости к своему другу — Владимиру Преснякову. Тогда к фамилии участника группы САМОЦВЕТЫ ещё не было принято прибавлять приставку «старший», хотя «младший» Владимир Пресняков в семье уже присутствовал (он был всего на год старше Марьянова). Чернавский услышал, как юный Володя ради шутки пародирует манеру американского джазового певца Эла Джерро, и понял — это то, что надо…

Юрий Чернавский:

«Фальцет Володи настолько удачно „лёг“ на образ Димы Марьянова, что создавалось полное ощущение целостности и органичности. А слова текстов песен Леонида Дербенёва, несмотря на свою замысловатость, моментально запомнились».

В итоге Пресняков-младший исполнил в фильме целых четыре песни: «Зурбаган», «Острова», «Кот в мешке» и «Фотограф». И хотя он даже засветился на экране в эпизодической роли парня, чинившего старый автомобиль, зрители долго не могли понять, кто же всё-таки поёт за Алика — мальчик или девочка?

Впрочем, другие исполнители (за исключением Михаила Боярского, сыгравшего отца Алика) вовсе остались за кадром. Например, за Сирену пела Алла Пугачёва, а за героиню Кати Парфёновой — украинская певица Вика Врадий. Да-да, та самая будущая «Сестричка Вика», которая спустя три года снискала успех в составе группы БРАТЫ ГАДЮКИНЫ, а потом и сольно.

Но вернёмся к Преснякову-младшему. Флёр таинственности вокруг тонкоголосого исполнителя был развеян, когда в передаче «Утренняя почта» был показан клип на «Придорожную траву».

Увидев, что весь этот «ультразвук» издаёт парень, кое-кто стал над ним насмехаться, но большинство слушателей оценили оригинальную манеру. Юноша мгновенно становится эстрадной «звездой», куда более известной, чем его папа. Бонусов добавлял и зажигательный брейк-данс, который Владимир исполнял на своих выступлениях.

Кстати, этим модным тогда танцем певец увлёкся именно на съёмках «Выше радуги». Там его исполнял танцор Гоша Борщев, и это было первое появление брейка на широком советском экране (потом уже последует фильм «Курьер» и другие).

Хотя со временем в творческом багаже Преснякова накопилось немало хитов, на каждом концерте публика неизменно требовала «Зурбаган». Самому певцу песня надоела до оскомины, и он хотел хоть как-то её обновить. Какое-то время Пресняков исполнял её в дуэте со своей второй женой — Натальей Подольской.

А в 2018 году продолжил историю песни — записал полностью «модернизированную» версию — «Зурбаган 2.0» — совместно с певцом Burito (Игорем Бурнышевым), который добавил в оригинальную песню новую музыку и текст.

Ещё более рачительный подход в отношении своей музыки показал Чернавский. Например, мелодию из песни «Сирена» можно было услышать в мультике Александра Татарского «Зайца не видали». Однако самым благодарным оказался проигрыш из инструментальной темы, которая сопровождала повторный визит Алика Радуги к той самой Сирене.

Композитор умудрился использовать сей мотив ещё 4 (!) раза, включив в такие песни, как «Город» Евгения Куликова, «Стюардесса по имени Жанна» Преснякова-младшего, «Танго разбитых сердец» Валерия Леонтьева и «Excuse me girl, if I brought your heart» из собственного альбома «По ту сторону Банановых Островов». По-моему, это своеобразный рекорд!

Инструментальная тема из к-ф «Выше радуги» (слушать с 1.13.40):



Сохрани статью себе в соцсеть!





Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *