Как Мартен ван Клеве изобразил обряд «Благословение супружеского ложа»?

…замычат спросонок советские служащие,
падая с высоких девичьих кроваток.
И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»

Нашему современнику совершенно невозможно представить высокую девичью кроватку. Когда читаешь строки эпиграфа, кажется, что это какой-то образ «для красного словца», родившийся в головах писателей. Оказывается, высокие кроватки существовали, и очень может быть, что спросонок с них кто-то падал, и не только советские служащие.

Как Мартен ван Клеве изобразил обряд «Благословение супружеского ложа»?

Мартен ван Клеве, «Благословение супружеского ложа»

Почти документальное подтверждение этому — картина «Благословение супружеского ложа» Мартина ван Клеве, фламандского художника (1527−1581). Этот художник известен своими пейзажами и жанровыми картинами со сценами из жизни крестьян, очень сходными с произведениями Питера Брейгеля Старшего.

Мартен родился в семье художника Виллема ван Клеве Старшего, который был зарегистрирован в 1518 году в антверпенской гильдии св. Луки, два его брата тоже были художниками. В 1551 году в возрасте 24 лет Мартен становится, как и его отец, мастером гильдии св. Луки в Антверпене. В течение десяти лет (1560−1570) он плодотворно работает в своей студии, сотрудничает с видными пейзажистами того времени.

Что нам показал художник? Свадьбы были, можно сказать, излюбленным сюжетом картин того времени. Но по каким-то причинам от внимания мастеров кисти ускользнул этот момент — благословение супружеского ложа. Мартен ван Клеве, судя по всему, знал об этом свадебном обряде не понаслышке.

Как Мартен ван Клеве изобразил обряд «Благословение супружеского ложа»?

Мартен ван Клеве, «Благословение супружеского ложа», 68×94 см, частное собрание

Свадебное пиршество завершается, в проеме двери смутно просматриваются фигуры (похоже, что гости сидят за столом). Дело к ночи — в раскрытую дверь видно закатное небо.

Справа — само ложе под красным одеялом. Над ним — нечто вроде балдахина из досок. На заднем плане — шкаф с декоративными тарелками. На входе в комнату — развеселый мужичок, пьющий из немаленького кувшина (надо полагать, молодой муж).

Как Мартен ван Клеве изобразил обряд «Благословение супружеского ложа»?

Священник с кропилом, фрагмент картины

Прямо перед зрителем — небольшая толпа: священник с кропилом, которым он разбрызгивает над кроватью святую воду, левее — его помощник (похоже, что он расправляет одеяло). Три женщины в белых головных уборах чуть ли не силой тащат к кровати полупьяную молодуху (она сопротивляется, может быть, еще и потому, что ей не дают допить то, что есть в ее кувшине). В красном колпаке, надо думать, ее отец. Она как бы обращается к нему за помощью, а он как бы подталкивает ее в сторону кровати.

Как Мартен ван Клеве изобразил обряд «Благословение супружеского ложа»?

Молодая жена, фрагмент картины

Что будет дальше? Доведут свежеиспеченную жену до благословенного ложа, разденут и затолкают в кровать. А тут и молодой муж на подходе. Счастливое завершение брачного пира!

Как Мартен ван Клеве изобразил обряд «Благословение супружеского ложа»?

Молодой муж, фрагмент картины

И вместе со святой водой на молодую пару сойдет благословение небес, и они приступят к выполнению одной из священных заповедей: «Плодитесь и размножайтесь!»

Почему кровати делались такими высокими? Чем ближе ложе к потолку, тем теплее. И еще одно достоинство высокой кровати: под ней можно устроить нечто вроде комода, небольшой склад имущества.

Но были и недостатки. Влезать на такую кровать надо было с использованием какого-то подмостья, табуреточки. Кроме того, при падении можно было получить травму, несовместимую с жизнью.

С течением времени соображения удобства взяли верх: когда нужно спешно покинуть ложе, намного безопаснее, чтобы оно не было таким высоким.



Сохрани статью себе в соцсеть!





Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *