Актуальна ли пощечина в защиту своей чести?

Романтизация пощечины (громкого хлопка ладонью по лицу) началась в XVII веке, преимущественно в литературе и в театре. Писателей и драматургов привлекало то, что после пощечины можно было хорошо закрутить сюжет и придать ему особую увлекательность.

Актуальна ли пощечина в защиту своей чести?

В реальной же жизни, а не в выдуманной, пощечина сначала была явлением очень редким. В высшем обществе более эффективным являлся вызов на дуэль. Но постепенно (под влиянием романов писателей и пьес драматургов) пощечина стала важным элементом вызова на дуэль. При этом появился и своего рода не писанный моральный кодекс. Он гласил, что дающий пощечину должен был быть:

  • равного социального положения;
  • примерно равного возраста с небольшой разницей;
  • обязательно приблизительно равной физической силы.

Если последние два момента не соблюдались, то вызов на дуэль можно было сделать письменно или демонстративным бросанием перчатки при свидетелях.

Актуальна ли пощечина в защиту своей чести?

И. Репин, «Дуэль»

Вызванный на дуэль мог отказаться от нее, но лишь в случае уважительной для отказа причины. Скажем, своей болезни или из-за отсутствия логики в действиях вызвавшего. В некоторых случаях ответом на пощечину становилась тоже пощечина, после чего стороны мирились и конфликт считался исчерпанным. Однако ответивший на пощечину своей пощечиной становился в обществе посмешищем с меткой труса.

Условиями дуэли допускалось, чтобы вид оружия выбирал тот, кого вызвали. В качестве оружия могли быть не только дуэльные пистолеты, сабли, шпаги, но и любые другие предметы. (Например, два стакана с неизвестными напитками, один из которых отравлен.) Но при всем этом нельзя было проигнорировать пощечину из-за резонанса в обществе (слухи и сплетни).

Таким образом, пощечина стала особой привилегией «сливок» общества. В простом народе слово «пощечина» даже не звучало никогда. Вместо него употреблялось другое слово — «оплеуха». Но она не была вызовом для «разборок», а служила в основном как средство воспитания для тех, кто в чем-либо провинился. С помощью оплеухи и подзатыльника решались многие вопросы.

Актуальна ли пощечина в защиту своей чести?

Пощечина превратилась в средство публичного унижения — оскорбление физическим действием

По мере того как дуэли становились под запретом в обществе, менялось и отношение к пощечине. Процесс особенно яркое выражение принял в Европе. Из классического вызова на дуэль пощечина превратилась в средство публичного унижения — личным оскорблением физическим действием (иногда со словами, но чаще — без комментариев).

Актуальность пощечины стала падать. «Награжденный» пощечиной мог подать иск в суд и потребовать компенсацию за причиненный моральный вред. Проще говоря, никакого запрета на пощечины не существовало, но с точки зрения психологии она стала весьма сомнительным средством при выяснении отношений.

В XIX веке о пощечине, казалось, окончательно забыли. Что произошло потом?

В XX веке «разборки» с хлопаньем ладонями по лицу снова стали популярными. В основном по той причине, что «демократизация» приобрела во многих странах чисто бюрократический характер в пользу власть имущих. Действует и сейчас двойная мораль, когда суды принимают решения не с точки зрения Закона (который якобы для всех одинаков), а с учетом социального положения пострадавшего. Это очевидно и доказательств не требует.

В итоге пощечина судами теперь чаще всего относится к мелкому хулиганскому действию и наказывается обычно штрафом. Денежную компенсацию за моральный вред обиженный получит лишь в том случае, если будут свидетели, в число которых (вспомним Остапа Бендера) записываться граждане не желают.

Актуальна ли пощечина в защиту своей чести?

Суд относит пощечину к мелкому хулиганству и наказывает штрафом

Получилось, что пощечина снова стала актуальной. «Достучаться» иском к справедливости — значительная трата сил и нервов, не говоря уж о финансовых потерях. Проще дать прилюдно пощечину обидчику (а можно и где-либо в укромном месте без них) и превратить ситуацию в элементарную драку. В такие банальные происшествия суды (заваленные более важными делами) почти не вникают и автоматически предлагают сторонам помириться.

Отсюда такое обилие нынче всякого рода «наездов» одних граждан на других с пощечинами, переходящими в драку. И кого в этом винить?



Сохрани статью себе в соцсеть!





Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *