Мировой кинематограф. Как прославился Эдгар Райт?

В жизни каждого рано или поздно наступает такой период, когда пора заявить о себе, выложиться на все сто, достигнуть апогея. Для людей искусства этот момент особенно важен, ведь часто именно он задаёт тон дальнейшей карьере творца. Британского кинорежиссёра Эдгара Райта успех настиг спустя десять лет усердного труда на своём поприще.

Мировой кинематограф. Как прославился Эдгар Райт?

Кадр из к/ф «Зомби по имени Шон», 2004 г.

Итак, молодому амбициозному режиссёру перевалило за тридцать — пришло время заявить о себе миру. В 1998 году Саймон Пегг и Джессика Хайнс пригласили Райта на пост режиссёра сериала «Долбанутые», просуществовавшего два сезона. На съёмках укрепилась связь между режиссёром и Саймоном Пеггом, на пару с которым впоследствии они задумали трилогию «Кровь и мороженое». Спустя пару лет в свет вышел первый фильм этой отбитой серии.

Успех настал. В 2004 году состоялась премьера фильма «Зомби по имени Шон». Картина стала первой гениальной работой Эдгара Райта. В ней отразились все черты его стиля.

Сюжет фильма развивается вокруг Шона — неудачника, работающего продавцом в магазине электротехники. У Шона есть друг — Эд, который тянет его на дно, и есть девушка — Лиз, которая пытается Шона со дна поднять.

Первые 25 минут фильма — экспозиция, по ходу которой зрителя вводят в курс дела, знакомят с окружением главного героя, а также задают основные сюжетные и психологические мотивы. Спустя полчаса хронометража мир, наконец, охватывает эпидемия зомби-вируса и сюжет, в принципе, заканчивается.

Мировой кинематограф. Как прославился Эдгар Райт?

Кадр из к/ф «Зомби по имени Шон», 2004 г.

Дальнейшее повествование можно описать одним словом — выживание. Именно этим герои и занимаются на протяжении оставшегося времени. Едут сначала в одно место, потом в другое, убивают зомби и в итоге приходят в паб «Винчестер», где фильм и заканчивается.

Но наш рассказ лишь на середине. Дело в том, что стиль Райта не подразумевает замысловатый сюжет, глубокие душевные перипетии героев и «вечный» посыл. Кино этого режиссёра — развлекательное, поэтому его цель — забавлять. И с этим «Зомби по имени Шон» справляется как нельзя лучше.

В основе юмора Эдгара Райта лежит визуальная игра со зрителем. Это проявляется, например, в насыщении заднего плана. Зритель привык, что всё самое важное происходит прямо перед ним, т. е. в фокусе. Но этот кинорежиссёр выводит вас из зоны комфорта, смещая центральный с точки зрения повествования объект в кадре на задний план, «замыливая» его.

Таким образом, например, показан один из главных сюжетных этапов фильмов про зомби — распространение эпидемии. Высшим пилотажем насыщения заднего плана являются сцены утреннего похода Шона в магазин, дублирующие друг друга. Если просмотреть их друг за другом, можно обнаружить не меньше десятка взаимодополняющих деталей, таких как человек, протирающий ветровое стекло, или калитка, с которой начинаются и заканчиваются обе сцены.

Мировой кинематограф. Как прославился Эдгар Райт?

Кадр из к/ф «Зомби по имени Шон», 2004 г.

Принцип «показывай, а не рассказывай» — один из главных элементов стиля Райта. Но и его режиссёр модернизировал — привёл к виду «рассказывай и показывай». В той же сцене утреннего похода Шона в магазин герой говорит пареньку, зарядившему в него мячом, следующую фразу: «Увижу тебя ещё раз — ты труп!» Ничего особенного, дежурная угроза, не подразумевающая ничего страшного. Однако через двадцать минут хронометража зрителю показывают парня второй раз, и он… зомби, т. е. труп. Получается, что сначала нам об этом рассказали, а потом и показали, превратив деталь в чеховское ружьё, что, в свою очередь заставляет вас улыбнуться.

Чеховское ружьё — деталь, возникающая в одном эпизоде и получающая развитие в последующем. Эдгар Райт — один из «гениев» чеховского ружья, оперирующий им настолько мастерски, насколько это возможно. Примером эталонного чеховского ружья является глупая приятельская шутка Эда, появляющаяся в повествовании два раза — в начале и в конце. Если при первом упоминании шутка максимум вызовет улыбку, то во второй раз заставит и посмеяться, и погрустить.

Анализировать «Зомби по имени Шон» можно до бесконечности. Фильм переполнен «чеховскими ружьями», отсылками к поп-культуре, интересными визуальными и повествовательными элементами и много чем ещё. Это поистине глубочайшее авторское произведение, но в то же время оно доступно каждому. «Зомби по имени Шон» можно смотреть, не вникая в суть происходящего, ведь даже так фильм развлекает и вызывает интерес. Актёры отрабатывают каждый цент своего гонорара, кровь и спецэффекты не режут глаз даже спустя 15 лет после премьеры.

Бюджет фильма «Зомби по имени Шон» окупился 7,5 раз. Картина заслужила множество наград, в том числе премию «Брэма Стокера» и «Сатурн». Но главное, первая часть трилогии «Корнетто трёх вкусов» принесла режиссёру мировую известность и обратила на него внимание больших киностудий. Фигурально выражаясь, на следующий день после премьеры Эдгар Райт проснулся знаменитым.

Продолжение следует…



Сохрани статью себе в соцсеть!





Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *