Как появился аргумент: «Я художник, я так вижу»?

Обычно это ироническое выражение применяют к художникам, работающим в некоторых жанрах т.н. «современного искусства». А точнее, того, которое можно условно назвать абстрактным, изображающим или представляющим всем привычное в, скажем так, нетипичном и подчас трудно узнаваемом виде.

Как появился аргумент: «Я художник, я так вижу»?

Кажется, этот аргумент существует столько же, сколько существуют сами художники. А именно художники не слишком умелые и потому изображающие мир так… «как видят».

Весьма возможно, так и обстоит дело. Однако история сохранила имя одного художника, прибегнувшего к этому аргументу. Выраженному немного иными словами, но имеющему тот же смысл.

Больше того, известны и повод, и место, даже дата произнесения исторического аргумента, внесенная в официальный протокол:

Венеция, 18 июля 1573 года.

Как появился аргумент: «Я художник, я так вижу»?

Паоло Веронезе, «Автопортрет»

Дата и место, по-моему, принципиальны: речь об Италии рубежа эпох Возрождения и Барокко. Где наверняка имелись слабые живописцы и скульпторы, но и в мастерах недостатка не было. И даже в Мастерах с большой буквы.

Одним из которых и был Паоло Веронезе, то есть «Веронец» и по происхождению, работавший в Венеции. Мастер, признанный не только потомками, но и современниками.

На самом деле, уже первая большая работа, участие в росписи Дворца дожей, принесла 25-летнему художнику известность. Так что с тех пор Веронезе почти постоянно работает в Венеции, не испытывая недостатка в заказах. Причем работает он, большей частью, в монументальной живописи: фреска, панно, большие картины, в т. ч. алтарные образы.

Заказчики соответствующие: аквилейский патриарх (епископ) — росписи палаццо Тревизан и виллы Барбаро; все то же правительство Венецианской республики; бенедектинский монастырь Сан-Себастьяно, для которого Веронезе выполняет ряд заказов на протяжении примерно 15 лет. Больше того, спустя годы мастер нашел здесь последний приют.

Напоминаю, что речь об Италии эпохи Ренессанса. А именно о Венеции, одном из ведущих государств, уже знакомых с творчеством старших современников Веронезе — Джорджоне, Тициана и Тинторетто. Как полагаете, разбирались ли заказчики в искусстве?

При этом Веронезе успешно «отметился» почти во всех жанрах живописи: религиозной, мифологической, портрете, пейзаже. Он по праву считается одним из лучших колористов, мастером работы с цветом.

Да и в целом произведения Веронезе отличаются удивительной натуралистичностью, жизнеподобием. И эмоциональностью… Впрочем, вообще свойственной позднему Ренессансу, или маньеризму.

Как появился аргумент: «Я художник, я так вижу»?

Паоло Веронезе, «Брак в Кане»

И все-таки именно Веронезе пришлось прибегнуть к тому самому аргументу, которым художники оправдывают странности своей живописи.

Дело в том, что в 1560−70 годах он, уже знаменитый, востребованный и не очень юный мастер, пишет серию «пиров» — больших многофигурных композиций. Собственно, и изображающих сцены (главным образом, библейские) с пирующими гостями.

Первая из них — «Брак в Кане». Затем два варианта «Пира в доме Симона Фарисея», и «Пир в доме Григория Великого».

Уже первая из этой серии работ отличается необычайной многофигурностью: огромный, 6,5 на почти 10 метров, холст буквально заполнен фигурами, вписанными… в интерьер эпохи Ренессанса. По крайней мере, часть фигур изображает видных современников Веронезе, в т. ч. знаменитых художников. Включая самого автора.

Как появился аргумент: «Я художник, я так вижу»?

Паоло Веронезе, «Пир в доме Симона Фарисея»

Но эта «натяжка» еще вполне укладывается в нормы той эпохи, да и антуражу самой новозаветной сцены как бы не противоречит:

«На третий день был брак в Кане и Матерь Иисуса была там. И был зван Иисус и ученики Его на брак».

То есть свадьба имеет право быть многолюдной. Правда, самого центрального персонажа, Иисуса, среди этой сутолоки не сразу заметишь… Но заказчиков-монахов такая интерпретация устроила. Вероятно, монахам виднее?

А вот с последней работой этой серии вышло нехорошо.

Предыдущие панно с «Пирами» отклонялись от соответствующих текстов в, скажем так, привычную сторону и в допустимых пределах. Во всяком случае, тот же «Брак в Кане», действительно, формально изображает Марию и Иисуса на свадьбе. А «Пир в доме Симона» — Христа на пиру.

Вот только в 1573 году художник, как считается, получил вполне конкретный заказ…

За два года до того в венецианской базилике Са́нти-Джова́нни-э-Па́оло сгорела «Тайная вечеря» работы Тициана. Не знаю, почему новую картину снова не заказали Тициану. Будучи весьма пожилым, знаменитый мастер все еще работает!

Тем не менее работу поручают Веронезе. Возможно, благодаря его специализации на монументальной декоративной живописи. А может быть, поскольку Веронезе выполняет для этого собора целый ряд заказов.

И он создает действительно громадное панно, размерами 5,5 на почти 13 метров. Скорее всего, действительно «Тайную Вечерю». «Скорее всего» — потому, что:

  • эта работа предполагалась как замена полотна Тициана на тот же сюжет;
  • именно этой работой отчего-то заинтересовалась инквизиция.

Откуда такой интерес? Давайте сравним знаменитую «Тайную вечерю» работы Леонардо да Винчи (1498 г.), другую сохранившуюся одноименную работу Тициана (1544 г.) и картину Веронезе.

Как появился аргумент: «Я художник, я так вижу»?

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»

Вот Леонардо.

Вот, через полвека, Тициан.

Как появился аргумент: «Я художник, я так вижу»?

Тициан, «Тайная вечеря»

А вот Веронезе…

Как появился аргумент: «Я художник, я так вижу»?

Паоло Веронезе, «Тайная вечеря» или «Пир в доме Левия»

По-моему, отличия бросаются в глаза?

Вот и представители инквизиции обратили внимание. Тем более что картина написана для собора, принадлежащего доминиканскому ордену. Главному оплоту инквизиции…

В Википедии приведен фрагмент протокола «беседы» Паоло Кальяри из Вероны (именно так, настоящим именем, он именуется в официальном документе!) с представителями трибунала инквизиции.

Попытаюсь привести свою подборку цитат из того же документа. Где, кстати, сам Веронезе называет свою картину именно «Тайной Вечерей».

Итак:

«мне было сказано… настоятелем Санти Джованни э Паоло… что ваши светлости приказали ему, чтобы в картине была изображена Магдалина вместо собаки. Я ему ответил, что весьма охотно сделаю все, что нужно сделать ради моей чести и для славы картины, но что, по-моему, фигура Магдалины не может быть здесь исполнена хорошо».
В о п р о с. Написали ли вы людей в этой вечере господа нашего?
О т в е т. Да.
В о п р о с. Сколько людей вы изобразили и что каждый из них делает?
О т в е т. Прежде всего — хозяина постоялого двора, Симона; затем, ниже него, решительного оруженосца, который, как я предполагал, пришел сюда ради собственного удовольствия поглядеть как обстоят дела с едою. Там много еще и других фигур, но их я теперь уже не припоминаю, так как прошло много времени с тех пор, как я написал эту картину.
В о п р о с. А для чего изобразили вы на этой картине того, кто одет, как шут, с попугаем на кулаке?
О т в е т. Он там в виде украшения, так принято это делать."

Следующая серия вопросов касается изображений апостолов. По-моему, это феерично:

В о п р о с. Что делает следующий за ним?
О т в е т. Он держит блюдо, чтобы получить то, что дает ему святой Петр.
В о п р о с. Скажите, что делает третий?
О т в е т. Он чистит себе зубы вилкой.

А вот более чем логичный и по делу вопрос, идущий вразрез с популярным мнением об инквизиции как исключительно карательном органе:

В о п р о с. Разве те украшения, которые вы, живописец, имеете обыкновение добавлять на картинах, не должны подходить и иметь прямое отношение к сюжету и главным фигурам???

И пояснение к нему:

В о п р о с. Известно ли вам, что в Германии и в других местах, наводненных ересью, существует обыкновение при помощи картин, полных непристойности и подобных вымыслов, унижать и осмеивать положения святой католической церкви, чтобы внушать таким образом ложное учение людям невежественным и глупым?
В о п р о с. В «Вечере», сделанной вами для Санти Джованни э Паоло, что обозначает фигура того, у кого кровь идет из носа?
О т в е т. Это слуга, у которого случайно пошла носом кровь.
В о п р о с. Что обозначают эти люди, вооруженные и одетые, как немцы, с алебардою в руке?"

Основной вопрос звучал примерно так: «Что здесь делают все эти люди?»

На что что Веронезе дал прекрасный и исчерпывающий ответ. В стиле: «я художник, я так вижу!»:

О т в е т. Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие, и я изобразил этих людей…

Он действительно был прекрасным художником, чьи работы украшали множество зданий в Венеции. Так что члены инквизиции поняли мастера. И единственной санкцией стало:

«названный Паоло обязан исправить и улучшить свою картину в течение трех месяцев, считая со дня приговора, и это — соответственно решению и постановлению священного трибунала, и все за счет самого художника. А если он не исправит картину, он будет подвергнут наказанию, налагаемому священным трибуналом».

И Веронезе — куда ж деваться! — исправил. Правда, и здесь отличившись новизной подхода, поскольку исправил… название. С «Тайной Вечери» на «Пир в доме Левия».

Согласно евангельскому тексту:

«И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними».

Что Святая Инквизиция, как ни странным это покажется, вполне приняла.

Да и орденский собор нужно было украшать…



Сохрани статью себе в соцсеть!





Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *