Как победить смерть на автотрассах? Часть 1

08.03.2018

Мой водительский стаж перевалил за пятьдесят. За эти годы всякое случалось. Штрафы, проколотые шины, поломки, аварии — по счастью, без членовредительства. Мне повезло в том плане, что самоубийцы не перебегали дорогу, и с дорожными хулиганами, способными даже на убийство из-за беспечной и опасной езды, я не пересекался.

Как победить смерть на автотрассах? Часть 1

Сам я этим не страдал, водил аккуратно и никогда не садился за руль в состоянии подпития. И как-то думал, что так будет и дальше. Еще долгие годы. Когда был помоложе, то считал, что старики (под этим словом я подразумеваю и женщин почтенного возраста) должны проходить медицинский осмотр. Не такой идиотский, каким он был в Союзе, когда человек должен был проходить через процедуры, как будто его в космонавты готовили. Но хотя бы на остроту зрения…

Сейчас я так не считаю. Но проблема все равно остается. Люди слабеют здоровьем с возрастом, и зачастую вождение машины для старых людей перестает быть рутинным делом, с которым раньше они справлялись без особых проблем.

Не помню, сколько лет назад я в первый раз прочитал о разработке беспилотных автомобилях, то есть машин без шофера. Единственно, что сразу же пришло на ум: какова будет реакция водителей траков на такого рода новинку. Невозможно было представить, что десятки тысяч их постепенно окажутся без работы. И если учесть, что дальнобойщики — это, как правило, люди с крутым характером, то можно было легко представить, с каким гостеприимством они встретят машины без водителей в кабинах. Вряд ли мы увидим даже опыты с траками.

Но легковушки без водителей — это совсем другая песня. К ним можно привыкнуть. Это совсем не значит, что за рулем вообще никого не будет. Человек будет сидеть, но через несколько дней общения с такой машиной он рискнет нажать кнопку. Она переведет его машину в режим автоматического вождения, затем можно снять руки с рулевого колеса и дать ногам покой. А машина будет ехать.

Когда появится красный свет светофора, нога водителя автоматически дернется к педали тормоза, но компьютер будет быстрее, и машина сама начнет тормозить, оставаясь в общем потоке. Она остановится на достаточном расстоянии от впереди идущего автомобиля, обеспечивая безопасность движения, повернет куда надо водителю — он же задаст ей направление движения, и доставит его в нужную конечную точку.

Но сегодня пока что 80% американцев боятся сесть за руль таких машин. Причина одна — недоверие к самоуправляемому авто, то есть к электронной автоматике. Из множества причин можно назвать одну — такие машины будут убаюкивать водителей в дороге, и они перестанут за ней следить.

А за компом нужен глаз да глаз. А если он что-то натворит? А если он столкнется с экстремальной ситуацией? А если она выльется в аварию? Кто будет отвечать? За такого рода вопросами стоит глубокое недоверие людей. Человек предпочитает иметь дело с живым профессионалом, например, доктором — пусть он поставит диагноз, но не его компьютер. Что мы предпочтем, когда попадаем в суд? Чтобы нас судил бездушный автомат или все же человек?

Как победить смерть на автотрассах? Часть 1

Великий Айзек Азимов писал фантастические романы о взаимоотношениях человека и робота. Каждый раз он устанавливал границу, которую роботы не могли переступить. Азимов показывал, что роботы, зачастую, много лучше справляются с человеческими проблемами. Но свое место они должны были знать. Симпатии писателя были на стороне живых людей. Наложенные им ограничения на роботов он всегда оправдывал.

Ученые Чикагского университета проводили опыты, определяющие отношение людей к самим себе и компьютерам. Была поставлена задача выяснить, что должен делать гипотетический выпускник университета, чтобы сделать лучшую карьеру. Состязались компьютер и человек. Когда делал ошибку человек, его мнение о себе не менялось. Когда же ошибку делал комп, все остальные правильные действия отметались. Ошибка компа ему не прощалась. Испытуемые предпочитали ошибаться несколько раз, чем доверить дело карьеры бездушной электронике. Пусть она сделает всего лишь одну ошибку.

Какова сегодня ситуация с вождением машины человеком? Мы говорим об общественном здоровье. В 2016 году на дорогах погибло более 37 тысяч человек. А сколько покалеченных на всю жизнь, «просто» раненых… Причина? Большинство аварий случилось из-за человеческих ошибок.

Как победить смерть на автотрассах? Часть 1

И не надо напрягать фантазию, чтобы определить их. Достаточно назвать красный свет светофора, на который ехали, едут и будут ехать. Перспективы весьма мрачные, ибо количество людей за рулем растет пропорционально росту населения. Если процент нарушителей остается неизменным, то это в лучшем случае.

От аварий в США гибнут больше чем от огнестрела. Но сегодня мы протестуем против вооруженного насилия, и что-то не виден протест против беспечной езды. Его нет. Общество относится к авариям как к неизбежному злу. Конечно, делается многое для предотвращения гибели людей на дорогах. Ремни безопасности давно уже вошли в сознание людей как необходимый элемент вождения. То же можно сказать о подушках безопасности. Их несколько в машинах, принадлежащих людям среднего класса. То же самое можно сказать об антиблокировочных тормозах.

Тысячи и тысячи жизней спасены только благодаря этим приспособлениям. Никто против них не протестует. Но…

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *