Что демонстрирует выставка «Экспрессионизм в русском искусстве» в корпусе Бенуа?
18.11.2018
Русский музей в корпусе Бенуа регулярно проводит выставки картин русских художников разных направлений и периодов творчества, представляя не только хорошо известные работы, но и те, что хранятся в запасниках музея или в других коллекциях. В октябре 2018 г. открылась очередная выставка. |
Корпус Бенуа
Эта выставка состоит из 250 работ: живопись, графика и скульптуры, объединенные одним термином — экспрессионизм. Она дает возможность увидеть самое интересное, что создавалось в России в первую треть прошлого века, когда происходили трагические события: война, революция, изменение устоев общества, ожидание катастрофы. Конечно, это находило отражение в работах не только художников, но и во всех других областях творчества.
После открытия выставки в отзывах и публикациях в Интернете высказывались разные мнения: относить ли все представленные работы к стилю экспрессионизма, или это что-то другое — модернизм, постмодернизм, кубизм, и т. д. Оставим споры профессионалам, а мне выставка доставила удовольствие и возможность сравнить живопись более известных нам импрессионистов конца ХIХ — начала ХХ века с малознакомым экспрессионизмом.
Художники-импрессионисты изображали сцены из реального мира, передавая свои впечатления от них. Они накладывали краски отдельными мазками и использовали контрастные тона — красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и голубой — на одном участке картины. И надо отойти на достаточное расстояние от полотна, чтобы воспринять целиком сюжет и впечатлиться.
Творчество западных импрессионистов Огюста Ренуара и Клода Моне, Эдуарда Мане и Анри Матисса, Пабло Пикассо и Поля Гогена и других широко известно и представлено во многих музеях мира, в том числе и у нас в Эрмитаже.
В стиле импрессионизма работали и многие русские художники конца ХIХ, начала ХХ века: Константин Коровин, Валентин Серов, Игорь Грабарь, Зинаида Сереребрякова, Филипп Малявин, Константин Юон и другие. В России поначалу их работы подвергались резкой критике, но время расставило все по своим местам.
Работы художников-экспрессионистов сильно отличаются от их предшественников и по стилю письма, и по восприятию мира, по передаче настроения, чувств, переживаний. Экспрессионисты не только воспроизводят действительность, но и выражают своё эмоциональное состояние.
Для выражения чувства раздражения, отвращения или тревоги они использовали угловатые, искорёженные линии, деформацию предметов, быстрые и грубые мазки, кричащий колорит, отдавали предпочтение контрастным цветам, чтобы усилить воздействие на зрителя и не оставить его равнодушным. На смену благостному спокойному периоду жизни конца ХIХ столетия пришли времена военных и революционных потрясений, и поэтому здесь мало красивых сюжетов, мало пейзажей, лирических портретов. Даже рамы на картинах в основном черные или темного цвета.
В экспозиции выставки представлено по несколько работ известных художников-экспрессионистов: Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, В. В. Кандинского, М. З. Шагала, П. Н. Филонова, Б. Д. Григорьева, О. В. Розановой, И. И. Машкова, С. А Нагубникова, А. М. Гусятинского, С. В. Герасимова и других.
Все работы показать в статье невозможно, остановлюсь лишь на некоторых, наиболее понравившихся.
Б. Д. Григорьев, «Портрет В. Э. Мейерхольда», 1916 г.
В первую очередь — яркий портрет В. Э. Мейерхольда, написанный в 1916 году Борисом Дмитриевичем Григорьевым. Пожалуй, это самая яркая работа на выставке. Какой контраст красок и действия!
М. Шагал, «Красный еврей», 1915 г.
Очень понравился портрет «Красный еврей» Марка Шагала, написанный в 1915 году, выразительный, реалистичный, он показывает усталого, побитого жизнью человека. И опять контраст черного и красного.
Здесь можно увидеть две небольшие работы В. В. Кандинского — «Мурнау. Летний Пейзаж» и «Импровизация», но ни та, ни другая меня не впечатлили.
В. В. Кандинский, «Мурнау. Летний Пейзаж»
В. В. Кандинский, «Импровизация»
«Импровизация» — надо долго стоять и думать, что хотел показать художник…
Есть несколько картин петербургских экспрессионистов на городскую тематику — например, «Невский ночью. Извозчик» (1923 г.), автор Рудольф Рудольфович Френц.
Р. Р. Френц, «Невский ночью. Извозчик», 1923 г.
И «Летняя ночь за Нарвской заставой» (автопортрет), 1923 г., художник Семен Андреевич Павлов.
С. А. Павлов, «Летняя ночь за Нарвской заставой» (автопортрет), 1923 г.
Очень трогательна и печальна картина «Музыканты» художника Николая Ивановича Дормидонтова (1931−1934 гг.) Зима, по заснеженной деревенской улице идут, вероятно, отработав где-то, старик-музыкант с барабаном за спиной и подросток-инвалид, с ними собака. И задний фон — тоже безрадостный.
Н. И. Дормидонтов, «Музыканты», 1931−1934 гг.
Оригинальны два женских портрета. «Цыганка» Святослава Нагубникова (1910−11 гг.) — усталая, с задумчивым взглядом.
С. Нагубников, «Цыганка», 1910−11 гг.
И уличная девица «Катька» Владимира Васильевича Лебедева (1918 г.), готовая на всё, разбитная, нарумянены щеки, приподнята юбка, в глазах ожидание.
В. В. Лебедев, «Катька», 1918 г.
Обе примерно из одного времени, трудного, непонятного. Какое время, такие и портреты.
Оригинальны работы талантливой художницы Натальи Сергеевны Гончаровой — четыре Евангелиста, выполненные в разных цветах: синий, красный, серый и зеленый.
Н. С. Гончарова, «Четыре Евангелиста»
И «Прачки».
Н. С. Гончарова, «Прачки»
Работы совершенно разноплановые, но что-то их объединяет. Возможно, цветовая гамма? Мне они понравились, особенно Евангелисты.
Что касается графики и скульптур — этих работ мало, они не произвели особого впечатления.
Такие выставки бывают нечасто, и чтобы иметь представление об отечественном экспрессионизме, стоит посетить выставку «Экспрессионизм в русском искусстве».
- Как зарождался сценический реализм? К 230-летнему юбилею Михаила Щепкина
- О чём мечтает американский композитор Праймос Фаунтейн?
- Чем в фильмах заменяют снег?
- Кто переводил книги Астрид Линдгрен на русский язык? К 111-летию со дня рождения писательницы
- Сочиняем песню - 8. Кто её оценит?
- Сочиняем песню - 7. Как протекает творческий процесс?
- Сочиняем песню - 6. Как написать песню на чужие стихи?
- Над чем смеялись в XIX веке? О девочке Василии, воровстве и приключениях Гоголя
- Как выглядел мемориал в Танненберге?
- Сочиняем песню - 5. Что такое благозвучие?
Добавить комментарий