Борис Михайлович Кустодиев: в чем ошибался великий Бенуа?

"…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость…" Бенуа.

«Гулянье на Волге», 1909 г.

Слова Бенуа как никогда подходят к одной из знаменитых картин Кустодиева «Ярмарка», которая была написана им в 1906 году и хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее.

Здесь мастер воспевает мир русской провинции. Художника привлекает тема шумных деревенских праздников, ярмарочных гуляний и веселых танцев. В картине расшитая одежда, яркие ковры, расписные игрушки, сани и карусели. Много цветных шалей, а самое главное — в картине нет места серому небу, нищете и усталости.

Б. Кустодиев, «Ярмарка», 1906 г.

Источники говорят нам о том, что посещая картинные галереи Парижа и Милана, живописец стал тосковать по родине. Он раньше срока уезжает из Европы в Россию и сразу едет в провинцию, где с большим увлечением уходит в работу. Картина «Ярмарка» стала одной из самых замечательных работ, посвященных миру русской провинции.

Но была у цитаты из начала этой статьи и вторая часть. Увы!

«…Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучновато, вяло, часто даже безвкусно. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему».

Б. Кустодиев, «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой», 1907 г.

Но как хочется воскликнуть: «Как здорово вы ошиблись, господин Бенуа, в оценке творчества мастера!» Чего стоит хотя бы его работа «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907 г.), экспонирующаяся в Самарском областном художественном музее. Мы видим светловолосую девочку в белом платье, которая удивленно глядит на зрителя, протягивая букет ярко-синих цветов, а другой рукой держится за собаку. От картины веет очарованием образа радостного и счастливого детства.

А как же его неповторимые «Купчихи»? Кустодиев наделил каждую особой яркой индивидуальностью, но есть качества, которые и объединяли их. Купчихи получались у художника томные и нарядные, чуть сонные, изображенные не без юмора.

Б. Кустодиев, «Купчиха за чаем», 1918 г.

Но самое главное заключалось в том, что его полотна — это живое свидетельство той патриархальной России, которая вскоре осталась в прошлом. Несомненно, купеческий цикл его работ (да и не только он) связан с этой темой, и тем притягательны его картины для будущих поколений. Вершиной работ знаменитого художника можно назвать произведение «Купчиха за чаем». Эта картина — прежде всего образ спокойной, благоустроенной жизни, прямо противоположной той, что была потом в послереволюционные годы.

И в заключение статьи хотелось отметить интересную деталь из биографии мастера. Последние 15 лет великий художник был прикован к постели и свои выдающиеся работы был вынужден писать лежа. Однако именно в этот тяжелый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные работы. И, конечно, их не назовешь скучными. Особенно интересна работа «Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семенова» (1921). Художник написал портрет двух еще никому не известных людей, словно предвосхищая их дальнейшую звездную научную судьбу.

Б. Кустодиев, «П. Л. Капица и Н. Н. Семёнов», 1921 г.

Кустодиев был в числе тех художников, которые приняли Октябрьскую революцию. Они верили в будущее новой России, хотя голод, война и разрушения подрывали веру в светлые идеалы. Художник скончался весной 1927 года и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.



Сохрани статью себе в соцсеть!




Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *